Дневник педагогической практики

студента-практиканта

Ф.И.О. (полностью)____________________________________,

учебной группы______ курса факультета

Практика проводится в школе № , района, города,

в________ классе, с__________ по года

Классный руководитель____________________________________________

Староста группы студентов-практикантов____________________________

Методист по педагогике__________________________________________

Методист по психологии__________________________________________

Методисты по предметам:

Русскому языку и литературному чтению_____________________________

Математике______________________________________________________

Окружающему миру_______________________________________________

Технологии_______________________________________________________

ИЗО_____________________________________________________________

Директор школы __________________________________________________

Заместитель директора по учебной работе ___________________________

Заместитель директора по воспитательной работе _____________________

Школьный психолог ______________________________________________

Школьный логопед _______________________________________________

Учителя – предметники: ___________________________________________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________

Адрес школы _________________________________________________

Телефон_____________________________________________________

Содержание дневника:

1. Список учащихся (по форме последней страницы классного журнала).

2. Расписание звонков в школе.

3. Расписание уроков в закрепленном классе.

4. График проведения игровых перемен.

Ежедневные записи студента-практиканта о его работе во время практики:

1. Наблюдения за классом, отдельными учащимися на уроках, переменах, во время воспитательных мероприятий.

2. Анализ особенностей и результативности педагогического взаимодействия учителя и студента-практиканта с учащимися, родителями.

3. Анализ уроков, воспитательных дел, проведенных учителем и студентом.

4. Фиксация наблюдений и выводов по отдельным заданиям практики.

5. Замечания по организации и проведению педагогической практики в данной школе, предложения по ее улучшению.

Вдумчивый анализ уроков учителя, товарищей по группе, а также своих занятий поможет оценивать положительные стороны и недостатки в своей работе и определять пути реализации поставленных учебно-воспитательных задач.

Дневник ведется в общей тетради, заполняется каждый рабочий день (в школе и дома), обязательно ручкой и сразу начисто.

Примерная форма записи:

№п/п Дата записи, день недели Содержание проведенной работы Педагогические наблюдения, выводы Примечания и выводы практиканта

Приложение №3

Примерная схема психологического анализа урока

1. Место урока в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения: цель, задачи, этапы реализации намеченного плана урока.

2. Учет психологических особенностей учеников при подготовке к уроку (взаимоотношения учащихся в классе, уровень их организованности, подготовленность, их отношение к учителю, к данному предмету).

3. Психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации и социальной зрелости:

А) воспитательные задачи урока, связанные с развитием терпимости, самоконтроля, стойкости, смирения, свободы, противостояния неудачам, способностью не потерять «свое лицо», преодоление эмоционального давления и др;

Б) использование на уроке психологических знаний (о возрастных, индивидуально-типических особенностях учащихся, социально-психологической структуре класса) для достижения поставленных целей.

4. Активизация познавательной деятельности:

а) постановка на уроке проблемы;

б) использование субъективного опыта учащегося в решении проблемы; его преобразование; стимуляция к самостоятельному выбору способов переработки материала;

в) обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения;

г) выявление личностного отношения к учебному материалу (доказательство, аргументация, аксиома);

д) включение в дидактический материал текстовых пояснений, указаний, примечаний, комментариев, смысловых таблиц, системы учебных заданий;

е) организация ориентированного на личность обучения: усиление мотивации учебной деятельности (самоконтроля, самооценки) с помощью вовлечения школьников в процесс оценивания;

ж) предоставление ученику свободы выбора способа выполнения учебных заданий (снятие эмоционального напряжения, страха ошибиться);

з) выявление индивидуальных особенностей ученика, прогнозирование интеллектуального роста (определение познавательного профиля);

и) организация сотрудничества учащихся для генерации идей, инициативы, использование правильных ответов для дискуссий;

к) определение приемов развития: внимания (устойчивости, переключаемости, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного осмысления запомнившегося), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций) и воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и др.).

5. Деятельность и личность учащегося на уроке:

1) интерес ученика, уровень подготовленности по предмету;

2) степень его эрудированности;

3) легко или трудно усваивается материал;

4) активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы;

5) деятельность учеников как единого класса: сплоченность, организованность, аккуратность, отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины, особенности участия отдельных учеников в учебном процессе (использование своего субъективного опыта, рассказ об имеющихся в учении и жизни трудностях, постановка вопросов для обсуждения, положительное влияние на своих одноклассников, обращение за помощью и готовность ее предложить и получить);

6) дисциплинированность;

7) умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия учителя;

8) отношение учащегося к учителю (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение), друг к другу (взаимная помощь, подсказка);

9) приемы и способы интеллектуальной деятельности (организация восприятия учебного материала: наблюдение, запоминание, создание образов, проявление инициативы).

