Самостоятельное изучение разделов дисциплины. Лекционные занятия дополняются семинарскими занятиями и различными формами самостоятельной работы студента с учебной и научной литературой

Лекционные занятия дополняются семинарскими занятиями и различными формами самостоятельной работы студента с учебной и научной литературой. В процессе такой работы студенты приобретают навыки «глубокого чтения» - анализа и интерпретации текстов по методологии и методике дисциплины.

Самостоятельная работа — одна из важнейших форм овладения знаниями. Особенно она важна в изучении исторической науки, основанной на обширных источниках и литературе. Но самостоятельная работа требует известных навыков, умения. Наибольшую пользу она приносит тогда, когда студент занимается систематически, проявляет трудолюбие и упорство. На основе самостоятельно приобретенных знаний формируются твердые убеждения студента и умение отстаивать их. А это — самое главное в овладении любой наукой.

Самостоятельная работа включает многие виды активной умственной деятельности студента: слушание лекций и осмысленное их конспектирование, глубокое изучение источников и литературы, консультации у преподавателя, написание реферата, подготовка к семинарским занятиям, экзаменам, самоконтроль приобретаемых знаний и т.д.

Организуя свою самостоятельную работу, каждый студент должен уяснить, какие основные источники следует использовать при изучении Психологии. К числу важнейших источников относятся новейшие психологические теории и развитие психологии как науки; новый практический материал, тексты речей и выступлений выдающихся ученых настоящего времени, периодические издания. По Психологии имеется обширная учебная и научная литература. Ценными пособиями являются многотомные издания по психологии, труды отдельных классиков — Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и других. В них наиболее полно и всесторонне показаны психологические процессы, формирования и развития личности человека. Большую помощь студентам окажут монографии, мемуарная литература. Как правило, их названия даются в списках дополнительной литературы к каждой теме планов семинарских занятий.

Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка к семинарским занятиям. Семинары посвящаются самым главным, ключевым темам курса. Цель занятий состоит в том, чтобы уточнить, углубить и обобщить полученные знания, научиться творчески подходить к изучению теоретических проблем. Одновременно семинары являются и формой контроля за самостоятельной работой студентов.

Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Очень важно теоретические проблемы рассматривать в связи с конкретными событиями и фактами изучаемого исторического периода, а также в связи с современностью, с сегодняшними задачами Российского государства.

Написание реферата одна из форм самостоятельной работы. Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — важный вид самостоятельной деятельности студента, способствующий углубленному усвоению проблем курса, формированию навыков научно-исследовательской работы. Реферат выполняется в письменном виде. Он требует от студента теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе событий прошлого и современной общественно-политической жизни, развития навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы и правильного оформления справочно-библиографического аппарата.

Работа по написанию реферата состоит из нескольких этапов.

1. Выбор темы

Студенту предоставляется право выбрать тему самостоятельно. Главными факторами, определяющими выбор темы являются: актуальность проблемы, личные склонности студента с учетом его знаний и интересов, выявившихся в процессе обучения. Не рекомендуется брать широкую тему, т.к. она вряд ли может быть раскрыта из-за ограниченности объема реферата (10—25 страниц машинописного текста).

2. Подбор источников и литературы

К историческим источникам и литературе относятся: государственные, правительственные документы, работы ученых, сборники различных материалов, публикации в научных периодических изданиях, мемуарная литература.

Большим подспорьем при составлении списка литературы и источников может быть содержащаяся в данном пособии рекомендуемая литература к изучению соответствующих тем.

3. Изучение источников и литературы

Работу с научной исторической литературой лучше начинать с основных, обобщающих трудов, переходя затем к частным исследованиям. Особое внимание надо обратить на новую литературу.

Читая историческую литературу, необходимо рассмотреть позиции каждого из избранных авторов. В случае нескольких точек зрения нужно указать, чью из них разделяет студент и почему. Если у автора реферата сформируется своя позиция, то следует дать ее обоснование.

4. Составление плана

В плане реферата определяются структура и основное содержание. Он может быть простым и развернутым (с подпунктами). В план рекомендуется включить не более 3—4 вопросов.

5. Основное содержание реферата

Написание реферата начинается оформлением титульного листа. Затем следует план работы. С нового листа излагается содержание реферата.

Оптимальный объем реферата по Психологии — 15—25 страниц машинописного текста (через 1,5 интервала) или рукописного, но по объему равного машинописному. Почерк должен быть разборчивым и аккуратным. Реферат может быть выполнен на компьютере.

Во введении необходимо раскрыть актуальность, причины выбора данной темы, определить цели и задачи реферата, дать краткий обзор использованных источников и литературы.

