Педагогическое исследование в профессиональном развитии учителя

Педагогическое исследование в той или иной форме присутствует в профессиональной деятельности каждого думающего учителя, т.к. «ищущий учитель испытывает гораздо большее удовлетворение от своего нелегкого труда, чем учитель, механически выполняющий предписания, бездумно работающий по трафарету[26]».

Что такое педагогическое исследование? М.Н. Скаткин в своей работе «Методология и методика педагогических исследований»[27], ставшей уже классическим учебным пособием для начинающих исследователей, отмечал, что важнейшая задача педагогической науки – выявление объективных закономерностей педагогического процесса, а основное назначение педагогического исследования – добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, раскрытие их сущности (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие), раскрытие объективных закономерных связей между педагогически­ми явлениями, выявление взаимосвязи между деятельностью педагога, деятельностью воспитуемых и обучаемых и результатами этой деятельности.

Педагогическое исследование может быть проведено в разных формах. Это может быть научное исследование, организованное научной лабораторией или научным институтом в целях проверки научной гипотезы. Другой формой педагогического исследования является выполнение научно-квалификационной работы – диссертации (магистерской, кандидатской или докторской). Следующей формой, довольно распространенной, является опытно-экспериментальная работа образовательного учреждения. И, наконец, учитель всегда имеет возможность выполнить педагогическое исследование в рамках методической темы или в процессе поиска оптимальных путей решения педагогических проблем в собственной профессиональной деятельности. Студент также имеет возможность принять участие в педагогическом исследовании. Это можно сделать через студенческое научное общество.

По материалам исследований Почти половина студентов педагогических вузов – 43,2 % - указали, что им практически ничего неизвестно о возможностях участия студентов в научно-исследовательской деятельности вуза. Лишь 8,9% отметили, что преподаватели подключают их к своей научно-исследовательской деятельности. Иными словами, на протяжении обучения студент педагогического вуза практически не получает навыков научно-исследовательской работы. В лучшем случае это происходит на последнем курсе при написании диплома. В целом же можно сделать вывод о необходимости формирования у студентов способности к инновационной деятельности в сфере образования, которая должна строится как наукоёмкий процесс. Источник: Собкин В. С. , Ткаченко О. В. , Федюнина А. В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы . «Вопросы образования » №1 2005

В зависимости от интересов исследователя могут быть выполнены педагогические исследования различные по своему типу. Вопрос о типологии (или видологии) научных исследований постоянно дискутируется, но наиболее распространено деление научных работ на три типа: фундаментальные, прикладные, научные разработки. Другой распространенной типологией является деление исследований на эмпирические и теоретические. Однако, возможна еще одна типология – по направленности исследования – теоретические, науковедческие, историко-педагогические, теоретико-экспериментальные, проектрые и др. [28].Знание о типе исследования важно для разработки логики его проведения (методологии исследования).

Логика исследования определенного типа своеобразна, но в каждом педагогическом исследовании есть общие этапы, через которые проходит каждый исследователь. Первый этап – это определение собственных исследовательских интересов. Этот этап чрезвычайно важен. Ведь именно он является своеобразным стартом для всего последующего процесса. Без интереса и деятельность будет трудно организовать. Иногда интерес вытекает из простого любопытства, а иногда и из объективных затруднений, наблюдаемых в педагогической практике. Затем важно как можно точнее сформулировать исследуемую проблему путем сбора эмпирических данных, анализа литературы, изучения результатов других исследований по аналогичной проблематике. Далее важно определить логику исследования проблемы, последовательность собственных действий. В науке этот этап, как правило, совпадает с разработкой методологии исследования. Только после разработки методологии можно приступать к теоретическому анализу избранной проблемы. Необходимо выяснить какое знание имеется в науке, которое может быть использовано для поиска путей решения проблемы, и сформулировать собственную гипотезу. На этом этапе также разрабатывают и программу опытной проверки выдвинутой гипотезы. Затем в зависимости от избранной проблемы и направленности исследования может следовать этап опытной проверки.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Наши рекомендации