Формирование процессов саморегуляции у младших дошкольников в предметно-практической деятельности

Тема 1 Виктрова. Семёнова.

Наблюдение как научный метод

Психолого-педагогических исследований

Вопросы теоретической части

  1. Понятие о наблюдении как научном методе, его характеристики
  2. Виды научных наблюдений
  3. Методика проведения наблюдения и специфика его применения в психолого-педагогическом исследовании в дошкольном образовании

Основные понятия: наблюдение как метод и как методика (техника); основные характеристики наблюдения (обусловленность идеей, познавательной целью; планомерность и систематичность; объективность, естественность); единицы и категории наблюдения; виды наблюдений: свободное и целенаправленное, сплошное и выборочное, внешнее и включенное, скрытое и открытое, эвристическое и неэвристическое, полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях, лонгитюдное, периодическое и единичное), кратковременное и долговременное, стандартизированное и нестандартизированное, непосредственное и опосредованное, монографическое и узкоспециальное, наблюдение-поиск; возможности и границы применения; формы фиксирования записей (протокол, дневник и отдельные записи) и требования к их ведению; подготовка и реализация наблюдения; особенности организации наблюдения в детском возрасте.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

Формирование процессов саморегуляции у младших дошкольников в предметно-практической деятельности

Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.

1). Психологического

А) формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста

Б) особенности внутреннего плана действий как механизма осознания действий в условиях традиционного и целенаправленного формирования этой способности у младших школьников в учебной деятельности

В) механизмы внутреннего плана деятельности в младшем школьном возрасте

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

2). Педагогического

А) процесс формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся кадетских школ на основе спортивно-оздоровительного туризма

Б) учебно-воспитательный процесс кадетской общеобразовательной школы

В) формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся кадетской школы на основе спортивно-оздоровительного туризма

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

Задание 3. Определить тип гипотезы.

Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти детей 6 – 7 лет при следующих условиях:

1) проведении подготовительной работы по совершенствованию устойчивости и концентрации внимания;

2) специальном обучении детей широкому спектру мнемических приемов;

3) активном использовании в этом процессе материальных средств в качестве опоры для запоминания;

4) осуществлении указанной работы путем поэтапного формирования умственного действия с последующим применением в качестве приемов запоминания.

Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования). Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)

Структурные компоненты исследования:

1) внедрение результатов исследования в практику

2) определение практической значимости исследования

3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента

5) выбор и модификация методов

6) количественный анализ данных

7) обобщение результатов

8) формулирование гипотезы

9) проведение поисковых экспериментов

10) формулирование задач исследования

11) качественный анализ результатов

12) определение теоретической значимости исследования

13) формулирование цели исследования

14) изучение истории вопроса

15) нахождение и организация базы исследования

16) выбор объекта исследования

17) проведение контрольного этапа эксперимента

18) подготовка инструментария для исследования

19) определение предмета исследования

20) определение структуры исследования

Наши рекомендации