Излагая текст главной части реферативной работы, следует придерживаться плана, выделять заголовками разделы. Необходимо убедительно раскрыть исторические процессы и события, аргументируя их. Рекомендуется избегать: общих положений, не подкрепленных конкретными данными; описательности, увлечения фактологией. Заслуживают одобрения работы студентов, где используется цифровой анализ, сопоставление данных и т.д. Не следует избегать постановки дискуссионных вопросов.

Вопросы плана реферата должны быть неразрывно связаны по смыслу, иметь строгую логическую последовательность.

Серьезное внимание следует уделить грамотности изложения текста. Писать надо понятно и логично, четко формулируя выводы и обобщения.

Реферат завершается заключением, в котором необходимо подвести итоги рассуждений, сделать основные выводы по теме. Они должны быть лаконичными и конкретными. Важно показать связь с современностью (если это возможно), изложить личное отношение студента к проблеме.

6. Оформление и научно-справочный аппарат

Текст реферата излагается на стандартных листах формата А4 (210?297 мм). Писать следует на одной стороне листа. Каждая страница должна иметь поля (слева 30 мм, справа — не менее 10 мм, сверху — 15 мм, снизу — 20 мм). Все страницы работы, кроме титульной, нумеруются.

При использовании компьютера, рукопись следует набирать через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер 14 пт (пунктов), при параметрах страницы: поля — 2,54 см (верхнее, нижнее, левое, правое), от края листа до колонтитулов 1,25 см (верхнего, нижнего), размер бумаги — А4.

Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные должны иметь ссылки на источники. Ссылки оформляются в соответствии с требованиями ныне действующих ГОСТов и приводятся в реферате в конце текста реферата (например: Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., Мысль, 1990. С. 39).

Ссылки на журнальные статьи делаются в таком порядке: Полунов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев — человек и политик. //Отечественная история, 2004, № 1. С. 21.

Газетные публикации оформляются следующим образом: Никитин В. В предверии выборов. //Российская газета. 1999. 17 ноября.

Каждая работа должна завершаться списком использованных источников и литературы. В него включаются публикации, имеющие методологическое значение, и специальная литература, которая используется в данном реферате. Источники и литература в списке располагаются в следующем порядке:

• официальные документы (в хронологическом порядке);

• книги, брошюры (в алфавитном порядке);

• материалы периодической печати (в алфавитном порядке);

• литература на иностранных языках (в алфавитном порядке).

Приведенные в реферате схемы, таблицы, карты, иллюстрации могут быть цветными или черно-белыми и расположены как по ходу изложения текста, так и после списка использованных источников и литературы.

Вопросы к контрольной работе.

  1. Предмет и задачи общей психологии
  2. История становления психологии как науки
  3. Методы исследования в общей психологии
  4. Основные направления психологии
  5. Структура психики
  6. Развитие психики человека
  7. Понятие об ощущениях и классификация ощущений
  8. Основные закономерности в области ощущений
  9. Виды восприятия
  10. Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
  11. Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
  12. Воображение. Виды воображения.
  13. Сновидения
  14. Теории мышления в психологии
  15. Типы мышления и основные виды мышления
  16. Природа мышления и процессы мышления
  17. Операции мышления
  18. Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
  19. Интеллект
  20. Патологии мышления
  21. Речь. Основные свойства речи.
  22. Речь и язык
  23. Формы переживания чувств
  24. Понятие о сознании и свойства сознания
  25. Принцип единства сознания и деятельности
  26. Сознание и бессознательное
  27. Эмоции
  28. Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
  29. Страх - так ли это плохо?
  30. Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
  31. Виды волевых действий
  32. Волевые свойства личности
  33. Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
  34. Память, виды и типы памяти.
  35. Механизмы памяти, память в системе познавательной деятельности
  36. Индивидуальные различия в памяти; память, как психический познавательный процесс
  37. Уровни проявления продуктивной памяти
  38. Память и проблемы ее улучшения
  39. Мнемические процессы
  40. Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.
  41. Индивид, индивидуальность, личность.
  42. Структура личности
  43. Биогенетическая концепция личности
  44. Социогенетическая концепция личности
  45. Теория Личности Г. Оллпорта
  46. Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
  47. Характер. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера. Характер и деятельность человека.
  48. Общая психологическая характеристика деятельности
  49. Деятельность. Виды деятельности.
  50. Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
  51. Взаимосвязь психики и мозга человека
  52. Взаимосвязь понятий общей психологии (индивид, индивидуальность) и социальной психологии (личность, малая группа, коллектив)
  53. Механизмы организации движений
  54. Периоды развития человеческой жизни
  55. Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
  56. Эмоции в процессах мышления
  57. Агрессия
  58. Эмоциональные состояния
  59. Стрессы
  60. Мотивационная сфера личности
  61. Мое понимание личности
  62. Перцептивные образы, их особенность.

Наши рекомендации