Рабочая программа по предметно-практической деятельности
Рабочая программа по предметно-практической деятельности
для учащихся, обучающихся по программе обучения детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для 5 классов
Согласовано:
заместитель директора по УВР
……………………………..
(Кропачева Н.В.)
«……»…………………..2017 г.
Составитель:
Лазарь А.А.
Учитель: ВКВ
Екатеринбург – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП в варианте 2. Рабочая компилятивная программа "Предметно-практические действия" для 5 класса разработана в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. И.М. Бгажноковой.
Общая характеристика учебного предметаформирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цельучебного курса — используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели,
Задачи и направлениярабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
2. Формирование и развитие речи.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
Содержание курсасостоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами».
2. «Действия с предметами».
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:
1.Действия с предметами, материалами, формирование игровых действий «Конструирование».
2. Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6».)
3. Действия с предметами, материалами, формирование представлений о форме «Группировка по форме».
4. Действия с предметами, материалами, формирование представлений о величине«Сравнение по величине».
5. Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения».
6. Действия с предметами, материалами, формирование временных представлений «Месяцы года».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Деление на группы по степени обучаемости. В связи со значительной неоднородность данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 2 группы, по степени обучаемости, по характеру овладения предметными действиями:
В» класс
1 группа: - Галямова А., Климовских А., Антропов А., Трубин И.,Борисов К. характеризуется связной речью, способна к восприятию знакомых предметов и объектов, при запоминании необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и д.р. опоры, операция обобщения возможно только на элементарном уровне, нет обобщения, не развиты сенсорные процессы, все виды памяти нарушены.
2 группа:- Гарипова И., Никонов И., Парахина А., не пользуется фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, грубые нарушения моторной сферы, нет обобщения, не развиты сенсорные процессы, все виды памяти грубо нарушены, внимание неустойчивое, восприятие нарушено.
Г» класс
1 группа:– Пабутов В., Комолов А., Мельников Ю., Механошин Е.,Лычкова А. характеризуются связной речью, способны к восприятию знакомых предметов и объектов, при запоминании необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и д.р. опоры, операция обобщения возможно только на элементарном уровне.
2 группа:- Наконечный А., Константинов М. не пользуется фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, грубые нарушения моторной сферы, нет обобщения, не развиты сенсорные процессы, все виды памяти грубо нарушены, внимание неустойчивое, восприятие нарушено.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
Планируемые результаты изучения учебного курса
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 2-ой подгруппы планируемые личностные и коррекционные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется БУДам.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагаются следующие формулировки:
1. Создать предпосылки для формирования (чего либо)
2. Будет иметь возможность….
3. Создать условия для формирования…
4. С помощью педагога выполняет действия…
5. Предоставить возможность познакомиться с ……
6. Сформировать представление о….
7. Создать условия для формирования представлений….
Личностные планируемые результаты:
Формирование персональной идентичности.
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.).
Создать условия для формирования представлений о себе, о своих физических данных таких как: цвет волос (светлый-темный, большой- маленький, длинные-короткие волосы, высокий-низкий, полный-худой).
- определяет состояние своего здоровья.
Предоставить возможность познакомиться со здоровым образом жизни (режим дня, полезные - вредные продукты, съедобные – не съедобные продукты)
Будет иметь возможность осознать и сообщать о своем плохом самочувствии.
Создать условия для формирования (или формировать) представлений о соблюдении правил личной гигиены.
Гендерная идентичность
-определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Будет иметь возможность для формирования представлений о половой принадлежности своей и окружающих (мальчик-девочка, мужчина-женщина).
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша).
Предоставить возможность определить свою возрастную группу (ребенок – взрослый)
Предоставить возможность сообщить свой возраст в любой доступной форме.
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Создать условия для уважительного отношения к людям старшего возраста, следования правилам вежливого, приличного поведения (волшебные слова, правила этикета в школе, в общ. местах)
Создать предпосылки к формированию умения различать хорошие и плохие поступки
Создать предпосылки для формирования умения признания собственных плохих поступков и их избегание.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа, количество занятий в классе в неделю – 3.
