Исследование предметно-практической деятельности

Исследование предметно-практической деятельности

Краткая аннотация. Методика предполагает выполнение ребенком простейших построек самостоятельно и по образцу. Методика позволяет оценить возможность и правильность выполнения простых конструктивных заданий, объем помощи взрослого. Оценка качественно-уровневая. Описание методики встречается в работах Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной.

Предъявление ребенку задания педагогом сопровождается вербальной инструкцией, анализ восприятия которой позволяет сделать выводы: о способности ребенка воспринимать, удерживать и руководствоваться инструкцией для выполнения работы, о потребности в помощи – развертывании инструкции (устная инструкция, устная инструкция с разъяснением, устная, сопровождаемая наглядным показом). Процесс выполнения задания оценивается с позиции способности выполнения задания по инструкции самостоятельно, при трудностях с использованием помощи различного характера (от минимальной стимулирующая и направляющая виды помощи к максимальной обучающей) по возможности оценивается способность осуществления переноса на аналогичные здания.

Цель.Изучение уровня сформированности предметно-практической деятельности, конструирования, умению простейшего анализа создаваемых построек.

Материал.Кубики, цилиндры, брусочки, пластины, трехгранные призмы и другие строительные детали разнообразных цветов, размеров, экран.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку предлагается придумать и сделать постройку из строительных деталей. Вначале образец ребенку не предъявляется, анализируется возможность самостоятельно играть, выполнять задание по заданной инструкции, удерживать инструкцию до конца работы, способность ребенка к творчеству.

Далее ребенку предлагается выполнить постройку по образцу (образец в натуральную величину находится за экраном и предъявляется ребенку после выполнения самостоятельной постройки). Для детей 3-4 лет предлагается три детали, 4-5 лет – до 5.

Ребенка 4-5 лет, после окончания работы, просят изменить образец, чтобы постройки стали разными.

Анализируется характер деятельности ребенка. Если при постройке по образцу преобладают хаотичные бессистемные действия, проведение методики прекращается.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении деталей постройки, выкладывании строительного материала.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей возможен модифицированный вариант задания. Сначала они изучают (ощупывают) детали постройки, затем «рука в руку» с педагогом выполняют образец постройки, после чего воспроизводят его самостоятельно.

При наблюдении за ходом выполнения задания педагог отмечает время, затраченное на работу, наличие ориентировок, использование примеривания, прикладывания, как самопомощь. Важно проанализировать как ребенок работает с образцом – сразу приступает к заданию, не рассмотрев образец, проводит простейший анализ, подбирая нужные детали и выбирая правильное их расположение в пространстве; насколько часто он обращается взглядом к образцу, руководствуется ли образцом при выполнении деятельности. Обязательно фиксируется потребность ребенка в помощи и уровень ее принятия, насколько после получения помощи ребенок переносит показанный прием, нуждается ли в большем количестве уроков (повторений).

Рамки-вкладыши

Краткая аннотация. Первоначально методика была предложена Э. Сегеном и использовалась в дефектологической практике, как доски Сегена. Свое развитие рамки-вкладыши получили в методике Марии Монтессори. Методика позволяет выявить уровень сенсорного развития: восприятие формы, величины, цвета. Представляет собой доски с геометрическими формами разной величины и цвета. Данные методики позволяют оценить сформированность представлений ребенка о форме, величине, цвете в процессе заполнения ребенком вкладышей, уровень наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. В заданиях предъявляются при возрасте ребенка 3-4 года: 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый; размер: большой/маленький; форма: круг, квадрат, треугольник. При возрасте ребенка 4-5 лет: 4 основных цвета, а также белого, черного, оранжевого, коричневого цветов; размер: большой/маленький/ средний; форма: круг, квадрат, овал, прямоугольник.

ЦельВыявить сформированность представлений о форме, величине, цвете, способность конструирования на основе зрительного соотнесения.

Материал.В методике используются доски с вкладышами, представляющими собой геометрические фигуры. Доска содержит деревянную основу со специальными углублениями (рамками) разными по форме, размеру и набор вкладышей, у которых помимо перечисленных признаков добавляется цвет.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку предъявляется доска с вложенными вкладышами. На глазах у ребенка педагог высыпает вкладыши и предлагает сложить их в соответствующие рамки. В ходе наблюдения за процессом выполнения задания оценивается, как действует ребенок: совершает попытки зрительной ориентировки в задании, но при этом использует метод проб; использует зрительное соотнесение; преимущественно совершает силовые пробы. Педагог задает вопросы ребенку, направленные на выявление представлений о цвете (узнавание и называние), форме (3-4 года – круг, треугольник, квадрат; 4-5 лет – круг, треугольник, квадрат; прямоугольник, овал), размере. Фиксируется способность работать без помощи взрослого.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении деталей.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей возможен модифицированный вариант задания. Сначала они изучают (ощупывают) детали, затем тактильно подбирают соответствующую рамку. Обучение осуществляется посредством приема «рука в руку».

Разбери и сложи матрешку

Краткая аннотация. Методика направлена на исследование параметра развития ориентировки на величину. Методика представляет собой набор матрешек разной величины (по возрастанию). Оценивается способность упорядочивать предметы по величине, трудности соотнесения двух и более величин. Процедура проведения системно описана в работах А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, также описана у Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной.

В методике может использоваться складывание пирамидки, стаканчиков и др.

Цель.Изучение параметров ориентировки на величину, умения упорядочивания по размеру.

Материал.Четырехсоставная и пятисоставная матрешка.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Процедура проведения (по Е.А.Стребелевой). Педагог показывает ребенку матрешку и просит его посмотреть, что у нее есть внутри, то есть разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну. Для возраста 3-4 года используется четырехсоставная матрешка, для возраста 4-5 лет – пятисоставная. В случае затруднения проводится обучение. