Объем дисциплины и виды учебной работы. Департамент образования города Москвы
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Для направления подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
программы
«Педагогическая психология»
«Педагогика и психология высшей школы»
Дошкольная психология и педагогика»
«Педагогика и психология образования»
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения очная
Москва 2017
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)
Разработчик:
ГАОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Ключко О.И.
Рецензент:
ГАОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования
Цаплина О.В.
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования
Протокол № 6 от «18» января 2017 г.
Зав. кафедрой: профессор А.И.Савенков
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор А. Я. Данилюк
Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом Института педагогики и психологии образования
Протокол № 6 от «19» января 2017 г.
Директор Института д.п.н., д.пс.н., профессор А. И. Савенков
© ГАОУ ВО МГПУ, 2017
© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2017
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель дисциплины:изучить психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), психологические основы их обучения и воспитания в условиях специального и инклюзивного образования.
Задачи дисциплины:
1. Систематизировать знания об этиологии и видах психических нарушений в детском возрасте.
2. Изучить особенности познавательного и личностного развития детей с отклонениями в развитии.
3. Освоить критерии дифференциации нарушений психического развития от нормы и сходных состояний.
4. Изучить проблемы и возможности адаптации, компенсации, реабилитации и интеграции детей с отклонениями в развитии и пути их решения в условиях специального и инклюзивного образования.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс входит в вариативную часть дисциплин психолого-педагогического модуля магистерской программы и реализуется во 2 –ом семестре..
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:
Обобщенной трудовой функции:
3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях»
Трудовой функции:
Развивающая деятельность;
трудовых действий:
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
компетенций:
способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);
готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- особенности психического развития детей с особыми образовательными нуждами;
- причины, степени выражения и структуру нарушений;
- особенности познавательной сферы и становления личности ребенка с ООП;
- компенсаторные возможности людей с ООП;
- специфику реабилитации и интеграции лиц с ООП;
- принципы и условия инклюзивного образования;
- систему образовательных учреждений для детей с ООП;
уметь:
- подбирать методы психодиагностики детей с нарушениями в развитии;
- дифференцировать основные нарушения психического развития;
- разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;
- создавать организационно-технические и психолого-педагогические условия для реализации инклюзивного образования;
владеть:
-навыками взаимодействия со смежными специалистами по вопросам развития, обучения, воспитания детей и подростков с ОВЗ;
- системой мер по оптимизации педагогического процесса в учреждениях, реализующие программы инклюзивного образования.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | - | ||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | ||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | ||
Указываются виды самостоятельной работы | |||||
Подготовка к занятию | |||||
Подготовка реферата | |||||
Подготовка к тестированию | - | - | |||
Решение задач | - | - | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет | Зачет | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
Структура и содержание дисциплины