Использование раздаточного материала

Чтобы научить слабовидящих детей письму, следует применять систему разнообразных упражнений, которые постепенно уменьшают необходимость в постоянном зри­тельном самоконтроле. При начертании букв это дости­гается путем выработки автоматизма грамотного письма. Очень ценным в отношении выработки навыков грамот­ного письма является применение тетрадей с готовой ос-

новой для выполнения упражнений Это освобождает учащихся от ненужного механического переписывания текста, снижает зрительную нагрузку и способствует охра­не зрения. Вместе с этим использование тетрадей с го­товой основой является важным средством правильного употребления орфограмм и выработки навыков автома­тизма грамотного письма, что особенно важно примени­тельно к слабовидящим.

Для овладения правописанием и обогащения словар­ного запаса слабовидящим детям рекомендуется вести словарики; на левой половине словарика наклеивается картинка, на правой стороне пишутся слова, обозначаю­щие содержание этой картинки. Это помогает осознанно запомнить наглядный образ изображенного предмета, уяснить значение слова и закрепить связь между образом и обозначающим его словом.

При закреплении и повторении учебного материала в качестве раздаточного материала используются разно* образные карточки с текстами для упражнений. При этом текст подбирается с учетом трудностей, которые обнару­живаются у того или иного ученика при обучении гра­мотному письму.

Слабовидящие дети, пользуясь карточками, могут вы­полнять целый ряд самостоятельных работ как в классе, так и при выполнении домашних заданий (составление письменных предложений, склонение существительных по падежам, составление небольших рассказов по картин­кам, написание сочинений-миниатюр — «Осень», «Ново­годняя елка», «Зимние игры и забавы» и др.). Целый ряд карточек используется для тренировочных упраж­нений в грамотном письме.

Чтобы развивать у учащихся образные представления и воссоздающее воображение, на начальных этапах обу­чения применяются также картинки-иллюстрации к бас­ням, рассказам, сказкам, стихотворениям. Рассматривая картинки, дети воссоздают зрительные образы, модифи­цируют их и закрепляют в памяти. Опираясь на нагляд­ные представления предметов, процессов и явлений, уча­щиеся раскрывают конкретное содержание понятий, обо­гащают словарный запас, формируют связную речь, об­разное мышление.

На карточках, предназначенных для закрепления пра­вописания некоторых трудных слов, даются упражнения (дописать незаконченное предложение, отгадать загадку




по рисунку и др.). Даются также отдельные слова, из ко­торых учащимся предлагается составить связный текст. Предусматривается1 целый ряд самостоятельных работ, направленных на развитие образного мышления и связ­ной речи. Так, например, даются задания, в которых предлагается объяснить образные выражения, перенос­ный смысл загадок и пословиц, выполнить по картинке или на основе наблюдений небольшие сочинения и т. п.

Чтобы научить детей правильно соотносить слово с конкретным образом, предусматривается целый ряд са­мостоятельных работ. Например, соотнесение серий на­туральных предметов и серий предметных картинок, свя­занных смысловым содержанием. Опираясь на восприя­тие предметов и образы памяти, дети непосредственно чувственно и мысленно устанавливают логические связи между ними, составляют связный рассказ, дают ему за­главие и воспроизводят его в устной или письменной форме. По карточкам также может проводиться ком­ментированное письмо. В некоторых случаях ученики не пишут, а только объясняют необходимые грамматиче­ские правила. Применяются также карточки с деформи­рованным текстом для составления связного рассказа, пишутся сочинения-миниатюры или составляются пред­ложения по опорным словам, предлагаются грамматиче­ские игры и занимательные грамматические задачи. Все это способствует развитию речи, логической памяти, об­разного мышления и помогает слабовидящим детям ов­ладеть знаниями по грамматике и правописанию.

При использовании раздаточного материала учитель тщательно продумывает характер индивидуальных зада­ний с учетом особенностей развития и специфических трудностей в усвоении знаний каждым учеником.

Вопросы, сформулированные в карточках, предусмат­ривают активизацию мыслительной деятельности, раз­витие речи и других высших форм познавательной дея­тельности. Раздаточный материал может иметь самые разнообразные формы: рисунки, репродукции с картин художников, открытки, тексты для упражнений, грам­матические схемы, таблицы, иллюстрирующие правила правописания, орфографии и др.

В качестве раздаточного материала могут использо­ваться математические, географические и другие таблицы. При выполнении самостоятельной работы с привлечени­ем 'таблиц учащиеся пользуются разными формами ум-

с i венной деятельности; анализирующее восприятие, срав­нение, перенос по аналогии, например подбор собствен­ных примеров, иллюстрирующих правила и теоретиче­ские положения, самостоятельное составление загадок, рассказов.

Важное значение приобретает использование разныч упражнений, способствующих развитию приемов класси­фикации, рассуждений, умозаключений и т п Опираясь на иллюстративные средства наглядности, учащиеся ре­шают разные грамматические задачи, обогащают словар­ный запас, например, выписывают слова, обозначающие предметы, подбирают прилагательные к существитель­ным, составляют отдельные предложения и связные рас­сказы по картинкам, наблюдениям и т п Опора на на­глядный образ способствует фиксации в памяти и вос­произведению словесных систем связей Так, например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» для закрепления материала учащимся может быть дано задание составить по картинке рассказ, употребляя в нем сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени Учащимся, которые очень плохо видят, рассказы можно давать в устной форме Аналогичные за­дания можно выполнять при изучении других разделов родного языка

На уроках могут применяться разные схемы для син­таксического разбора предложений, а также карточки с графическим оформлением предложений Для развития устной и письменной речи широко используется работа с литературными текстами На уроках литературного чте­ния учащимся адется материал, включающий трудные грамматические элементы Работая с литературными тек­стами, они уясняют многие слова, литературные образ­ные выражения Это способствует развитию речи и уяс­нению грамматических понятий и развивает граммати­ческое мышление

В целях обогащения представлений при обучении сла­бовидящих применяются разнообразные средства нагляд­ности: натурные объекты, модели, макеты, чучела жи­вотных, действующие механизмы, игрушки, имеющие по­знавательное значение, картинки, рисунки, схемы, черте­жи, диаграммы, условные обозначения и т п

Все описанные методические учебные пособия в боль­шинстве случаев могут привлекаться при фронтальных формах обучения В некоторых случаях использование

ПО

наглядных пособий требует индивидуального подхода е учетом степени и характера нарушения зрительных функ­ций каждого слабовидящего ребенка, особенно в началь­ных классах

Наши рекомендации