6. Анализ характеристики личности и деятельности учителя:

1) качество знания предмета, его эрудиция, разносторонность интересов;

2) умение доступно объяснять материал;

3) умение заинтересовать изучаемой темой;

4) ответственность за выполняемое дело;

5) требовательность, как к себе, так и к ученикам;

6) такт, вежливость в общении;

7) умение показать практическую значимость изучаемого материала;

8) поддержание дисциплины на уроке;

9) вовлечение учащегося в активную работу на уроке;

10) справедливость и честность;

11) внешний вид, скромность, простота;

12) умение отмечать достоинства учеников;

13) создание благоприятной психологической атмосферы общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);

14) учет психологического и психосоматического состояния отдельных учащихся;

15) коммуникативные умения учителя (умение находить выход из неблагоприятного эмоционального состояния, предвидеть поведение отдельных учеников, распознавание побуждений по выражению лица учащегося, экспрессивная речь, ее окраска, техника владения экспрессивным проявлением: приглашающие, осуждающие интонации, жесты и др.);

16) главное достоинство личности и деятельности педагога, представление отдельных недостатков личности и коммуникативной техники педагогического общения.

7. Организация пространства в классе как способ влияния на учебную деятельность школьников: работа детей у доски, за партой, в группе, свободное проявление инициативы на уроке.

8. Общая оценка урока, касающаяся достижения учащимися целей, и место урока в обучении, ориентированном на личность.

При анализе урока необходимо раскрыть ошибки учителя, проявляющиеся при разных формах организации обучения.

1. Плохо организована деятельность (все делает сам, нет индивидуальных заданий, нет субъект-субъектных отношений).

2. Цель и задачи в деятельности нивелируются, так как план работы учителя с учениками не обсуждался, анализ полученных данных об учениках не связан с субъективным опытом учащихся, нет обсуждения, анализа работ учащихся.

3. Отсутствие дискуссии на уроке, на вопросы отвечает сам учитель или один и тот же ученик.

4. Активность учителя преобладает над активностью ученика, деятельность учителя – монолог.

5. Смещается акцент с процесса деятельности на ее результат и контроль.

6. Нет спокойной обстановки в классе.

Психологический аспект наблюдения деятельности учителя на уроке

Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности: мотивация учеников и учителя, степень общей активности учеников.

1) Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий. Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока. Обоснованность чередования напряженности, расслабленности.

2) Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций. Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.

3) Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса.

4) Характеристика класса как малой социальной группы, преобладающая атмосфера взаимоотношений, оценок и норм в классе, наличие позитивных и негативных группировок по отношению к учителю и ученикам.

5) Содержание познавательной деятельности, последовательность и непротиворечивость учебного материала, система логических действий и психологических механизмов познания - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, индуктивный и дедуктивный способы и т. д.

При анализе управления вниманием учащихся на уроке необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как стимулируется интерес к содержанию урока?

2. Как создается установка быть внимательным?

3. Как раскрыта практическая значимость изучаемого на уроке материала?

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания ( яркость, новизна, структурирование и пр.)?

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

6. Как организована смена видов деятельности на уроке?

7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

8. Как формируется цель деятельности на уроке?

9. Как выбирается темп ведения урока?

10. Как организуется активность учащихся на уроке?

11. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития внимания учащихся?

12. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания: концентрации, устойчивости, переключения?

13. Как используются учителем собственные индивидуальные особенности в организации внимания учеников?

При анализе урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как создается установка на восприятие преподаваемого материала?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов?

3. Как учитывается фон восприятия при изложении материала?

4. Как используется прошлый опыт учеников при организации восприятия нового материала?

5. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

6. Как организовано обучение перцептивным действиям?

7. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

8. Как учитываются возрастные особенности восприятия?

9. Как учитываются закономерности развития восприятия?

10. Как учитываются различные виды восприятия?

11. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?

При анализе урока применительно к развитию мнемических особенностей учащихся необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Формировалась ли на этом уроке установка на запоминание?

2. Какими приемами акцентировалось внимание учеников на подлежащем запоминанию?

3. Учитываются ли индивидуальные различия развития мнемических способностей конкретных учеников?

4. Как учитываются средние показатели запоминания с организации учебной деятельности (объем кратковременной памяти 7 +-2)?