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование игровых действий «Конструирование». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с деревянным строительным материалом: «Дома для матрешек», «Дорожки», «Домик для жирафа», «Снежная крепость», «Мебель», «Аквариум», «Домик для мышонка», «Поезд»; Занятия с разрезными картинками: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; Занятия с мягкими пазлами: «Бегемотик», «Собачка», «Домик»; Занятия с счетными палочками: «Ракета», «Звезды». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6».) | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия картинками и предметами: «Яблоки созрели», «Собираем урожай», «Грибок к грибку», «Раздай тарелочки», «Дно морское»; Занятия с игрушками: «Машины перевозят груз». «Ягодки на ладошке», «Кто ходит в гости по утрам», «Пуговки». «Малыши-карандаши», «Считалочки», «Школа Мудрой Совы»; Занятия с пластилином: «Фрукты в вазе», «Морковки для зайчат»; Занятия по обводке и рисованию: «Ладошки», «Посчитай-ка». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование представлений о форме «Группировка по форме». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятие с карточками: «Найди такую же», «Из какой фигуры состоит…»; Занятия с предметами и игрушками: «Наведем порядок», «Предметы круглой формы», «Предметы квадратной формы», «Предметы треугольной формы», «Предметы прямоугольной формы»; Занятия с «Волшебным мешочком»: «Веселый мешочек», «Одно к одному», «Узнай фигуру», «Найди пару»; Занятия по обводке и рисованию: «Лишняя фигура», «Колеса для машинки», «Крыша для дома», «Кирпичики на стройку», «Все смешалось». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование представлений о величине «Сравнение по величине». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с карточками: «Ежики грибы собирают», «Деревья и листочки», «Фруктовые деревья», «Найди домик для куклы», «Одежда для куколок», «Волшебные ступеньки», «Автомобили», «Упражнения с кругами»; Занятия с конструктором, предметами, игрушками: «Овощной магазин», «Строим дом»,«Посуда для зверят», «Большие и маленькие мячики», «Зайки»;Занятие с «Волшебным мешочком»: «Что там?»; Занятие с кубиками: «Башня из кубиков»; Занятие с карандашами: «Юные помощники»; Занятия по обводке и рисованию: «Одинаковые и разные» 2 ч. | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с карточками и панно: «Лесная поляна», «Домашние животные», «Добрый доктор Айболит»; Занятия по обводке и рисованию: «Геометрические фигуры», «Такие разные игрушки»; Занятия по формированию представления о «схеме собственного тела»: «Зеркало», «Право-лево», «Выше-ниже», «Посередине»; Занятия по расположению объектов в окружающем пространстве относительно друг друга: «Гости пришли», «Машинки в гараже»; Занятия по ориентировки в двумерном пространстве: «Елочки на полянке», «Грибы да ягоды», «Веселый паровозик»; Занятия с мозаикой: «Солнечный день», «Дождик над городом»; Занятия по формированию квазипространственных представлений: «Спрячь мячик», «Карандаши». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование временных представлений «Месяцы года». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с карточками и панно «Дерево на поляне»: «Месяц года…» 4 ч.; Занятия по обводке и рисованию: «Месяцы года» 2 ч.; Занятия с пластилином: «Что, когда созрело» 2 ч., «Пасхальные яйца»; Занятия с карточками: «Одежда по сезону», «Одень куклу на прогулку», «Двенадцать братьев», «Подбери пару»; Занятия с счетными палочками: «Ракета», «Бабочки», «Флажки»; Занятия с пиктограммами: «Времена года – погодные явления». | ||
Всего часов за модуль: | ||
Итого часов за год: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Направление работы | Планируемые результаты обучения | |||||
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия | ||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | |
Действия с предметами, материалами | ||||||
- работа с пластилином | создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | будет иметь возможность разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части | будет иметь возможность брать пластилин в руки, пытаться разминать его | предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца | предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке» |
- выкладывание мозаики | будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы | создать предпосылки для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками | предоставить возможность выполнять последовательно организованные движения | предоставить возможность брать в руки мозаику и рассматривать со всех сторон | создавать предпосылки для приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельност | создать предпосылки для следования этапам урока, следить и принимать участие во всех видах деятельности на уроке. |
- обводка, раскрашивание картинок | будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы | создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе | предоставить возможность выбирать заданные картинки, обводить, раскрашивать картинку | предоставить возможность фиксировать взгляд на картинке | создать предпосылки для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) | создать условия для формирования подражательных действий |
- работа с природным материалом | создать условия для формирования целенаправленного восприятия и наблюдения за объектами живой и неживой природы | создать предпосылки для формирования представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо | предоставить возможность раскладывать по блюдцам разный природный материал | предоставить возможность воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | создать условия для формирования умения работать по подражанию, по инструкции (жест, рука в руке, речевая, картинная) | создавать предпосылки для: - соблюдения правильной посадки за партой, приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельности |
- работа с кубиками | будет иметь возможность участвовать в коллективных делах и играх (совместный труд, подвижные игры) | создать условия для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками | складывает фигуры из дерева, пластмассы | предоставить возможность брать в руки, играть с кубиками | предоставить возможность выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | создать условия для формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) |
