Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальностям:

032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика»

032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика»

032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология»

033300.00 Безопасность жизнедеятельности

032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология»

033200.00 Иностранный язык

030600.00 Технология и предпринимательство

Стандарт, в соответствии с которым разработаны материалы ГОС ВПО 2005 г. по специальностям 032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика» 032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика» 032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология» 033300.00 Безопасность жизнедеятельности 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология» 033200.00 Иностранный язык 030600.00 Технология и предпринимательство
Номера семестров, в которых изучается дисциплина 2, 3, 4
Количество часов, отводимых на изучение дисциплины (всего – лекции – практ. занятия – лаб. занятия – самост. работа) 032100.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032200.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032500.00 80 – 20 – 20 – 0 - 40 033300.00 100 – 30 – 20 – 0 - 50 032900.00 80 – 22 – 8 – 10 - 40 033200.00 60 – 10 – 20 – 0 - 30 030600.00 88 – 20 – 24 – 0 - 44
Время выполнения теста 60 минут
Количество заданий в тесте
Количество заданий в фонде теста
Количество дидактических единиц
Система оценивания 100 балльная (количество правильно выполненных заданий в % и количество освоенных дидактических единиц в %)
Критерии освоения дисциплины 100% освоение дидактических единиц
Критерии освоения дидактической единицы не менее 50% правильных ответов на вопросы из одной дидактической единицы

Материалы разработали – доц. Завалина В.И., ст. препод. Калинина В.М., ст. преп. Морозова О.П.

Сыктывкар, 2009 г.

Структура АПИМ

Номер ДЕ Наименование ДЕ Количество вопросов в тесте
1. Введение в возрастную психологию
2. Теории и закономерности психического развития
3. Периодизация психического развития
4. Особенности психического развития детей от 0 – 3 лет
5. Особенности психического развития детей от 3 – 6 лет
6. Психическое развитие младшего школьника
7. Особенности психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте
Психология взрослости

Формирование теста

Тест формируется из фонда тестовых заданий тестовой системой случайной выборкой вопросов. По каждой дидактической единице будет выбрано количество вопросов, указанное в структуре АПИМ.

Фонд тестовых заданий

Дидактическая единица 1. Введение в возрастную психологию

1. Установите наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:

Варианты ответов:

а) констатирующий эксперимент;

б) наблюдение;

в) формирующий эксперимент;

г) тестовое обследование.

2. Система «объективного наблюдения» как основного, с точки зрения автора, метода психологии развития, основанная на естественности и обычности условий наблюдения, была разработан:

Варианты ответов:

а) Ж.Пиаже;

б) С.Л.Рубинштейном;

в) Л.С.Выготским;

г) М.Я.Басовым.

3. С достаточно большой долей объективности можно судить о причинах психического развития, используя исследовательскую стратегию:

Варианты ответов:

а) формирования психических процессов;

б) наблюдения;

в) естественнонаучного констатирующего эксперимента;

г) тестового обследования.

4. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются…

Варианты ответов:

а) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;

б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;

в) в исправлении дефектов в психическом развитии;

г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.

5. Лонгитюдный метод исследования предполагает:

Варианты ответов:

а) специальную организацию ситуации исследования;

б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;

в) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;

г) обучающее влияние на процессы развития.

6. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:

Варианты ответов:

а) младенчестве;

б) раннем детстве;

в) новорожденности;

г) дошкольном возрасте;

7. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце Х1Х века:

Варианты ответов:

а) как ветвь сравнительной психологии;

б) как ветвь экспериментальной психологии;

в) как ветвь дифференциальной психологии;

г) как ветвь социальной психологии.

8. Экспериментально-генетический метод в возрастную психологию ввел:

Варианты ответов:

а) Ж.Пиаже;

б) А.Н.Леонтьев;

в) Л.С.Выготский;

г) Ст. Холл.

9. Какая из стратегий исследования психического развития ребенка позволяет выделить этапы и стадии развития:

Варианты ответов:

а) наблюдение;

б) естественнонаучный констатирующий эксперимент;

в) формирование психических процессов;

г) все три стратегии.

10. К проблемам возрастной психологии не относятся:

Варианты ответов:

а) изучение особенностей дизонтогенеза;

б) научное обоснование возрастных норм;

в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека;

г) научное прогнозирование развития индивидуума.

