С учебной и научной литературой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Факультет психологии

Кафедра дошкольного образования

Согласованы Учебно-методическое управление « »__________________20__ г Начальник УМУ_________________ /В.Г. Голышев/ Одобрены учебно-методическим советом Протокол « »_________20__ г. №   Председатель __________________ / Клычников В.М./

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов

по организации самостоятельной работы

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль подготовки

«Дошкольное образование»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

для очной и заочной формы обучения

Согласована с учебно-методической комиссией факультета психологии: Протокол «24»_октября__2016г. №_3 Председатель УМКом________________ /Мельников Т.Н./ Рекомендована кафедрой дошкольного образования   Протокол от «21» _октября_ 2016г. №4 Зав. кафедрой_________________________ / Н.Л. Захарова./

Москва 2016

Автор-составитель:

Захарова Н.Л., доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Рецензент: Одинцова М.А., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета

Содержание

Общие положения о самостоятельной работе студентов……………………………………..4

Содержание самостоятельной работы студентов с учебной и научной литературой………5

Оформление реферата и курсовой работы……………………………………………………12

Методические рекомендации к выполнению заданий практических (лабораторных, семинарских) занятий…………………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………………………..17

Общие положения о самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов - будущих педагогов дошкольного образования представляет собой систему деятельности, включающую творческий процесс мышления, познавательную активность, накопление новых знаний и умений с целью их реализации в практической деятельности и обогащения педагогического опыта. Самостоятельная работа реализуется студентами в учебной, научно-исследовательской, практической деятельности под управлением преподавателя, которое представляет собой целенаправленный процесс планирования, организации, мотивации, контроля, коррекции ошибочных действий студента.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является направленность на формирование навыков творческой педагогической деятельности студента в процессе взаимодействия с преподавателем на основе выбора студентом способов и методов формирования общекультурной и профессиональной компетентности.

Функция планирования самостоятельной работы студента, реализуемая преподавателем, заключается в определении цели на каждом этапе учебного процесса, предоставление информации студентам о наиболее эффективных методах работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Организационная функция управления самостоятельной работой заключается в обеспечении методическим, справочным, научным материалом, необходимым для получения результата учебно-профессиональной деятельности, а также создание условий, включающих временные и пространственные характеристики образовательного процесса.

Функция мотивации состоит в формировании и развитии потребностей студентов в качественном овладении учебным материалом, в научно-исследовательской деятельности в сфере дошкольного образования. Реализуется за счет индивидуального подхода к студенту с учетом его возможностей и способностей, сформированных компетенций.

Функция контроля в управлении самостоятельной работой студентов предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы обучающихся. Процесс контроля включает: установление критериев оценки, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми, своевременная корректировка ошибочных действий студентов.

Самостоятельная работа студентов включает основные виды деятельности: систематизация теоретических и методологических положений в сфере дошкольной педагогики и психологии; ознакомление с новейшими достижениями в сфере педагогики и психологии детей раннего и дошкольного возраста с помощью анализа научных источников; исследование психолого-педагогических явлений, раскрывающих особенности развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста; формирование методического инструментария для практической педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. При выполнении самостоятельной работы студенту предлагается комплекс заданий, направленный для овладения студентом методической, проектной, научно-исследовательской, культурно- просветительской видами деятельности.

Содержание самостоятельной работы студентов

с учебной и научной литературой

Работа с учебной литературой.Используя рекомендации преподавателя, студент подбирает необходимую литературу для освоения учебного материала, составляет список литературы, необходимый для овладения знаниями по данной дисциплине. Студент выписывает основные понятия, составляет глоссарий по теме, находит примеры, иллюстрирующие теоретические положения, раскрытые автором учебника, пособия, формулирует выводы по каждому из изученных разделов, составляет план темы.

Работа с научной литературой. Конспектирование. Конспект представляет собой краткое изложение основных положений автора научного труда в виде цитат. При этом студент делает библиографическое описание конспектируемого материала, выделяет в тексте тезисы и записывает их, подкрепляя примерами и конкретными фактами, дополнительными собственными комментариями.

Реферирование. Реферат представляет собой письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников, выполненный на основе научных источников. Основные методы при написании реферата: систематизация и обобщение материала первоисточника, его аналитико- синтетическая переработка. Структура реферата включает титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. В Приложении I представлен образец оформления титульного листа письменных работ.

Наши рекомендации