- рисование пластилином | создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | будет иметь возможность разминать пластилин двумя руками, отрывать небольшие кусочки, размазывать его внутри картинки | будет иметь возможность брать пластилин в руки, пытаться разминать его | предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца | предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке» |
- определение предмета на ощупь | создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе. | будет иметь возможность пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | предоставить возможность воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | предоставить возможность рассматривать различные по качеству материалы | создать условия для формирования умения выполнять последовательные операции вслед за учителем. | предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке» |
- складывание картинок | создать условия для формирования стремления заслужить одобрение | создать условия для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками | предоставить возможность выполнять упражнения с простыми разрезными картинками и со смысловыми разъемами, с сюжетными картинками, выполняет упражнения на узнавание целого предмета по фрагментам | предоставить возможность фиксировать взгляд на картинке | создать условия для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) | создать условия для выполнения стереотипной инструкции поэтапно |
- работа с счетными палочками | будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы | создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе | предоставить возможность выкладывать из счетных палочек заданные картинки | предоставить возможность брать в руки счетные палочки, выкладывать, складывать из (в) коробке | создать условия для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) | создать условия для формирования подражательных действий |
Система оценивания учащихся
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий учащихся 5 класса 1 группа по «ППД»
За 2016 / 2017 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | ||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||
Повторение за педагогом 3-х движений рук по памяти (руки вверх, в стороны, на пояс) | |||||||
Начинать движение по сигналу | |||||||
Прекращать движение по сигналу | |||||||
Выполняет динамические пальчиковые упражнения чередуя 2 движения | |||||||
Ориентируется в контрастных величинах (большой-маленький | |||||||
Называет 2 основных цвета (красный, желтый) | |||||||
Может чередовать предметы двух размеров (форм, цветов) АВ | |||||||
Выбирает самый большой и самый маленький предмет | |||||||
Подбирает предметы по форме (круг, квадрат, треугольник) | |||||||
Ориентируется в пространстве на плоскости (вверху-внизу) | |||||||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно | |||||||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания | |||||||
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета (Вна Из) | |||||||
Понимание действий, изображенных на картинках | |||||||
Узнает и находит предметы тактильно, зрительно, называет их | |||||||
Нанизывает бусы (различной формы, текстуры) на шнурок с чередованием по заданной схеме | |||||||
Использует в лепке из пластилина приемы защипывания, оттягивания; совмещает работу с пластилином и природным материалом | |||||||
После лепки знакомых предметов рисует их по трафарету |
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий учащихся 5 класса 2 группа по «ППД»
За 2016 / 2017 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | |||
Началогода | Середина года | Конец года | ||
Повторение за педагогом 2-х движений рук по памяти (руки в стороны, вверх) | ||||
Выполняет статические пальчиковые позы (зайчик, коза, колечки, домик) | ||||
Выбирает самый большой и самый маленький предмет | ||||
Подбирает предметы по форме (круг, квадрат) | ||||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно | ||||
Конструирует плоскостное изображение из счетных палочек, природных материалов и других подручных средств | ||||
Выполняет упражнения со строительным материалом, счетными палочками, природным материалами бытовыми предметами-орудиями | ||||
Знает способы работы с ножницами, выполняет серии надрезов, разрезов (на полоски) |
Параметры оценивания:
! – ребенок пассивен; СП – сопряженная помощь (рука в руке); НП – направляющая помощь (пошаговое выполнение действия ребенком с частичной помощью педагога); ОД – образец действия (подражание); ИТК – выполняет действие по инструкции в виде технологической карты (поэтапная графическая инструкция); СИ – выполняет действие по словесной инструкции; КП – выполняет действие с контролирующей помощью; АО – алгоритм отработан, «+» - умение сформировано, «+-» - умение в стадии формирования, «-» - умение не сформировано.
Учебно-методическое обеспечение программы
1.Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2 Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд.- М: Мозаика-Синтез, 2006.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Позина В.А., Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. Издание 3-е, исправленное и дополненное.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Сведения об авторе
ФИО: Лазарь Алена Александровна
Образование: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Профессионально-педагогический колледж», учитель технологии, профессиональная переподготовка ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» по программе «Специальная педагогика и психология»
Стаж работы: 9 лет
Квалификационная категория: ВКВ
Рабочая программа по предметно-практической деятельности
для учащихся, обучающихся по программе обучения детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для 5 классов
Согласовано:
заместитель директора по УВР
……………………………..
(Кропачева Н.В.)
«……»…………………..2017 г.
Составитель:
Лазарь А.А.
Учитель: ВКВ
Екатеринбург – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП в варианте 2. Рабочая компилятивная программа "Предметно-практические действия" для 5 класса разработана в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. И.М. Бгажноковой.
Общая характеристика учебного предметаформирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цельучебного курса — используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели,
Задачи и направлениярабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развит