Дидактическая единица 2. Теории и закономерности психического развития
Согласно биогенетической теории, человек в онтогенезе
Варианты ответов:
а) в более короткой форме проходит все стадии филогенеза;
б) находится под влиянием биосоциальных факторов;
в) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;
г) не развивается при сенсорной депривации.
Согласно теории А.Адлера, основным механизмом, определяющим развитие, является
Варианты ответов:
а) защитные механизмы;
б) комплекс неполноценности;
в) базальное доверие;
г) Эдипов комплекс.
3. Э.Геккель явился основателем ………..подхода к развитию психики
Варианты ответов:
а) психоаналитического;
б) нормативного;
в) биогенетического;
г) культурно-исторического.
4. На разработку …………….. концепции большое влияние оказали идеи И.П.Павлова
Варианты ответов:
а) концепция бихевиоризма;
б) теория рекапитуляции;
в) концепция конвергентности;
г) нормативный подход.
Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды, называются
Варианты ответов:
а) созреванием;
б) адаптацией;
в) развитием;
г) ростом.
С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке
Варианты ответов:
а) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;
б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;
в) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;
г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.
Какая из теории не относится к теориям социального научения?
Варианты ответов:
а) Миллера и Долларда;
б) А.Гезелла;
в) А.Бандуры;
г) Р.Сирса.
Движущей силой психического развития, по Л.С.Выготскому, является
Варианты ответов:
а) культурная среда;
б) зона ближайшего развития;
в) обучение;
г) научение.
По Л.С.Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве
Варианты ответов:
а) источника развития;
б) основы обучения;
в) условия развития;
г) основы деятельности
Основные закономерности психического развития – это
Варианты ответов:
а) неравномерность развития различных психических процессов и свойств личности;
б) постепенное накопление психических качеств;
в) целостность развития психики, проявляющаяся в одновременном развитии различных сторон психики;
г) переход количественных изменений в качественные;
д) компенсаторный характер психического развития, т.е. возможность компенсации недостаточно развитой функции за счет более сформированной психической функции;
е) все ответы верны.
Специфика возрастного развития ребенка, согласно, Л.С. Выготскому предполагает
Варианты ответов:
а) непроформированный, незаданный ход развития;
б) проформированный, заключающийся в реализации генетически заложенной программы;
Ведущая деятельность - это
Варианты ответов:
а) деятельность, которая занимает основное время в жизни ребенка;
б) деятельность, которая специально организована взрослыми для обеспечения развития ребенка;
в) деятельность, которая обеспечивает психическое развитие в соответствующий период.
14. С возрастом снижается темп развития психики. Этот закон отрыт:
Варианты ответов:
а) С.Холлом;
б) Л.С.Выготским;
в) З.Фрейдом;
г) А.Гезеллом.
15. Автор закона чередования кризисных и стабильных возрастов:
Варианты ответов:
а) Д.Б.Эльконин;
б) Л.С.Выготский;
в) С.Л.Рубинштейн;
г) Л.И.Божович
16. Д.Б.Эльконин открыл закон:
Варианты ответов:
а) чередования разных типов деятельности;
б) чередования кризисных и стабильных возрастов;
в) смены различных типов общения;
г) формирования умственных действий.
16. Определите, в каком периоде онтогенеза проявляется сензитивность (наибольшая чувствительность) к развитию следующих психических процессов и функций:
А) младенческий | 1. Склонность к познавательной деятельности; овладению учебными и двигательными умениями и навыками. |
Б) ранее детство | 2. Усвоение речи, простых умений и навыков, предметных действий. |
В) дошкольный возраст | 3. Сознательная регуляция своих поступков; умение учитывать чувства, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения; математическое мышление, возникновение идеалов. |
Г) младший школьный возраст | 4. Фонематический слух, воображение. |
Д) подростковый | 5.Психологическая готовность к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связанному с построением жизненных планов, с определением дальнейшего жизненного пути. |
Е) старший школьный (ранний юношеский) | 6.Познание эмоциональных отношений. |