Дневник педагогической практики
Титульный лист
Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Факультет специального образования Кафедра олигофренопедагогики Дневник по педагогической практике в СДУ, проходившей в (на) _________________________ в период с ________________________________ студентки (а) __ курса, ___ группы факультета специального образования специальности «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование» _____________________________________________________ Ф.И.О. ПЕЧАТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Минск 2013 |
Страница
Ф.И.О. руководителя педагогической практики: Оглоблина Ирина Юрьевна ( VELCOM 132-43-97)
Место прохождения педагогической практики (полное название учреждения): Государственное учреждение образования «Специальный детский дом № 3 г. Минска для детей-сирот с особенностями психофизического развития».
Адрес учреждения (полный): Город Минск, ул. Рафиева, 30 А (220117), тел./факс (+375-17) 271-54-26, тел. (+375-17) 272-77-96 (97)
Директор (заведующая): Кузнецова Таисия Николаевна
Зам. директора (заведующей): Прокопчук Елена Юрьевна
Учитель-дефектолог: Ермакова Людмила Александровна
Воспитатель: Максименко Тереза Иосифовна
(можно указывать и других специалистов учреждения)
Страница
Режим дня
Расписание занятий
Другие режимные моменты
Страница
Список учащихся (указывается Ф.И.О. детей, дата рождения) – при необходимости указываются и другие сведения
№ | ФИО ребенка | Год рождения | Диагноз | Программа обучения | Примечание |
Страница
Перспективный план учителя-дефектолога и воспитателя на период практики
Страница и далее
Индивидуальный план работы на период педагогической практики
ОБРАЗЕЦ:
№ пп | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | Сроки исполнения ния | Отметки о выполнении |
1. 2. 3. 4. | 1.Организационная работа 1.1. Участие в работе установочной конференции по педагогической практике. Знакомство с задачами, программой и содержанием практики. Беседа с методистом. 1.2. Изучение образцов отчетной документации. 1.3. Беседа с методистом о подготовке к практике (выбор старосты, знакомство с перечнем необходимого материала для обследования детей и коррекционной работы, списком рекомендуемой литературы). 1.4. Знакомство и беседа с учителем-дефектологом, администрацией учреждения, другими специалистами. 1.5. Изучение законодательных и нормативно-инструктивных материалов по оказанию помощи в системе образования. 1.6. Изучение индивидуальных карт развития детей. 1.7. Подготовка к итоговой конференции педагогической практики. 1.8. Участие в работе итоговой научно-практической конференции. Представление на кафедру олигофренопедагогики отчетной документации. 2. Планирование коррекционно-педагогической работы. 2.1. Изучение календарно-тематических и других планов учителя-дефектолога и воспитателя. 2.2. Планирование своей работы в период практики совместно с администрацией учреждения, учителем-дефектологом, воспитателем и методистом. а) Первичный прием или психолого-педагогическое обследование; б) Индивидуальные занятия; с) Подгрупповые занятия с детьми. 3. Планирование методической и научно-исследовательской работы. 3.1. Посещение и участие в аналитическом разборе психолого-педагогического обследования, индивидуальных и групповых занятий. 3.2. Экспериментальное изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Сбор материалов для курсовой (дипломной) работы. 3.3. Изучение научно-методической литературы. 4. Составление отчета о педагогической практике. |
*Содержание работы, ее направление на каждом этапе педагогической практики определяются конкретными условиями того учреждения, в котором проходит практика. Отметка о выполнении осуществляется самим практикантом. Составляется в начале прохождения педагогической практики.
План подгрупповых занятий (в качестве учителя-дефектолога)
ОБРАЗЕЦ:
Наименование занятия | Дни недели и числа | Темы занятий |
ФЭМП | Среда (03.02.13) | Счетные действия с множествами предметов на основе тактильного, слухового и зрительного гнозиса. |
Пространственно-временные представления | Пятница (05.02.13) | Счетные действия с множествами предметов на основе тактильного, слухового и зрительного гнозиса. |
Обучение игре | Вторник (09.02.13) | Детский сад. |
Ознакомление с окружающим | Четверг (11.02.13) | Детский сад. |
Развитие речи | Понедельник (15.02.13) | Детский сад. |
Сенсорное воспитание | Пятница (19.02.13) | Основные цвета. |
Ежедневное планирование осуществляется в свободной форме:
ОБРАЗЕЦ: число, день недели, план работы на день и его содержание. По каждому этапу плана обязательно должен вестись письменный отчет.
Каждое просмотренное и проведенное занятие развернуто фиксируется в дневнике с анализом и самоанализом (образцы примерных планов анализов и самоанализов в СДУ см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2). В начале каждого занятия педагогом делается пометка о разрешении его проведения, а в конце о фактическом его проведении (педагог может дать характеристику проведенного занятия студентом или его оценить).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерная схема общего анализа занятия в СДУ
§ Дата проведения; форма организации занятия (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная); сведения о детях (ребенке) с которыми проводилось данное занятия: возраст (группа), особенности моторного и речевого развития, особенности развития деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), особенности развития личности; общее время проведения.
