ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. Место летней практики в профессиональном становлении будущего учителя.
ПЛАН:
1. Цели и задачи ЛПП в системе профессиональной подготовки будущих учителей.
2. Особенности организации летнего отдыха детей в Хакасии и юге Красноярского края
3. Правовые основы деятельности помощника воспитателя (вожатого).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Ø Раскройте значение летней педагогической практики в процессе профессионального становления будущих учителей.
Ø В чем особенности организации летней оздоровительной компании в Хакасии и юге Красноярского края?
Ø Раскройте права и обязанности вожатого? В чем различия в правовом положении воспитателя и помощника воспитателя?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составьте конспект по каждому вопросу темы.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ефремов К. Образовательный потенциал загородных детских лагерей / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 90-94
2. Охрана жизни и здоровья детей в загородном оздоровительном учреждении // Народное образование. - 2003. - № 3. – С. 50-58
3. Положение о загородном детском оздоровительном лагере (центре) // Народное образование. - 2001. - № 3.
4. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. - метод. пособие / М.Е. Сысоева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
5. Таран Ю. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 89-94
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Березина В. Школьные каникулы / В. Березина // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 9-14.
2. Бузырева Л. Развитие молодежного, детского и семейного отдыха в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001 – 2005 годы)» в 2003 году / Л. Бузырева // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 22-25
3. Вифлеемский А. Летний отдых, практика и оплата труда / А. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 62-67
4. Гун Г.Е. Здоровье населения Кольского Севера. / Г.Е. Гун, Ю.Г. Мизун– М., 1995.
5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ // Народное образование. – 2004. - № 3.– С. 280-285
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 265-271.
ТЕМА: Формирование основных профессиональных умений в области умений видеть ребенка в воспитательном процессе.
ПЛАН:
1. Особенности образовательной среды временного сообщества детей и взрослых в условиях летнего отдыха.
2. Особенности работы помощника воспитателя (вожатого) в отрядах младшего, среднего и старшего возраста и в разновозрастных отрядах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Ø Что такое образовательная среда и как ее охарактеризовать?
Ø Какова логика развития временного детского объединения? Выделите этапы и их основные характеристики.
Ø Как изменяется позиция воспитателя в зависимости от этапа развития объединения?
Ø Опишите развитие социальной структуры взаимоотношений во временном детском объединении; в чем заключается педагогическая поддержка для разных категорий детей?
Ø В чем заключаются особенности детского объединения в зависимости от возраста участников?
Ø Охарактеризуйте позицию воспитателя в отрядах разного возраста.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
§ Изучив источники, дайте определение образовательной среды. Составьте план характеристики образовательной среды летнего оздоровительного лагеря.
§ Составьте конспект этапов формирования временного детского сообщества.
§ Составьте краткие характеристики разных возрастных групп школьников с точки зрения опыта социальных отношений, интересов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Буданов Г. Летняя страна детства / Г. Буданов // Народное образование. – 2001. - № 3.
2.Дейч Б.А. Этапы формирования временного детского сообщества / Б.А. Дейч.
3.Ефремов К. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № – С. 117-132.
4.Кудинов Ю. Отряд создан: что дальше? / Ю. Кудинов // Народное образование. –2001. - № 3
5.Организация жизни детей в летнем лагере // Народное образование. – 2001. - № 3
6.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.-метод. пособие. / М.Е. Сысоева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 54-64
7.Соловцова Е. Экстремальная ситуация – лагерь?! / Е. Соловцова // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 110-116.
8.Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы? Какие бывают образовательные среды / И.М. Улановская // Начальная школа: плюс – минус. – 2002. - № 1
9.Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / И.М.Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова // Вопросы психологии. – 1998. - № 6.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Бухтиярова И. В городском лагере труда и отдыха / И.В. Бухтиярова // Народное образование. – 2001. - № 3
2.Шуман С. Вожатый и дети? Научитесь понимать друг друга / С. Шуман // Народное образование. – 2001. - № 3
3.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2000 – 365 с.
ТЕМА: Учет результатов педагогической диагностики в деятельности помощника воспитателя (вожатого) в условиях летнего отдыха детей.
