Предметно-практической деятельности

Нарушение движений оказывает негативное влияние на развитие познавательных процессов у детей. Например, было показано, что недоразвитие пространственных воспри­ятий наблюдается у детей со всеми формами двигательной 56

§ 5. Нарушения предметно-практической деятельности

Недостаточности (врожденные и рано приобретенные ортопедические заболевания, миопатии и миодистрофии, вялые Ипраличи). Эти нарушения имеют временный характер, И с началом самостоятельной ходьбы у ребенка легко ком­пенсируются.

Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни харак­терно нарушение процесса активного восприятия окружа­ющего мира. Ребенок с ДЦП не может произвольно повер­нуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захва­тить его.

Предметные действия являются важной формой активно­го познания ребенком окружающего мира и основой фор­мирования сенсорно-перцептивных и мыслительных про­цессов.

Предметно-практические действия активно развиваются у ребенка первого года жизни. Р.Я. Абрамович-Лехтман (1962)выделила четыре основных этапа в форми­ровании предметно-практических действий у детей первого года жизни. Первый — этап преддействия начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок вы­полняет направленные движения с предметами: водит ру­ками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п. Этап результативных действий начинается у ре­бенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные дви­жения, после чего ему становятся доступными многообраз­ные предметные действия: притягивание, постукивание, тол­кание, выпускание из рук, разрывание бумаги и многие другие. После 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно: всовывание, вкладывание, выни­мание, нанизывание колец и пр. Это этап соотносящих дей­ствий. К концу первого года жизни ребенок выполняет функ­циональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, приче­сывает куклу и пр.

Нами было проведено лонгитюдное обследование детей в возрасте до трех лет, у которых по заключению невропато­логов была угроза возникновения ДЦП. У этих детей специа­листами было диагностировано нарушение мозгового кро­вообращения разной степени тяжести. В анамнезе у них

наблюдались асфиксия, родовая травма или асфиксия с ро­довой травмой одновременно. Оценки по шкале Апгар у де­тей варьировали от 4 до 8 баллов.

Психологическое обследование проводили в возрасте до 3 мес., от 3 мес. до б мес. и с 6 до 9 мес. по специально разра­ботанной схеме: исследование ощущений; предметных действий; произвольной деятельности.

Обследуемые младенцы были разделены на три группы по успешности выполнения заданий.

В первую группу (26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощуще­ний, несмотря на недоразвитие двигательных функций, от­мечались повышенный мышечный тонус и другие невроло- | гические симптомы, указывающие на церебрально-органи­ческую недостаточность по типу ДЦП. Корреляций между успешностью выполнения заданий и степенью тяжести кли­нических проявлений не было получено.

Вторую группу (48,8%) составили младенцы с задерж­кой в формировании сенсорных функций. У них наблюдал­ся комплекс оживления при предъявлении предмета, но в от­личии от предыдущей группы он проявляется не в реакции сосредоточения, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей.

В третьей группе (24,6%) наблюдалась выраженная за­держка в формировании зрительных и слуховых сосредоточе­ний. Движения глаз у этих детей были не согласованы с по­воротом головы, а движения рук хаотичны.

В процессе повторного обследования младенцев в возрас­те от 3 до 6 месяцев был проведен анализ взаимодействия зрения и движений. К концу третьего месяца у здорового младенца образуются связи между зрением и движением рук. Например, простое разглядывание младенцем руки приво­дит к увеличению ее активности. Случайно попавшая в поле зрение рука младенца задерживается перед его глазами, и он пытается схватить предмет, когда рука и предмет одно­временно оказываются в поле его зрения. В возрасте от 4 до 8 месяцев жизни у детей повышается активность взаимодей­ствия руки и глаза. Координация зрения и хватания являет­ся решающим шагом в объективизации предметного мира

I § 5. Нарушения предметно-практической деятельности________

• Младенца и пусковым механизмом в развитии предметно-I Врнктических манипуляций.

У здорового ребенка в этом периоде активно развиваются Хватательные движения, что является важной предпосылкой ' Для развития предметно-практических действий. Формиру-! Ются такие действия, как захватывание, притягивание, от-Тилкивание, качание, бросание и пр. В основе развития этих ; Действий лежит формирование интерсенсорной связи «ру-| кп—глаз», которая появляется у здорового ребенка в 4 меся­ца и является важным пусковым механизмом в формирова­нии предметно-практических действий.

Исследования показали, что только у отдельных детей

цервой группы наблюдалось своевременное развитие этого

Кипа связей (в 4 мес.), у остальных детей выявлено отстава-

» Мне в развитии интерсенсорных связей «рука—глаз» на пол-

I тора-два месяца.

У всех детей второй группы интерсенсорная связь «рука— Глаз» также сформировалась позже, чем у здоровых детей, г хотя многие дети могли одновременно удерживать предмет И смотреть на него. У них наблюдалось кратковременное со­средоточение на предмете, но они быстро выпускали его из рук. Это, вероятно, связано, с одной стороны, с несформиро-•анностью двигательных функций рук, а с другой — нару­шением внимания.

