Использование раздаточного материала
Чтобы научить слабовидящих детей письму, следует применять систему разнообразных упражнений, которые постепенно уменьшают необходимость в постоянном зрительном самоконтроле. При начертании букв это достигается путем выработки автоматизма грамотного письма. Очень ценным в отношении выработки навыков грамотного письма является применение тетрадей с готовой ос-
новой для выполнения упражнений Это освобождает учащихся от ненужного механического переписывания текста, снижает зрительную нагрузку и способствует охране зрения. Вместе с этим использование тетрадей с готовой основой является важным средством правильного употребления орфограмм и выработки навыков автоматизма грамотного письма, что особенно важно применительно к слабовидящим.
Для овладения правописанием и обогащения словарного запаса слабовидящим детям рекомендуется вести словарики; на левой половине словарика наклеивается картинка, на правой стороне пишутся слова, обозначающие содержание этой картинки. Это помогает осознанно запомнить наглядный образ изображенного предмета, уяснить значение слова и закрепить связь между образом и обозначающим его словом.
При закреплении и повторении учебного материала в качестве раздаточного материала используются разно* образные карточки с текстами для упражнений. При этом текст подбирается с учетом трудностей, которые обнаруживаются у того или иного ученика при обучении грамотному письму.
Слабовидящие дети, пользуясь карточками, могут выполнять целый ряд самостоятельных работ как в классе, так и при выполнении домашних заданий (составление письменных предложений, склонение существительных по падежам, составление небольших рассказов по картинкам, написание сочинений-миниатюр — «Осень», «Новогодняя елка», «Зимние игры и забавы» и др.). Целый ряд карточек используется для тренировочных упражнений в грамотном письме.
Чтобы развивать у учащихся образные представления и воссоздающее воображение, на начальных этапах обучения применяются также картинки-иллюстрации к басням, рассказам, сказкам, стихотворениям. Рассматривая картинки, дети воссоздают зрительные образы, модифицируют их и закрепляют в памяти. Опираясь на наглядные представления предметов, процессов и явлений, учащиеся раскрывают конкретное содержание понятий, обогащают словарный запас, формируют связную речь, образное мышление.
На карточках, предназначенных для закрепления правописания некоторых трудных слов, даются упражнения (дописать незаконченное предложение, отгадать загадку
по рисунку и др.). Даются также отдельные слова, из которых учащимся предлагается составить связный текст. Предусматривается1 целый ряд самостоятельных работ, направленных на развитие образного мышления и связной речи. Так, например, даются задания, в которых предлагается объяснить образные выражения, переносный смысл загадок и пословиц, выполнить по картинке или на основе наблюдений небольшие сочинения и т. п.
Чтобы научить детей правильно соотносить слово с конкретным образом, предусматривается целый ряд самостоятельных работ. Например, соотнесение серий натуральных предметов и серий предметных картинок, связанных смысловым содержанием. Опираясь на восприятие предметов и образы памяти, дети непосредственно чувственно и мысленно устанавливают логические связи между ними, составляют связный рассказ, дают ему заглавие и воспроизводят его в устной или письменной форме. По карточкам также может проводиться комментированное письмо. В некоторых случаях ученики не пишут, а только объясняют необходимые грамматические правила. Применяются также карточки с деформированным текстом для составления связного рассказа, пишутся сочинения-миниатюры или составляются предложения по опорным словам, предлагаются грамматические игры и занимательные грамматические задачи. Все это способствует развитию речи, логической памяти, образного мышления и помогает слабовидящим детям овладеть знаниями по грамматике и правописанию.
При использовании раздаточного материала учитель тщательно продумывает характер индивидуальных заданий с учетом особенностей развития и специфических трудностей в усвоении знаний каждым учеником.
Вопросы, сформулированные в карточках, предусматривают активизацию мыслительной деятельности, развитие речи и других высших форм познавательной деятельности. Раздаточный материал может иметь самые разнообразные формы: рисунки, репродукции с картин художников, открытки, тексты для упражнений, грамматические схемы, таблицы, иллюстрирующие правила правописания, орфографии и др.
В качестве раздаточного материала могут использоваться математические, географические и другие таблицы. При выполнении самостоятельной работы с привлечением 'таблиц учащиеся пользуются разными формами ум-
с i венной деятельности; анализирующее восприятие, сравнение, перенос по аналогии, например подбор собственных примеров, иллюстрирующих правила и теоретические положения, самостоятельное составление загадок, рассказов.
Важное значение приобретает использование разныч упражнений, способствующих развитию приемов классификации, рассуждений, умозаключений и т п Опираясь на иллюстративные средства наглядности, учащиеся решают разные грамматические задачи, обогащают словарный запас, например, выписывают слова, обозначающие предметы, подбирают прилагательные к существительным, составляют отдельные предложения и связные рассказы по картинкам, наблюдениям и т п Опора на наглядный образ способствует фиксации в памяти и воспроизведению словесных систем связей Так, например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» для закрепления материала учащимся может быть дано задание составить по картинке рассказ, употребляя в нем сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени Учащимся, которые очень плохо видят, рассказы можно давать в устной форме Аналогичные задания можно выполнять при изучении других разделов родного языка
На уроках могут применяться разные схемы для синтаксического разбора предложений, а также карточки с графическим оформлением предложений Для развития устной и письменной речи широко используется работа с литературными текстами На уроках литературного чтения учащимся адется материал, включающий трудные грамматические элементы Работая с литературными текстами, они уясняют многие слова, литературные образные выражения Это способствует развитию речи и уяснению грамматических понятий и развивает грамматическое мышление
В целях обогащения представлений при обучении слабовидящих применяются разнообразные средства наглядности: натурные объекты, модели, макеты, чучела животных, действующие механизмы, игрушки, имеющие познавательное значение, картинки, рисунки, схемы, чертежи, диаграммы, условные обозначения и т п
Все описанные методические учебные пособия в большинстве случаев могут привлекаться при фронтальных формах обучения В некоторых случаях использование
ПО
наглядных пособий требует индивидуального подхода е учетом степени и характера нарушения зрительных функций каждого слабовидящего ребенка, особенно в начальных классах