Глава 2. формирование фонематического анализа
Методические рекомендации
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1. развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);
2. развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления — способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. По этой причине с первых же занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при про-говаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями.
С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (п, м, н, ф, т, к...). Перечень таких согласных может быть расширен логопедом с учетом состояния звукопроизношения учеников в каждой учебной группе. На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы — достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, а при необходимости — и акцентированное произнесение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, т.е. выполняются молча.
В основу формирования звукового анализа слов мы положили дозвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд. Наглядно-чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно-ручной и слухо-произно-сителъной координации, ибо позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова.
Работая с группой учеников, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребенка в том или ином звене операции анализа и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме. Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток уточнения количества и последовательности звуков преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма» без тетради и ручки, чего не происходит при обычных письменных работах, когда ученик получает только через день-два свою тетрадь с исправлениями учителя. Обучающая ценность обнаружения ошибки в последнем случае близка к нулю.
Следует иметь в виду, что предлагаемый нами путь формирования действия звукового анализа слова требует от педагога большого терпения, а поначалу и много времени. Каждое задание должно быть доведено до успешного завершения каждым учеником. Сначала дети работают в медленном темпе по команде логопеда: ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-й звук слова; затем одновременно передвигают палец под цифру 2 и называют 2-й звук и т.д. Цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается из ряда вверх. В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика — терпение окупится в дальнейшем улучшением качества письма.
Позже эти задания будут выполняться без общих команд каждым учеником в своем темпе, а далее — бегло. При этом громкое проговаривание постепенно заменяется шепотным и переходит во внутренний план: ученики молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее число звуков в слове либо место в нем конкретного заданного звука.
Для того чтобы избежать попыток отстающих учеников механически копировать ответы товарищей, каждый ученик, правильно выполнивший подсчет, по утвердительному молчаливому знаку логопеда (чтобы не помешать работающим ученикам) возвращает выдвинутые цифры в ряд. Ребенок, давший неправильный результат, вслух проводит анализ слова; задача остальных — определить причину его ошибки (например, «пропустил слог» и т.п.). Такая форма коллективной работы учит детей уважительно относиться к товарищу и оказывать друг другу необходимую помощь.
Подобный тренинг младших школьников обеспечивает «запас прочности» в усвоении навыка звукового анализа слов. При обычной записи уже написанная часть слова становится наглядной опорой, «вехой», облегчая дальнейший анализ слова. Врабо-те с цифровым рядом такая «подсказка» отсутствует: и проанализированную, и подлежащую анализу части слова ребенок должен удерживать в оперативной памяти без буквенных опор — по представлению. Логопед учитывает возможности детей и содействует росту объема оперативной памяти каждого.
Звуки речи и буквы
Строение и функции речевого аппарата
Тема занятия «Органы речи»
Оборудование: графическое изображение или муляж органов речи.
План занятия
1. Сравнение неречевых и речевых звуков.
2. Знакомство со строением речевого аппарата.
3. Наблюдение за деятельностью речевого аппарата.
4. Закрепление темы (тренировка детей).
Примерное содержание беседы
Логопед. Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шорох бумаги... (Дети могут продолжить перечисление. ) И для сравнения: «а-а-а, ш-ш-ш...» Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?)
Представьте себе на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить — и вы поймете всю трудность своего положения.
Что же это за органы, которые создают речь? Попробуйте сами назвать их. {Ответы учеников.)
Логопед дополняет и систематизирует эти сведения.
- Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания. (Рассматривают изображение речевого аппарата в разрезе, повторяют названия органов артикуляции.)
- Отметим, что в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы и даже полость носа. Попробуйте произнести звуки М и Н, зажав нос, — не получится.
Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук: о-о-о или ш-ш-ш. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения — в гортани — выдыхаемая воздушная струя заставляет дрожать голосовые складки, если они сомкнуты. Так рождается голос.
(Проверяют вибрацию голосовых складок, прикладывая легко пальцы к своей гортани. Для лучшего запоминания сравнить со струнами гитары: в покое струны молчат, а колеблясь, дрожа — издают звук.)
— Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить-то надо не случайный набор звуков, а разумные речи. Вспомним пословицы: «Сначала подумай, потом говори» или «Говори с умом». Значит, руководиг органами речи наш мозг.
Итак, назовем повторно все органы, которые участвуют в речи, и не забудем указать, что для нормального развития речи человеку необходим слух, т.к. нельзя научиться речи не слыша.
Продолжается работа по схеме «Строение речевого аппарата».
Тема занятия «Образование звуков речи»
План занятия
1. Повторение предыдущей темы.
2. Наблюдение за работой органов речи:
а) образование гласных первого ряда;
б) образование согласных (на сохранных звуках).
