Дидактическая единица 2. Теории и закономерности психического развития

Согласно биогенетической теории, человек в онтогенезе

Варианты ответов:

а) в более короткой форме проходит все стадии филогенеза;

б) находится под влиянием биосоциальных факторов;

в) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;

г) не развивается при сенсорной депривации.

Согласно теории А.Адлера, основным механизмом, определяющим развитие, является

Варианты ответов:

а) защитные механизмы;

б) комплекс неполноценности;

в) базальное доверие;

г) Эдипов комплекс.

3. Э.Геккель явился основателем ………..подхода к развитию психики

Варианты ответов:

а) психоаналитического;

б) нормативного;

в) биогенетического;

г) культурно-исторического.

4. На разработку …………….. концепции большое влияние оказали идеи И.П.Павлова

Варианты ответов:

а) концепция бихевиоризма;

б) теория рекапитуляции;

в) концепция конвергентности;

г) нормативный подход.

Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды, называются

Варианты ответов:

а) созреванием;

б) адаптацией;

в) развитием;

г) ростом.

С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке

Варианты ответов:

а) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;

б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;

в) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;

г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.

Какая из теории не относится к теориям социального научения?

Варианты ответов:

а) Миллера и Долларда;

б) А.Гезелла;

в) А.Бандуры;

г) Р.Сирса.

Движущей силой психического развития, по Л.С.Выготскому, является

Варианты ответов:

а) культурная среда;

б) зона ближайшего развития;

в) обучение;

г) научение.

По Л.С.Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве

Варианты ответов:

а) источника развития;

б) основы обучения;

в) условия развития;

г) основы деятельности

Основные закономерности психического развития – это

Варианты ответов:

а) неравномерность развития различных психических процессов и свойств личности;

б) постепенное накопление психических качеств;

в) целостность развития психики, проявляющаяся в одновременном развитии различных сторон психики;

г) переход количественных изменений в качественные;

д) компенсаторный характер психического развития, т.е. возможность компенсации недостаточно развитой функции за счет более сформированной психической функции;

е) все ответы верны.

Специфика возрастного развития ребенка, согласно, Л.С. Выготскому предполагает

Варианты ответов:

а) непроформированный, незаданный ход развития;

б) проформированный, заключающийся в реализации генетически заложенной программы;

Ведущая деятельность - это

Варианты ответов:

а) деятельность, которая занимает основное время в жизни ребенка;

б) деятельность, которая специально организована взрослыми для обеспечения развития ребенка;

в) деятельность, которая обеспечивает психическое развитие в соответствующий период.

14. С возрастом снижается темп развития психики. Этот закон отрыт:

Варианты ответов:

а) С.Холлом;

б) Л.С.Выготским;

в) З.Фрейдом;

г) А.Гезеллом.

15. Автор закона чередования кризисных и стабильных возрастов:

Варианты ответов:

а) Д.Б.Эльконин;

б) Л.С.Выготский;

в) С.Л.Рубинштейн;

г) Л.И.Божович

16. Д.Б.Эльконин открыл закон:

Варианты ответов:

а) чередования разных типов деятельности;

б) чередования кризисных и стабильных возрастов;

в) смены различных типов общения;

г) формирования умственных действий.

16. Определите, в каком периоде онтогенеза проявляется сензитивность (наибольшая чувствительность) к развитию следующих психических процессов и функций:

А) младенческий 1. Склонность к познавательной деятельности; овладению учебными и двигательными умениями и навыками.
Б) ранее детство 2. Усвоение речи, простых умений и навыков, предметных действий.  
В) дошкольный возраст 3. Сознательная регуляция своих поступков; умение учитывать чувства, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения; математическое мышление, возникновение идеалов.
Г) младший школьный возраст 4. Фонематический слух, воображение.  
Д) подростковый 5.Психологическая готовность к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связанному с построением жизненных планов, с определением дальнейшего жизненного пути.  
Е) старший школьный (ранний юношеский) 6.Познание эмоциональных отношений.  


Наши рекомендации