5. Как учитывается соотношение видов памяти по характеру психической активности (эмоциональная, двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая)?

6. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление?

7. Как учитываются эффекты проективного и ретроактивного торможения, реминисценция?

8. Как организуется повторение?

При анализе урока с точки зрения учета закономерностей функционирования и развития мышления необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Степень подготовленности урока с точки зрения создания у учащихся целей умственной деятельности.

2. Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?

3. Какие средства используются при формировании интереса к изучаемому материалу в плане его опосредованного и обобщенного познания?

4. В какой мере формируются у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение)?

5. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала?

6. Происходит ли в процессе объяснения ( и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

7.Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

8. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивацией учебной деятельности школьников?

9. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность учащихся ( мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т. п.)?

10. Учитывается ли учителем темп, гибкость, самостоятельность мышления?

11. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?

12. Используются ли индивидуализированные формы заданий?

13. Какова общая оценка степени активности мышления класса в целом и конкретных учащихся в отдельности?

При анализе степени включенности в учебную деятельность воображения учащихся необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Была ли создана на уроке творческая атмосфера, позволяющая в рассуждениях выходить за пределы постулированной данности?

2. Предпринимались ли попытки осмысления материала с опорой на представления образов материального мира?

3. Как учитывались особенности пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т. п.?

4. Присутствуют ли в изложении материала обращения к процессам агглютинации, схематизации, гиперболизации, подчеркивания, типизации, попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях?

5. Прибегают ли участники учебного процесса к построению аналогий, какие приемы при этом используются?

6. Присутствует ли активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном?

Рекомендации для психологического анализа урока

Протокол – дата и время посещения урока, характеристика психологических особенностей учащихся, учебной деятельности, психологические аспекты педагогического воздействия учителя на учащегося, особенности их личности и деятельности.

Психологическая интерпретация задач урока, их реализация:

1) в познавательной деятельности и интересах учеников;

2) в уровне внимания и эмоционально-волевой сфере учащихся;

3) в активизации мотивов (познавательных потребностей, интересов учащихся);

4) в расширении знаний и формировании новых понятий, представлений, развитии умений и навыков;

5) в способе активизации умственной деятельности учащихся;

6) в ориентации ученика на применение получаемых знаний для объяснения современной жизни;

7) в учете эмоциональных состояний и волевых проявлений учащихся на уроке;

8) в создании психологической атмосферы общения на уроке, отношений между учениками и учителем;

9) в степени личного влияния учителя на учеников: проявление симпатии или антипатии, авторитета учителя и др.;

10) в особенности применения различных средств воздействия (установки контакта с одним или с группой учащихся: умение разрушить конфликт, способствовать творческой работоспособности, свободное владение словом, убеждением, мимикой, жестами и др.).

Главное в психологическом анализе урока – осмысление взаимодействия учителя с учащимся в процессе развивающего обучения, получение аналитической и обобщающей характеристики урока.

