Супервизорство в профессиональном становлении психолога-консультанта

Изданная в нашей стране в 1997 году книга "Супервизорство" начинается следующей цитатой: "Вы не овладеете искусством психотерапии, читая книги, работая на компьютере, просматривая видеозаписи и перебирая бумаги; этому искусству вы должны научиться у других людей в процессе глубокого внутреннего общения с ними… Наставничество (или супервизорство) – анахронизм в современном мире, поскольку оно связано с традицией устной, сокровенной передачи знания" (J.Smith, 1990).

В нашей стране профессия психолога-консультанта находится на этапе становления, поэтому многие аспекты его подготовки требуют более детальной разработки. В странах с высоким уровнем развития консультативной психологии и терапии получение профессионального образования, начало собственной психотерапевтической практики включает такую стандартную процедуру, как прохождение супервизии.

Супервизия (supervision) в переводе с английского – это надзор, наблюдение, заведование, руководство. Использование этого термина предполагает, что существует человек – супервизор, который наблюдает "сверху" за консультативным процессом и при этом понимает и знает о происходящем гораздо больше и глубже, чем основные участники – психолог и клиент. Однако в реальности супервизия – это встреча, контакт, диалог, в ходе которого супервизируемый (психолог-консультант) рассказывает о процессе работы с клиентом, делится своими планами, задает вопросы, а другой – супервизор – помогает найти ответы, поддерживает, делится знаниями и т.д.

На Западе существуют длительные традиции супервизорства в подготовке терапевтов1. Понимание супервизии, места и функций супервизора в этом процессе всегда "шло в ногу" с новыми познаниями в психологии. Изменение характера обучения в области психиатрии, психотерапии, консультирования оказало влияние на методы и цели супервизии. В 40-50-е годы на супервизорских сессиях в основном анализировались избранные записи консультативной беседы. В 60-е и 70-е годы супервизия стала более открытым процессом: помимо стенограммы сессий стали широко использовать аудио- и видеозапись, одностороннее зеркало, наблюдение за сессией на экране монитора и др. К непрямым методам (анализ записи процесса; групповая супервизия, включающая прослушивание аудиокассет и просмотр видеокассет) добавились прямые методы (котерапия; ротация членов команды; наблюдение через одностороннее зеркало; вмешательство команды в процесс консультирования).

Супервизия является уникальным, творческим методом обучения консультированию и терапии, базирующимся на традициях устной передачи знания. Успешное прохождение супервизии способствует обретению профессиональной идентичности, которая в дальнейшем служит стабильной системой координат для поиска экзистенциальных и профессиональных смыслов.

В зарубежных моделях подготовки консультантов супервизор несет ответственность за то, чтобы психотерапевт, еще не получивший необходимой квалификации, проводил процесс консультирования действенно и этично. Иногда супервизия продолжается в течение нескольких лет. В отечественной практике подготовки психологов фактически отсутствует институт супервизорства. В то же время, как уже упоминалось, многие выпускники психологических факультетов сразу начинают собственную консультативную практику (например, школьные, медицинские психологи). Проведенное нами исследование деятельности практических психологов в школе показало низкий уровень профессионализма этих специалистов в области консультирования: менее пятой части из них являются профессионалами (Н.И.Олифирович, 1998). Таким образом, даже длительное (по количеству лекционных, семинарских и практических часов) обучение консультированию не поможет стать хорошим консультантом, если начинающий психолог не прошел супервизию под руководством опытного наставника.

Существует несколько подходов, в которых по-разному рассматривается процесс супервизии. Одним из них является подход, самым важным считающий "поддержку терапевтической позиции терапевта", которую осуществляет супервизор. Не вызывает сомнения, что без веры в собственные силы (и в психотерапию вообще) начинающим консультантам сложно входить в область психологической практики, поэтому супервизору очень важно помочь росту их доверия к себе как начинающим терапевтам. Это согласуется с исследованиями, подтверждающими, что у благожелательно настроенных, поддерживающих супервизоров психотерапевты быстрее и лучше проходят ранние стадии профессиональной идентификации. Однако возникает вопрос: что понимается под "терапевтической позицией" и как ее поддерживать? Е.А Бурцева описывает терапевтическую позицию следующим образом:

· контакт с собственными чувствами (как принимаемыми, так и отвергаемыми – страхом, гневом, злостью, страхом, растерянностью);

· осознание собственных эмоций, раскрытие или сдерживание их в зависимости от терапевтической необходимости;

· фокусирование на проблемах клиента без подмены их собственными;

· осознание как своих возможностей, так и зон риска;

· гибкость в выборе и использовании средств воздействия на клиента и др.

Среди способов поддержания супервизором терапевтической позиции супервизируемого можно выделить:

· помощь в соблюдении границ терапии (и супервизии);

· помощь в осознавании "слепых пятен" терапевта в сочетании с демонстрацией понимания и принятия реального несовершенства даже самого опытного психотерапевта;

· поддержка права собственного видения терапевтом прошедшей сессии;

· передача (трансляция) супервизором собственных профессиональных установок с помощью личных примеров, техник самораскрытия и др.

К числу возможных функций супервизора, можно отнести:

· обучающую, если супервизия проводится в рамках учебного процесса (программы);

· информационную, когда супервизору необходимо передать терапевту тот или иной объем знаний, помочь в разработке стратегии консультирования;

· поддерживающую, если терапевт нуждается в человеческом участии, в позитивных ресурсах для продолжения психотерапии;

· оценивающую, при необходимости оценки выбранной психологом стратегии терапии;

· помощь в планировании дальнейшего консультирования (если в ходе консультационной сессии психолог зашел "в тупик") и др.

Низкоформализованное знание плохо поддается передаче через учебники, и поэтому в подготовке консультантов и психотерапевтов такое большое значение приобретает личное взаимодействие между супервизором и начинающим консультантом. По своему значению для профессионального роста психолога-консультанта супервизорство занимает вторую позицию после непосредственно самой консультативной сессии, а супервизор и личный психотерапевт – две ключевые фигуры в его профессиональном становлении. Именно супервизор имеет возможность отрегулировать профессиональное действие в процессе его освоения, не давая возможности закрепиться неверному навыку, неправильной установке.

Подготовка психологов в ВУЗе предоставляет много способов для организации процесса супервизии (очная и заочная, терапевтическая и дидактическая, длительная и одноразовая, индивидуальная и групповая). Таким образом, студент и супервизор могут выбрать ту методологию, которая в наибольшей степени соответствует их личностному стилю, области интересов, мировоззрению, степени профессиональной автономии, уровню зрелости, набору терапевтических навыков и др.

Наши рекомендации