§ Тема (номер) занятия, ее актуальность и значимость для детей (ребенка).
§ Задачи занятия, их соответствие теме; виды заданий, направленных на их реализацию; конкретность сформулированных задач.
§ Структура занятия, ее логика построения.
§ Анализ содержания занятия:
- Основные знания, умения, отношения, отрабатываемые на занятии;
- Используемые виды работ, их соответствие задачам и уровень доступности;
-Целостность и связанность содержания программного материала (рациональная последовательность предъявления материала на занятии, связь теоретической части учебного материала с практической деятельностью);
- Используемые принципы построения занятий (частая смена видов деятельности, повторяемость программного материала, обеспечение переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую, игровая форма и т. д.): обоснуйте необходимость частой смены видов деятельности; повторяемости материала; специальной работы по формированию переноса способа действий;
- Сочетание словесных, наглядных и практических методов на занятии.
§ Оснащение занятия дидактическими пособиями и средствами обучения, оценка эффективности их использования.
§ Анализ приемов обеспечивающих мотивацию деятельности ребенка и эмоциональный фон занятия.
§ Эффективность использования способов и приемов обучения.
§ Соотношения объема самостоятельной работы и совместной деятельности с педагогом.
§ Характеристика деятельности ребенка и его поведение на занятии: целенаправленность, проявление интереса к изучаемому материалу, активность и самостоятельность на протяжении всего занятии, дисциплинированность.
§ Выводы и предложения по совершенствованию занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерная схема самоанализа занятия в СДУ
1. Как реализованы поставленные задачи (с помощью чего реализованы, по какой причине не реализованы);
2. Какие были использованы виды работ, как они соответствовали поставленным задачам и уровню доступности;
3. Какие дидактические пособия и средства обучения были использованы, оцените эффективность их использования;
4. Какие использовались приемы для обеспечения мотивационной деятельности детей и эмоционального фона на занятии;
5. Насколько эффективно, на занятии были использованы способы и приемы обучения;
6. Охарактеризуйте деятельность ребенка (детей) и его (их) поведение на занятии (при возможности кажите причину того или иного поведения);
7. Достаточно ли времени отведенного для проведения занятия (если нет, то укажите причину);
8. Ваши выводы и предложения по проведению последующих занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики.
(оформляется отдельным документом)
Оформление титульного листа:
ОТЧЕТ
о педагогической практике
в специальных дошкольных учреждениях
Исполнитель: (Ф.И.О. студента, группа, факультет)
Руководитель: (Ф.И.О., должность)
1 Выполнение программы педагогической практики (краткая характеристика основных этапов). Какие имелись отклонения от плана, почему? Что выполнено сверх плана? Особенности практики в СДУ. Подготовленность (достаточность теоретических знаний) в организации учебно-воспитательного процесса.
2 Количество проведенных занятий. Какие занятия проходили наиболее удачно? Какие вызвали затруднения, почему? Основные трудности при разработке конспектов занятий. Овладение анализом и самоанализом занятий. Как учитывался и использовался передовой педагогический опыт? Приведите конкретные примеры. Какие основные задачи решались на занятии? Получили ли вы удовлетворение от работы? Как реализовывался на занятиях принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся?
3 Особенности диагностической деятельности (умения и навыки, приобретенные в ходе диагностики).
4 Объем и содержание общественно-педагогической деятельности.
5 Экспериментальная работа, ее результаты.
6 Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие задачи стоят перед вами в будущем?
7 Общие выводы о практике ее значение в вашем становлении как учителя-дефектолога; ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики (методическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин, содержание практики, работа кафедры, руководителя практики, методистов, администрации СДУ, педагогов).
Подпись практиканта____________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примерная схема опыта непосредственного руководителя от учреждения образования о прохождении практики студентом
ОТЗЫВ
непосредственного руководителя от учреждения образования
(должность, ФИО руководителя)
о прохождении практики студента _______группы
факультета специальною образования заочной/дневной формы получения обучения
(ФИ.О. студента)
в период с_ _______ г. по ________ г.
в______________________________
Общие сведения о прохождении практики студентом, объем выполнения программы практики, количество проведенных занятий, уровень методической подготовки студента, уровень самостоятельности.
Отношение студента к выполняемой деятельности, выполнение обязанностей и распоряжений администрации учреждения образования
Уровень организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с воспитанниками, родителями, коллегами.
Владение умениями конструктивно анализировать результаты собственной деятельности, возникающие педагогические ситуации; культурой ведения документации по практике, культурой речи.
Изготовление студентом наглядных пособий, их количество и качество.
Оценка практики (аттестация студентов при необходимости с анализом причин снижения оценки).
Предложения по совершенствованию практики.
Дата
Подпись, расшифровка подписи
непосредственного руководителя
от учреждения образования
Печать учреждения образования
ПРИЛОЖЕНИЕ 6