ТЕМА: Деятельность помощника воспитателя (вожатого) по развитию профессиональных умений в условиях организации летнего отдыха детей и подростков.
ПЛАН:
1. Роль рефлексии в профессиональном становлении будущих учителей.
2. Основные приемы и методы самообразования будущих учителей.
3. Основные приемы ведения дневника педагогических наблюдений во время летней практики.
4. Основные приемы составления портфолио по летней педагогической практике.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Ø Что такое рефлексия? Какова роль рефлексии в профессиональном становлении будущих учителей?
Ø Каковы основные методы и приемы самообразования будущих учителей?
Ø В чем особенности методики ведения педагогического дневника?
Ø Каковы требования к ведению дневника?
Ø Что такое портфолио? Как оформить портфолио по итогам практики?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
§ Составить конспект: Педагогическая рефлексия – двигатель самообразования// Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. Книга для учителя. /Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. - с.30-43
§ Составить конспект: Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей. – М., 1989.
§ Составить конспект: Феофилова Т.Г. Возможности педагогического дневника в развитии рефлексивных умений студентов //Инновации в подготовке учителя № 66. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой. – М., 2002- с.164-168
§ Составить конспект: Методика Портфолио // Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя. Под.общ.ред.В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - с.59-63
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О.В. Дневник личностно-профессионального роста как средство развития рефлексивной компетентности студентов в процессе педагогической практики / О.В. Акулова. Под общ. ред. И.А. Бочкаревой. // Инновации в подготовке учителя - № 66.– М., 2002 - С.182-196.
2. Бочкарева И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной подготовки студентов / И.А. Бочкарева. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя № 66. – М., 2002 - С.54-64.
3. Добрецова Н.В. Ведение педагогического дневника как условие развития навыков профессиональной педагогической рефлексии студентов / Н.В. Добрецова. Под общ. ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя - № 66. – М., 2002 - С. 169-181.
4. Методика Портфолио // Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя / Под. общ.ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - С. 59-63.
5. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1990. – С. 72-96.
6. Педагогическая рефлексия – двигатель самообразования // Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. Книга для учителя / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. - С. 30-43.
7. Пискунова Е.В. Рефлексивное обучение в преподавании базовых педагогических курсов / Е.В. Пискунова. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя - № 66. – М., 2002 - С. 142-163.
8. Степанова М.В. Использование технологии «создание педагогического портфолио» в практической подготовке студентов / М.В. Степанова. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в образовании. - № 66.– М., 2002. – С. 260-264.
9. Феофилова Т.Г. Возможности педагогического дневника в развитии рефлексивных умений студентов / Т.Г. Феофилова. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя - № 66. – М., 2002 - С. 164 – 168.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ерегина С. Самовоспитание профессионально сущностных качеств / С. Ерегина // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 96-97
2. Аллихвердова Н. Биография внутреннего человека / Аллихвердова Н. // Первое сентября. - № 24.- 5.04.2005.
Педагогическая (летняя) практика.
Общие положения по организации и проведения летней педагогической практики
Цель практики: закрепление полученных психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков работы с детьми в период летнего отдыха; формирование у студентов мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми.
Летняя педагогическая практика организуется в загородных, городских, сельских оздоровительных учреждениях отдыха школьников, детских площадках, где студенты работают в качестве вожатых или воспитателей.
Летней педагогической практике предшествует недельная теоретико-методическая подготовка студентов. В программу занятий включаются занятия по организации и проведению досуговой деятельности детей во время летнего отдыха летних оздоровительных учреждениях, технике безопасности, охране здоровья и природы.
Кафедра педагогики и методики начального образования организует и контролирует практику студентов в летних оздоровительных учреждениях отдыха школьников, а по итогам практики проводит конференцию, на которой студенты выступают с сообщениями о своей работе.
2.4.2. Задачи практики:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения в вузе, научить применять их на практике в работе
с детьми.
2. Создать у студентов установки на личностно-ориентированное общение с детьми с учетом основных закономерностей и принципов воспитания.
3. Сформировать профессионально-педагогические умения и навыки студентов по организации жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.