11. Какая группа задач возрастной психологии определяет потенциальные возможности индивидуального психического развития:

Варианты ответов:

а) научно-исследовательские;

б) коррекционные;

в) диагностические;

г) научно-исследовательские и диагностические.

12. Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:

Варианты ответов:

а) коррекции;

б) диагностики;

в) научно-исследовательского эксперимента;

г) лабораторного эксперимента.

Ведущая деятельность - это

Варианты ответов:

а) деятельность, которая занимает основное время в жизни ребенка;

б) деятельность, которая специально организована взрослыми для обеспечения развития ребенка;

в) деятельность, которая обеспечивает психическое развитие в соответствующий период.

14. С возрастом снижается темп развития психики. Этот закон отрыт:

Варианты ответов:

а) С.Холлом;

б) Л.С.Выготским;

в) З.Фрейдом;

г) А.Гезеллом.

15. Автор закона чередования кризисных и стабильных возрастов:

Варианты ответов:

а) Д.Б.Эльконин;

б) Л.С.Выготский;

в) С.Л.Рубинштейн;

г) Л.И.Божович

16. Д.Б.Эльконин открыл закон:

Варианты ответов:

а) чередования разных типов деятельности;

б) чередования кризисных и стабильных возрастов;

в) смены различных типов общения;

г) формирования умственных действий.

16. Определите, в каком периоде онтогенеза проявляется сензитивность (наибольшая чувствительность) к развитию следующих психических процессов и функций:

А) младенческий 1. Склонность к познавательной деятельности; овладению учебными и двигательными умениями и навыками.
Б) ранее детство 2. Усвоение речи, простых умений и навыков, предметных действий.  
В) дошкольный возраст 3. Сознательная регуляция своих поступков; умение учитывать чувства, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения; математическое мышление, возникновение идеалов.
Г) младший школьный возраст 4. Фонематический слух, воображение.  
Д) подростковый 5.Психологическая готовность к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связанному с построением жизненных планов, с определением дальнейшего жизненного пути.  
Е) старший школьный (ранний юношеский) 6.Познание эмоциональных отношений.  

Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит

Варианты ответов:

а) Л.С.Выготскому;

б) Д.Б.Эльконину;

в) Э.Эриксону;

г) Ж.Пиаже.

Ведущая деятельность - это

Варианты ответов:

а) деятельность, которая занимает основное время в жизни ребенка;

б) деятельность, которая специально организована взрослыми для обеспечения развития ребенка;

в) деятельность, которая обеспечивает психическое развитие в соответствующий период.

Дидактическая единица 5.

Акцентуация характера - это

Варианты ответов:

а) неуравновешенность состояния организма;

б) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы;

в) патологические формы поведения как следствие психических нарушений;

г) все ответы неправильны.

Виды поведенческих реакций

Варианты ответов:

а) интеллектуально-эстетические, эгоцентрические;

б) накопительные, информационно-коммуникативные;

в) группирования, протеста, имитации, псевдокомпенсации, компенсации, сверхкомпенсации;

г) все ответы верны.

В период ранней зрелости

Варианты ответов:

а) активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни;

б) происходит жизненное самоопределение;

в) происходит кризис семейных отношений;

г) человек позволит итоги того, чего уже добился.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальностям:

032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика»

032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика»

032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология»

033300.00 Безопасность жизнедеятельности

032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология»

033200.00 Иностранный язык

030600.00 Технология и предпринимательство

Стандарт, в соответствии с которым разработаны материалы ГОС ВПО 2005 г. по специальностям 032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика» 032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика» 032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология» 033300.00 Безопасность жизнедеятельности 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология» 033200.00 Иностранный язык 030600.00 Технология и предпринимательство
Номера семестров, в которых изучается дисциплина 2, 3, 4
Количество часов, отводимых на изучение дисциплины (всего – лекции – практ. занятия – лаб. занятия – самост. работа) 032100.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032200.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032500.00 80 – 20 – 20 – 0 - 40 033300.00 100 – 30 – 20 – 0 - 50 032900.00 80 – 22 – 8 – 10 - 40 033200.00 60 – 10 – 20 – 0 - 30 030600.00 88 – 20 – 24 – 0 - 44
Время выполнения теста 60 минут
Количество заданий в тесте
Количество заданий в фонде теста
Количество дидактических единиц
Система оценивания 100 балльная (количество правильно выполненных заданий в % и количество освоенных дидактических единиц в %)
Критерии освоения дисциплины 100% освоение дидактических единиц
Критерии освоения дидактической единицы не менее 50% правильных ответов на вопросы из одной дидактической единицы

Материалы разработали – доц. Завалина В.И., ст. препод. Калинина В.М., ст. преп. Морозова О.П.