ПЛАН:
1.Основные методы педагогической диагностики индивидуального развития личности воспитанника (анкетирование, опрос, наблюдение);
2.Анализ системы взаимоотношений и динамики их изменения в детском (подростковом) коллективе: основные методы педагогической диагностики (социометрия, наблюдение).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Ø Какие методы можно использовать для педагогической диагностики индивидуальных особенностей школьников в условиях летнего отдыха?
Ø Какие методы можно использовать для педагогической диагностики взаимоотношений школьников в условиях летнего отдыха?
Ø В чем особенности использования выбранных вами диагностических процедур?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подберите педагогические диагностики для работы с отрядом летом.
Продумайте правила использования каждого диагностического метода.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Весна Е.Б. Профессионально-педагогическая практика: учеб-метод. пособие / Е.Б. Весна, О.О. Киселева – М.-Воронеж, 1999. – С. 22-29.
2.Зубанова Е.Ф. Педагогический мониторинг в детском оздоровительном лагере / Е.Ф. Зубанова
3.Жариков Е.С. Для тебя и о тебе. кн. для учащихся / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
4.Как узнать и понять своего ученика // Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 39-76.
5.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с. – Гл. 10
6.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988
7.Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 104 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Иванова Н. Как получить «портрет ученика» / Н. Иванова // Директор школы. – 2000. - № 4.- С..45-50
2.Педагогическая диагностика // Школьные технологии. – 2002. - № 4.
3.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова – М., 2000.
4.Ковалева С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя / С.В. Ковалева – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
5. Программа изучения классного коллектива // Классный руководитель. – 1999. - № 3
6. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломиснкий– СПб, 1999.
ТЕМА: Приемы и технологии организации сообщества детей и взрослых в условиях летнего отдыха
ПЛАН:
1.Методика планирования деятельности в условиях летнего отдыха (по периодам времени)
2. Методика организации системы самоуправления в деском временном коллективе.
3. Правила внутреннего распорядка, традиции и их роль в жизни сообщества детей и взрослых в условиях летнего отдыха.
4. Проектирование и использование различных форм и технологий взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами детских и юношеских летних объединений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Ø Чем руководствоваться при составлении плана деятельности на период времени?
Ø Каковы требования к составлению плана смены?
Ø Какова технология планирования в сообществах детей (подростков) разного возраста?
Ø В чем состоит особенность методики выстраивания системы самоуправления в сообществах детей (подростков) разного возраста?
Ø В чем состоит роль традиций в жизни сообщества детей (подростков)?
Ø Какие вопросы организации детского (подросткового) сообщества необходимо решать с помощью других участников летней оздоровительной компании? На что следует обращать внимание при выстраивании взаимодействия с партнерами летних детских (юношеских) объединений?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
§ Составьте основные правила поведения, нарушение которых может привести к тяжким последствиям для школьников в условиях летнего отдыха.
§ Запишите законы летнего отдыха.
§ Продумайте примерный план смены на 21-24 дня. Основные условия: определите цели смены, возраст школьников, внесите в план свои предложения, учитывая традиционные праздники, спартакиаду, посещение кино, театра, музея, логику развития временного сообщества детей. Обоснуйте план.
§ Составьте требования к составлению плана смены.
§ Составьте конспект: Система самоуправления в «Океанской республике»// Народное образование. - 2003. - № 3. – с.80-82
§ Составьте конспект: Традиции «Зеркального» // Народное образование. - 2003. - № 3. – с.114-117
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Афанасьев С. Что делать с детьми в летнем загородном лагере / С. Афанасьев, С. Каморин – Псков, 1994
2. Григоренко Ю. С чего начать общение в лагере / Ю.С. Григоренко // Народное образование. – 2002. - № 3. – С. 76-81. (костры, огоньки, дел игры).
3.Зубанова Г. Как провести «огонек»? / Г. Зубанова // Народное образование. – 2001. - № 3народное образование // 2001. - № 3.
4.Козлов В. Здоровье в лагере: несколько полезных советов / В. Козлов, А. Козлов, А. Тюлюбаев // Народное образование. – 2001. - № 3.
