Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала

Памятка « Модель успешного занятия по ФЭМП».

Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Основные математические понятия вы видите на экране.

Это:

- множество;

- число;

- счётная и вычислительная деятельность;

- величина;

- геометрические фигуры;

- время;

- пространство.

Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как “небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования”.

Готовность воспитателя к занятию.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и ЗАНЯТИЯ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

Занятия рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО, но не с развитием речи.

К занятиям необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний;

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал;

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.);

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

Различают типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр,

2) занятия в форме дидактических упражнений,

3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.

Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.

Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

Вид занятия зависит от программных задач:

1) занятие полностью посвящено изучению нового материала;

2) занятие полностью посвящено повторению;

3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто);

4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!).

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие?

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять);

2) развивающие – что развивать, закреплять:

- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,

- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Выбор оптимальных методов и приемов.

Игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения.

Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения(как выполнить данную задачу),

- указаниявоспитателя (в основном с детьми),

- план действийстаршего дошкольного возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

Наши рекомендации