3. Заполнение таблицы.
Примерное содержание беседы
Логопед. Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выдыхаемая воздушная струя на своем пути преграду (препятствие), зависит, какие звуки будут произнесены: гласные или согласные.
При произнесении гласных звуков (а, о, э, у, ы, и) выдыхаемая струя воздуха не встречает преград. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменением положения губ. Так, гласный А — самый «широкий»: между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные ребром. Губы при этом спокойны, не напряжены и не округлены.
(Дети по показу и словесной инструкции воспроизводят гласный А с голосом и беззвучно, наблюдая артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.)
Далее логопед демонстрирует последовательную трансформацию гласных: а—> о, о-^э и т.д. Дети упражняются в такой «трансформации гласных».
Протяжно произносим а-а-а-а-а и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы — отчетливо слышим превращение а в о.
Строение речевого аппарата:
1 — головной мозг; 2 — носовая полость; 3 — твердое нёбо; 4 — ротовая полость; 5 — губы; 6 — резцы; 7 — кончик языка; 8 — спинка языка; 9 — корень языка; 10 — надгортанник; 11 — глотка; 12 — гортань; 13 — трахея; 14 — правый бронх; 15 — правое легкое; 16 — диафрагма; 17 — пищевод; 18 — позвоночник; 19 — спинной мозг; 20 — мягкое нёбо.
Усвоив артикуляцию гласного о, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный О превратился в Э).
По аналогии образуем звук ы-ы-ы, затем медленно вытягиваем губы в трубочку — услышим гласный у-у-у-
Таким образом дети осваивают артикуляцию гласных 1 -го ряда, наблюдая отсутствие преграды в ротовой полости для выдыхаемого воздуха и осязая рукой вибрацию голосовых складок. Логопед разъясняет детям термин «гласные» — «го-лосные» звуки, т.е. состоят из чистого голоса, без примеси шума.
Для объяснения принципа образования согласных звуков логопед проводит небольшой «опыт»:
— Я собираюсь разрезать сложенный пополам лист бумаги специальным пластмассовым ножом. Говоря иначе, нож на своем пути встречает преграду. Если нож бездействует — тишина. Если нож разрывает преграду — шум.
Сравним эти наблюдения с произнесением согласных: если выдыхаемый воздух встречает преграду и «прорывает» ее — получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, и потому — это звук речи.
Понаблюдаем за образованием согласного п. Если просто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдыхаемый воздух «молча» уйдет через нос, т.е. если не «прорвана» преграда, то нет шума и нет звука. Если же воздух пройдет, разомкнув губы, услышим звук п,п,п — он состоит из шума (голосовые складки не дрожат, т.е. не «дают» голоса). Если же мы «включим» голос в момент произнесения глухого согласного п, то услышим звонкий согласный б, который состоит из шума и голоса. (Проверить рукой вибрацию голосовых складок.)
Все три варианта образования звуков (голосом, шумом, голосом и шумом одновременно) указаны в таблице 4. В дальнейшем дети под руководством логопеда постепенно заполняют эту таблицу (расставляют карточки с буквами в соответствующие рубрики), основываясь на наблюдениях и собственных ощущениях.
Таблица 4. Образование звуков
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ | |
Глухие | Звонкие | |
Нет преграды | Преграда есть | |
Только голос | Шум | Шум + голос |
А, О, Э... | П... | Б, М... |
Прослушать стихотворение Е. Измайлова:
КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ
Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела,
Наконец без дела жить им надоело.
И сказал им кто-то, умный и серьезный:
- Взяться за работу никогда не поздно.
- Слышим мы повсюду много разных звуков,
Но для них покуда нету знаков — букв.
- Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе, становитесь в строчки
И шагайте слаженно по листу бумажному!
Черточки послушались, прекратили драки,
Превратились в нужные, правильные знаки.
Стали всем понятными буквами печатными
И тогда вприпрыжку прибежали в книжку!
Покажите букву, которая стала обозначать звук а, ш и др.
- А это что за буква? (Выборочно — по кассе букв.)
- Найдите букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «царапает», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.
Прослушать шуточное стихотворение И. Пивоваровой:
МУЗЕЙ
Есть в Москве один музей —
Замечательный музей
Насекомых, птиц, зверей,
Обитателей морей.
Я вчера туда ходил,
К разным полкам подходил...
Подошел к одной и тут
Я прочел: «сэ-пэ-рэ-ут».
Кто такой «сэпэрэут»?!
Весь он — как веревок жгут:
Ноги там, и ноги тут —
Во все стороны растут...
Логопед:
- Почему мальчик не понял надписи в витрине музея? В чем его ошибка?
- Помогите ему прочесть.
- Какое второе название есть у этого обитателя морей?