5.Мирошкина М. Как составить программу работы клуба по месту жительства / М. Мирошкина // Народное образование. – 2001. - № 3.
6.Основы профессионального взаимодействия с коллегами // Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С.107-138
7.Система самоуправления в «Океанской республике» // Народное образование. - 2003. - № 3. – С. 80-82
8.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.-метод. пособие / М.Е. Сысоева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 48-53, 112-115.
9.Таран Ю. Как разработать программу лагеря / Ю. Таран // Народное образование. – 2001. - № 3.
10.Традиции «Зеркального» // Народное образование. - 2003. - № 3. – С. 114-117
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Вайндорф-Сысоева М. Вожатые в детском лагере / М. Вайндорф-Сысоева // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 79-82
2.Ерегина С. Туристические походы в летнем лагере / С. Ерегина // Народное образование. – 2001. - № 3
3.Орловский И. Как найти Антошку: руководство к действию в чрезвычайных ситуациях / И. Орловский // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 98-101
4.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.
5. Шуман С. Формирование гражданственности и патриотизма подростков в летнем лагере / С. Шуман // Народное образование. – 2001. - № 3
6.Харитонов Н. Школьные исследования в летний период / Н. Харитонов // Народное образование. – 2001. - № 3.
ТЕМА: Методы и технологии выстраивания воспитательного процесса, ориентированного на достижение целей летнего отдыха детей.
ПЛАН:
1. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Методические особенности использования различных видов игр в условиях летнего отдыха.
2. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия. Организация и проведение отрядных коллективных творческих дел (КТД), акций, спортивно-оздоровительных мероприятий.
3. Методика анализа форм организации досуговой деятельности воспитанников.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Ø Какие виды игровых форм деятельности могут быть использованы в условиях летнего отдыха детей (подростков)?
Ø Какие правила следует учитывать при организации массовых мероприятий?
Ø В чем заключается методика организации коллективных творческих дел?
Ø Как составить методическую разработку мероприятия?
Ø В чем заключаются процедуры наблюдения и анализа мероприятия?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
§ Подберите игры для разных ситуаций (знакомство, планирование, отдых в помещении, на улице, др.)
§ Составьте методическую разработку мероприятия на выбранную тему и возраст по схеме.
§ Подберите пять сценариев праздников из методической литературы разной направленности.
§ Запишите схемы наблюдения, анализа и самоанализа мероприятия.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Афанасьев С. 100 творческих конкурсов / С. Афанасьев, С. Каморин // Воспитание школьников. –1994. - № 5,6; 1995. - № 1.
2.Ефремов К. Не только лекция, но игра / К. Ефремов // Народное образование. - 2003. - № 3.- С. 236-242.
3.Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов – М., 1989.
4.Иванов И.П. Энциклопедия КТД / И.П. Иванов– М., 1989.
5.Несевря В. Многодневные игра скаутов / В. Несевря // Народное образование. – 2001. - № 3
6.Побединская Л.А. Классный час играючи / Л.А. Побединская - Вып. 4. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
7.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.-метод. пособие / М.Е. Сысоева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 77-85, 89-105, 106-111
8.Титова Е.В. Если знать как действовать / Е.В. Титова– М., 1993.
9.Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы / Н.Е. Щуркова – М., 1998.
10.Щуркова Н.Е. За гранью урока / Н.Е. Щуркова - М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192 с.
11.Шмаков С. Праздники лета и летние праздники / С. Шмаков // Народное образование. – 2001. - № 3.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Ронжина К.В. Функция контроля в формировании рефлексивных умений студентов в процессе их профессиональной подготовки / Под общ.ред. И.А. Бочкаревой. // Инновации в образовании. - № 66.– М., 2002. – С. 233.
2.Соломсторожская Т. Городской лагерь в хорошую и плохую погоду / Т. Соломсторожская // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 239-251.
3. Черникова Т. Отдых на асфальте: какие опасности он таит / Т. Черникова // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 252 - 259
4. Щуркова Н.Е. Формирование жизненного опыта у учащихся / Н.Е. Щуркова, Л.Д. Рагозина – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.