Некоторые особенности обучения родному языку и развитию речи

В начальных классах дети овладевают грамотным письмом, чтением, счетом, изучают основные правила грамматики и правописания У слабовидящих детей при этом возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов

Некоторые слабовидящие школьники медленнее овла­девают звуковым анализом и синтезом В связи с этим рекомендуется применять разные методические приемы,

способствующие преодолению этих недостатков, напри­мер выделение из предложений слов, слогов, определе­ние, какой звук слышится в начале, середине, конце сло­ва, рекомендуется в письменной речи делить слова на слоги, придумывать слова, состоящие из одного, двух трех слогов, составлять слова из рассыпной азбуки При письменных упражнениях заменять и вставлять в табли­цы с готовой основой буквы и слоги Важно применять упражнения по дифференциации сходных звуков, на­учить учащихся прислушиваться к собственному произно­шению слов, для того чтобы выделить указанные звуки и слоги, и многие другие упражнения, которые обычно при­меняются на первоначальном этапе обучения в школе

Трудности, связанные с овладением звуковым соста­вом слова и определением порядка звуков, нередко обна­руживаются в письменной речи Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной мере объясняются неполноценностью зрительного восприч-тия текста С недостатками зрительного восприятия свя­заны также пропуски гласных букв, замены, перестанов­ки и т п Однако далеко не у всех детей недостатки зву­кового анализа связаны с неполноценностью зрения У некоторых из них они обусловлены недоразвитием фо­нематического слуха, неумением сосредоточить внимание на фонемах Чтобы преодолеть эти трудности, рекомен­дуется подбирать для детей индивидуальные упражне­ния с учетом их специфических трудностей в усвоении учебного материала и недостатков развития зрения и речи

Дети с частичной атрофией зрительного нерва допу­скают больше ошибок во время осуществления звуково­го анализа и синтеза, чем дети с аномалиями рефракции У некоторых слабовидящих школьников с частичной ат­рофией зрительного нерва отмечаются грубые фонемати­ческие ошибки1 искажение букв, пропуски, перестановки, внесение лишних букв, замены одних букв другими и т п Следует отметить, что некоторые ошибки у этих детей встречаются на всех годах обучения в начальных классах

В связи с недостатками слухового Анализа и синтеза эти дети делают большее число ошибок в диктантах, а не в списываемых ими текстах. Изучение знаний некоторых учащихся показало, что слабовидящие дети, не имеющие нарушений фонематического анализа и синтеза, делают




больше ошибок при списывании (данные Н. С. Ко-стючек).

В связи с развитием в процессе обучения слухового анализа и синтеза количество допускаемых в диктантах ошибок значительно снижается. Звуковой анализ и син­тез могут быть развиты в процессе чтения, письма, изуче­ния грамматики, развития речи.

При выполнении слабовидящими письменных работ., необходимо обеспечить соответствующие гигиенические условия. Желательно, чтобы слабовидящие дети с остротой зрения 0,1 и ниже пользовались тетрадями со специаль­ной разлиновкой. Писать при этом следует черными чер­нилами.

В целях охраны зрения слабовидящим не следует да­вать большое число письменных заданий. Значительное место должен занять анализ допущенных ошибок и др. При проверке письменных упражнений не рекомендуется подчеркивать ошибки. Следует практиковать отметки на полях около соответствующей строки. Учащийся сам дол­жен отыскать допущенную ошибку и выписать ее с со­блюдением правил правописания. При анализе ошибок внимание детей необходимо обращать на то правило, которое было нарушено в результате допущенной ошиб­ки. При этом им предлагается самостоятельно подобрать примеры или упражнения на данное правило. Ученикам первого класса (второе полугодие) со зрением 0,1 и ниже при наличии у них большой замедленности и трудностей при письме рекомендуется давать для списывания тексты, которые содержат не более 20 слов.

Ученики II класса (при таком же зрении) не должны списывать более 30 слов. Ученикам I класса следует пи­сать диктанты, тексты которых состоят из 16—23 слов; ученикам II класса — диктанты из 18—30 слов. Тем сла­бовидящим детям, которые справляются с учебным мате­риалом, сокращать объем текстов при списывании не сле­дует; исключение должны составлять учащиеся, у кото­рых отмечаются нарушения письма или выраженная его замедленность.

Фонематический слух может развиваться у детей не только в связи с обучением родному языку, но и на дру­гих занятиях (пение, ритмика, музыка). Такие занятия способствуют формированию слухового внимания, зву­ковой памяти, чувства ритма и т. п. Все это в значитель­ной мере способствует развитию слухового восприятия,

слуховых представлений и определенным образом вли­яет на улучшение звукового анализа и синтеза.

У многих слабовидящих учащихся начальных классов с остротой зрения 0,1 и ниже, особенно при частичной атрофии зрительного нерва, встречаются трудности при чтении (пропуски, замены букв и др.). В связи с этим по отношению к таким учащимся следует осуществлять ин­дивидуальный подход. Кроме того, в качестве помощни­ков при выполнении учениками домашних заданий надо привлекать их родителей и других членов семьи. При на­рушении зрения грамматический строй речи не страдает. Многие слабовидящие дети имеют по русскому языку и литературе отличные и хорошие оценки. Вместе с тем учащиеся с нарушением зрения делают в письменных ра­ботах сравнительно большее количество морфологиче­ских и синтаксических ошибок. И. П. Чигринова показа­ла, что недостатки и ошибки в письменных работах сла­бовидящих объясняются несовершенством методов обу­чения слабовидящих детей родному языку и недооценкой особенностей развития их речи.

Чтобы облегчить запоминание и воспроизведение про­читанного материала, следует давать небольшие части текста рассказа, а потом читать и воспроизводить рассказ в целом. Надо как можно больше читать и рассказывать вслух во время занятий в школе и дома. Рекомендуется также рассказывать вслух содержание прочитанных книг, прослушанных по радио детских передач, воспринятого во время экскурсий, прогулок и т. п. Очень важно при этом научить детей кратко формулировать свои мысли, правильно использовать словарный запас и грамматиче­ский строй. Развитие устной речи оказывает положитель­ное влияние на формирование правильной лаконичной письменной речи, овладение которой имеет для слабови­дящих особенно большое значение.

Наши рекомендации