Приложение №4

Психологическая характеристика ученика (образец) Психологическая характеристика ученика ______________________________(Ф.И.О.) I. Общие сведения о ребенке. 1. ФИО- ____________________ , дата - __________, возраст во время исследования__лет. 2. Место жительства ________________________________________________________ 3. Сведения о родителях _____________________________________________________, 4. Школа №___, класс ___ «_». Краткая характеристика семейного и учебного коллектива. Общие сведения о школьнике: фамилия, имя, возраст, особенности физического развития и здоровья. Общая характеристика семьи. Психологический климат в семье, влияние семьи на развитие личности ученика. Отношение в семье к деятельности, поведению, интересам ученика. Краткая характеристика класса. Его состав (пол, возраст учеников), успеваемость, дисциплина. Какое настроение доминирует в классе (приподнятое, бодрое, ровное, подавленное, пассивное). Какие взаимоотношения между мальчиками и девочками. Какие поступки одобряются, какие осуждаются в классе. Как учащиеся относятся к критике. Положение изучаемого ученика в коллективе (лидер, активист, рядовой член, изолированный). Пользуется ли ученик авторитетом в классе, за что его уважают или не уважают. Есть ли постоянные друзья в классе. Входит ли в состав микрогруппы по интересам (технического или художественного творчества, спортивные и др.) или микрогруппы с отрицательной социальной направленностью. Как относится к одноклассникам, взрослым и учителям. Характеристика учебной активности ученика. Что является основным мотивом учебной деятельности (знания, сам процесс получения знаний, отметка и т. д.). Какая мотивация учебной деятельности доминирует: ««достижение успеха» или «избегание неудачи». Отношение к учебе, пропускает ли уроки без уважительных причин, добросовестно ли готовится к занятиям, проявляет ли старательность и организованность в учебной деятельности. С интересом или без интереса учится. Какие оценки преобладают, к каким учебным предметам проявляет интерес. Существует ли связь между способностями ученика, его взаимоотношениями с учителями и отметками по предметам. Как относится к отметкам, к похвалам или порицаниям учителей. Характеристика познавательной деятельности ученика. Какой вид внимания преобладает на уроках. Умеет ли сосредотачиваться на уроке, распределять и переключать внимание. Насколько устойчиво внимание. Преобладающий вид внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Особенности восприятия и памяти. Как заучивает материал. Владеет ли приемами рационального запоминания, легко ли воспроизводит материал. Умеет ли анализировать, сравнивать, выделять существенное, делать самостоятельные выводы, быстро находить пути решения задач. Проявляет ли самостоятельность, логичность, гибкость ума, критичность. Преобладает абстрактно-логическое или наглядно-образное мышление. Какой темп усвоения знаний (быстрый, средний, замедленный). Как развито воображение, речь. Умеет ли выражать мысли в устной и письменной форме. Каков запас слов. Понятность, логичность, содержательность, выразительность и культура речи. Умеет ли самостоятельно работать с учебниками, словарями, находить дополнительную литературу, составлять план, конспект и т.п. Эмоциональное состояние, преобладающее на уроках (приподнятое, ровное, подавленное) и дисциплина. Проявляется ли скованность, боязнь, дрожание голоса от волнения, забывание заученного материала, ухудшение результатов деятельности. Если да, то когда. Как контролирует свое состояние. Уровень развития общих способностей. Обладает ли специальными способностями (музыкальными, вокальными, поэтическими, спортивными и т.д.). Характеристика социальной активности ученика. Нравится ли ученику заниматься общественной деятельностью. Какие общественные поручения выполняет: постоянные, эпизодические или уклоняется от общественной работы. Если не занимается общественной работой, то почему. Если имеет общественные поручения, то как к ним относится (творчески, ответственно или формально). Какие виды трудовой деятельности предпочитает. Что привлекает в труде: процесс деятельности, результат или овладение трудовыми навыками. Какие виды деятельности (совместная или индивидуальная) предпочитает. Ответственно ли относится к труду. Легко ли включается в новую работу. Кем хочет быть. Как проводит свободное время: читает (что), ходит в театр, на концерты, дискотеки, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, занимается спортом, изучает иностранные языки, гуляет с друзьями по улицам и т. д. Жизненная позиция учащегося (активная, пассивно-созерцательная, потребительски-иждивенческая и т.д.). В чем она конкретно проявляется. Особенности темперамента и характера учащегося. Какой тип темперамента преобладает. Как это проявляется в общей, двигательной, речедвигательной и эмоциональной активности. Импульсивен или сдержан, отмечаются ли аффективные реакции и при каких обстоятельствах. Часто ли бывает в состоянии повышенного возбуждения или подавленности. Настроение стабильное или часто меняется. Умеет ли регулировать эмоциональные состояния, поведение. Какие положительные и отрицательные черты характера ярче проявляются. Обратите внимание на особенности характера, определяющие цели деятельности и поведения (рациональность, расчетливость и т. д.) и черты, связанные с достижением поставленных целей (настойчивость, решительность, целеустремленность и т. д.), а также особенности характера, которые отражаются на отношении к деятельности, другим людям и самому себе. Уверен или неуверен в себе, в своих силах, возможностях. Склонен ли брать на себя ответственность за совершенные поступки, неудачи или винит в них других людей, обстоятельства, судьбу. Проявляется ли чувство собственного достоинства, гордости, самоуважения. Адекватная ли самооценка. Стремится ли к самосовершенствованию, и в чем это проявляется. Общие психологические выводы. Отметьте основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков. В психолого-педагогических рекомендациях укажите мероприятия, которые, на Ваш взгляд, необходимо провести в целях улучшения воспитательной работы с наблюдаемым учащимся и классом в целом. Какой вклад Вы внесли в воспитание ученика. Что сделано для повышения успеваемости, улучшения поведения и расширения круга интересов учащегося. В заключение проанализируйте свою педагогическую деятельность. Удалось ли вам установить доверительные отношения с изучаемым учащимся и с другими учениками? Если нет, то почему. Какие приемы, методы Вы использовали для поддержания дисциплины, внимания, интеллектуальной активности учащихся на уроке? С какими трудностями Вы встретились во время практики? Удовлетворены ли вы практикой, сумели ли Вы реализовать свой творческий потенциал? Знаний, полученных в вузе по психологии, Вам было достаточно? Если нет, то на какие разделы психологии следует обратить внимание в читаемом курсе.
