Виды раздаточного материала

  • Карточки с фрагментом текста и система заданий. Индивидуальная или групповая работа с документом.
  • Фрагмент или текст документа целиком баз вопросов и заданий.

Самый сложный приём работы с документом связан с чтением источника: язык архаичный >>> требует объяснений и комментируется учителе.

Методы работы с документом

v Репродуктивный метод (комментирование учителя).

· Вводное слово учителя: информация о документе, целесообразность и направленность работы.

· Чтение документа (чтение вслух документа вместе с учителем + словарная работа).

· Приём комментированного чтения.

· Обобщающее слово учителя (оценка документа).

v Проблемный метод. При изучении информации документа перед учащимися ставится проблема, и учитель должен указать пути разрешения данной проблемы.

· Проблема (вводное слово учителя + задание).

· Первичное ознакомление с приёмами учебного исследования.

· Анализ документа (демонстрация использования того или иного приёма).

· Заключение учителя (проверка значимости).

V Частично-поисковый метод.

· Вводное слово, постановка учебно-познавательных задач, вводная беседа.

· Чтение документа вслух.

· Аналитическая беседа.

· Обобщающая беседа.

v Исследовательский метод.Используется при наличии у учащихся опыта работы с документами.

· Подготовка к восприятию.

· Первичное ознакомление с текстом.

· Анализ текста.

· Оценка, выводы, обобщения.

Лекция №7.Урок истории и подготовка к нему учителя

Требования к уроку истории.

Типология уроков истории

Подготовка к уроку. Основные этапы и аспекты. Выбор типа урока. Определение цели урока. План, план-конспект и конспект к уроку.

Формы организации обучения: 1) экскурсия; 2) индивидуальные занятия; 3) семинар; 4) лекция; 5) зачёт, экзамен; 6) урок (основная форма обучения).

Урок –основная форма учебно-воспитательной работы.

Признаки урока:1) постоянный состав учащихся в классе приблизительно на равной стадии развития; 2) определённая продолжительность занятий, твёрдое расписание; 3) непосредственное руководство учителя работой учащихся; 4) применение разнообразных методов обучения; 5) возможность сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Компоненты урока:урок – сложный педагогический комплекс, состоящий из 1) источников знаний, благодаря которым учащиеся овладевают содержанием урока; 2) различных звеньев обучения (согласно этапам развития усвоения); 3) различных форм учебной деятельности.

Требования к уроку:

1) Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (формирование мировоззрения, развитие способностей, качественное просветление).

2)Урок должен давать полноценные исторические знания >>> достоверность исторической информации, должен соответствовать уровню развития современной науки, реставрация (реконструкция) прошлого.

3)Создание перспективности при изучении прошлого ( как из прошлого возникает настоящие, прогнозируется будущие). >>> Передача учащимся знаний и достижений и понимание закономерностей исторического развития.

4)Урок должен иметь научно обоснованную организацию деятельности.

5)Урок должен быть развивающим, в широком смысле слова, т.е развитие способностей, интеллектуальное развитие.

6)Урок должен быть результативным >>> реализует свою цель и становится знанием.

Типология уроков

Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.

1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам >>> дидактическое направление >>> урок – дидактическая категория. Сущность урока – процесс завоевания знаний, который проходит определённые этапы. Этапы зависят от дидактической задачи >>> урок зависит от дидактической задачи.

I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний.

II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.

III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление.

IV этап. – Повторение и систематизация знаний.

Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.

Типы урока.

1. Вводный урок – подготовка к первичному восприятию.

2. Урок изучения нового материала.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок повторительно-обобщающий.

5. Комбинированный урок.

Если конкретизировать путь усвоения знаний, будет больше дидактических задач и больше этапов и типов уроков.

Комбинированный урок есть в любой классификации – это один из ведущих типов урока.

2.Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.

Наши рекомендации