Сыктывкар, 2009 г.

Структура АПИМ

Номер ДЕ Наименование ДЕ Количество вопросов в тесте
1. Введение в возрастную психологию
2. Теории и закономерности психического развития
3. Периодизация психического развития
4. Особенности психического развития детей от 0 – 3 лет
5. Особенности психического развития детей от 3 – 6 лет
6. Психическое развитие младшего школьника
7. Особенности психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте
Психология взрослости

Формирование теста

Тест формируется из фонда тестовых заданий тестовой системой случайной выборкой вопросов. По каждой дидактической единице будет выбрано количество вопросов, указанное в структуре АПИМ.

Фонд тестовых заданий

Дидактическая единица 1. Введение в возрастную психологию

1. Установите наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:

Варианты ответов:

а) констатирующий эксперимент;

б) наблюдение;

в) формирующий эксперимент;

г) тестовое обследование.

2. Система «объективного наблюдения» как основного, с точки зрения автора, метода психологии развития, основанная на естественности и обычности условий наблюдения, была разработан:

Варианты ответов:

а) Ж.Пиаже;

б) С.Л.Рубинштейном;

в) Л.С.Выготским;

г) М.Я.Басовым.

3. С достаточно большой долей объективности можно судить о причинах психического развития, используя исследовательскую стратегию:

Варианты ответов:

а) формирования психических процессов;

б) наблюдения;

в) естественнонаучного констатирующего эксперимента;

г) тестового обследования.

4. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются…

Варианты ответов:

а) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;

б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;

в) в исправлении дефектов в психическом развитии;

г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.

5. Лонгитюдный метод исследования предполагает:

Варианты ответов:

а) специальную организацию ситуации исследования;

б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;

в) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;

г) обучающее влияние на процессы развития.

6. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:

Варианты ответов:

а) младенчестве;

б) раннем детстве;

в) новорожденности;

г) дошкольном возрасте;

7. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце Х1Х века:

Варианты ответов:

а) как ветвь сравнительной психологии;

б) как ветвь экспериментальной психологии;

в) как ветвь дифференциальной психологии;

г) как ветвь социальной психологии.

8. Экспериментально-генетический метод в возрастную психологию ввел:

Варианты ответов:

а) Ж.Пиаже;

б) А.Н.Леонтьев;

в) Л.С.Выготский;

г) Ст. Холл.

9. Какая из стратегий исследования психического развития ребенка позволяет выделить этапы и стадии развития:

Варианты ответов:

а) наблюдение;

б) естественнонаучный констатирующий эксперимент;

в) формирование психических процессов;

г) все три стратегии.

10. К проблемам возрастной психологии не относятся:

Варианты ответов:

а) изучение особенностей дизонтогенеза;

б) научное обоснование возрастных норм;

в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека;

г) научное прогнозирование развития индивидуума.

11. Какая группа задач возрастной психологии определяет потенциальные возможности индивидуального психического развития:

Варианты ответов:

а) научно-исследовательские;

б) коррекционные;

в) диагностические;

г) научно-исследовательские и диагностические.

12. Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:

Варианты ответов:

а) коррекции;

б) диагностики;

в) научно-исследовательского эксперимента;

г) лабораторного эксперимента.

Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам.

Варианты ответов:

а) смешанных групп;

б) разных возрастных групп;

в) одной возрастной группы;

г) без учета возраста.

14. Л.С.Выготскому возрастная психология обязана возникновением стратегии:

Варианты ответов:

а) экспериментального генезиса;

б) наблюдения;

в) срезов;

г) эксперимента.

15. Психологическими критериями возрастного развития являются:

Варианты ответов:

а) особенности роста;;

б) особенности познавательных психических процессов;

в) деятельность нервной системы;

г) возможности нравственного, эстетического, трудового воспитании;

д) сформированность качеств личности.

16. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является:

Варианты ответов:

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) опрос;

г) анкетирование.

Наши рекомендации