В третьей группе детей интерсенсорная связь «рука— глаз» сформировалась значительно позже, в отличие от Младенцев предыдущих групп (в периоде от 7 до 24 мес.). Наблюдалось резкое снижение познавательной активности у некоторых детей этой группы, несмотря на достаточно со­хранный объем движений рук.

Обследование этих же детей в возрасте от 6 до 9 месяцев показало, что соотносящие действия вызывали некоторые трудности у детей первой группы, так как их выполнение тре­бует тонких и дифференцированных движений кисти. Одна­ко у всех детей наблюдалась познавательная активность, они сосредоточивались на предметах более длительно, активно брали их в руки, рассматривали, пытались перекладывать предмет в другую руку и пр. У детей второй группы соотнося­щие действия появились только к концу 1-го года жизни, но,



так же как в первой группе, у них наблюдался интерес к пред­мету, желание взять его в руку. Однако такие действия, как постукивание, засовывание, вынимание и пр., были им прак­тически недоступны. У детей третьей группы соотносящие действия начали формироваться только на втором году жиз­ни ребенка.

В процессе предметно-практических манипуляций ребен­ка учитывались не только специфика и уровень их развития, но и длительность сосредоточения на предметах и эмоцио­нальное отношение к ним.

Важным показателем произвольной активности у младен­ца являются особенности его внимания. Первые проявления сосредоточенности младенца проявляются на 10—12-й день после рождения. К концу первого месяца младенец уже может следить за яркими, блестящими предметами на рас­стоянии 1 м от него. В 3 месяца он более продолжительно слушает звуки колокольчика, находящегося в поле его зре- 1 ния. На 3 месяце жизни младенец на появление человека отвечает реакцией оживления, с 5 месяца объектом внима­ния ребенка все чаще становится определенный предмет: яркая игрушка, блестящий шарик, которыми он манипули­рует.

Роль действия с предметами для удержания их в поле зре­ния особенно возрастает у здорового ребенка после 7 меся­цев. К концу 1-го года жизни, с началом ходьбы ребенок, про­изводя функциональные действия с предметами, может со­средоточенно заниматься ими в течение 8—10 минут.

Обследование младенцев с риском возникновения ДЦП в возрасте б—9 месяцев было направлено на анализ их произвольной активности и внимания. У детей с ДЦП, в от­личие от здоровых сверстников, наблюдалось кратковремен­ное сосредоточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3—4 минут). Особое значение в формирова­нии устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических дей­ствий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, мы наблюдали случаи, когда уровень развития предметно-прак­тических манипуляций был незначительно снижен, наблю­далась поисковая активность, однако внимание у них было 60

[' § 5. Нарушения предметно-практической деятельности________

••устойчивым и слабоконцентрированным. Наибольшие •рудности концентрации внимания наблюдались в третьей •руппе младенцев. В отличие от младенцев первой и второй •рупп недоразвитие внимания у них тесно коррелировало • недоразвитием предметно-практических манипуляций. Эти •цнные подчеркивают тотальность недоразвития всех пси-функций у младенцев третьей группы.

Сравнительный анализ развита я психических функций у здоровых младен­цев и младенцев с церебрально-органической недос­таточностью по типу ДЦП показало следующее:

— у здоровых детей на первом голу жизни развитие пси­
хических функций отличается максимально выраженной
интенсивностью не только по темпу их развития, но
и качественным преобразованиям, особенно во втором по­
лугодии жизни. Важную роль в формировании психиче­
ских функций играет развитие предметно-практических
манипуляций, уровень развития которых тесно связан
с особенностями произвольной активности;

— у детей с церебрально-органической недостаточностью по
типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная
гетерохронность в развитии психических функ­
ций, с другой — их автономность. Причем чем
больше выражена автономность психических функций,
тем ниже динамика психического развития ребенка.

Таким образом, ведущий дефект при ДЦП — двига­тельные нарушения — в значительной степени определяет специфику когнитивных функций детей с этим заболевани­ем. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной мото­рики, но и в недостаточности более сложных функций, необ­ходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, про­странственный анализ и синтез и др.).



Глава III. Психологические особенности детей с ДЦП
Контрольные вопросы и задания_____________________

1. Дайте характеристику наиболее частых патологиче­
ских поз тела и конечностей при ДЦП.

.

2. Составьте перечень основных трудностей овладения
детьми с церебральным параличом навыками письма.

3. Что такое стереогноз? Перечислите основные причины
его при ДЦП.

4. В чем причины нарушения слуха при ДЦП?

5. Перечислите основные виды нарушения зрительного
восприятия при ДЦП.

6. Причины нарушения обучению чтению при ДЦП.

7. Пространственные нарушения при ДЦП и их значение
при обучении школьным навыкам.

8. Перечислите основные особенности нарушения пред­
метно-практической деятельности при ДЦП.

V

НАРУШЕНИЕ

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Наши рекомендации