II. Методы при изучении личности ребенка: Протокол психодиагностического обследования ученика. · Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка младшего школьного возраста в типичных для него жизненных ситуациях. Кто проводил: _______________________________________________________ Дата: ____________________________________________________________ Образец: В результате исследования выявлено: В 100% ситуаций, имеющих положительную эмоциональную окраску (Игра с младшими детьми, Игра со старшими детьми, Ребенок с родителями) (...) имеет эмоционально позитивный опыт. В 100 % ситуаций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску (Объект агрессии, Выговор, Агрессивное нападение и Изоляция) (...) имеет эмоционально негативный опыт. Эти данные могут свидетельствовать о том, что ребенок дает позитивную или негативную оценку своему эмоциональному фону адекватно различным жизненным ситуациям. В 57% ситуаций, имеющих двойной смысл (4 из 7) можно говорить о наличии переживания (...) негативного эмоционального опыта. Это ситуации - Укладывание спать в одиночестве, Умывание, Собирание игрушек и Еда в одиночестве. Наибольший уровень тревожности у (...) проявляется в ситуациях, моделирующих отношения моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве). - У (...) наблюдается высокий уровень тревожности, о чем свидетельствует индекс тревожности ребенка (процентное отношение числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков): 57%. · Методика «Лесенка» В.Г. Щур Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. В результате исследования выявлено: - отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная(поместил себя на 4-ую из 6 ступенек); - отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (...) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. Ребенок считает, что мама поставит его на самый верх лесенки, а сам себя ставит немного ниже — на третью ступеньку сверху. Это может говорить о том, что (...) ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых; - прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (...) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности. · Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации. В результате исследования выявлено: На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у (...), о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (...) может иногда проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. · Личностный опросник Кеттелла для младших школьников. Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации. В результате исследования выявлено: Высокий уровень выраженности Экстраверсии (9 баллов), что характеризует ребенка как эмоционального, открытого, общительного, участливого ребенка. Высокий уровень по шкале Эмоциональная невозбудимость (8 баллов) - характеризует (...) как нетерпеливого, легко возбудимого, с неустойчивостью внимания, повышенной двигательной активностью. Низкий уровень самоконтроля (3 балла), что является признаком неумения контролировать свое поведение. Другие методы и формы диагностики, используемые в исследовании: · Беседа с психологом, классным руководителем, наблюдение за ребенком, изучение документации, имеющейся на ребенка у психолога. III. Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты: 1. Со сверстниками: статус в общении: активный. В 3 классе наблюдалась зависимость от одноклассника … (ребенка с ярко выраженным агрессивным поведением). На момент обследования дружбу с… прекратил. Устанавливает взаимоотношения со всеми одноклассниками, но близкие дружеские отношения имеет с ребятами со двора. Предпочитает друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. Школьный коллектив нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (...) может иногда проявлять агрессию. · 2. Со взрослыми: может проявлять разнообразные признаки коммуникации: от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости; на критику учителя реагирует пассивно-положительно(понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет). Испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. IV. Общая характеристика личностной сферы школьника. Характеристика свойств личности: Отношение ребенка к себе - положительное, самооценка- адекватная, положительная; отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (...) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему, прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже, чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (...) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Школьник эмоционален, общителен, нетерпелив, легко возбудим. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение. Повышенная тревожность (...) проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами. Школьная мотивация развита недостаточно, о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, что связано с недостаточным развития произвольности внимания.(...) увлекается рисованием, занимается в спортивной секции футболом. Выводы психолога: для (...) характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как нарушение дисциплины на уроках и во время перемен, плохая успеваемость, низкий уровень школьной мотивации. В связи с этим классному руководителю ребёнка рекомендуется:составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации; каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи. -проконтролировать занятость (...) в каникулярное время; взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения прививать (...) правила поведения школьной жизни. Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля, навыкам конструктивного взаимодействия со сверстниками. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать посещаемость и успеваемость (...). Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой – ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе. Стимулировать учебно-познавательную деятельность ребят через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.

Приложение №5

Наши рекомендации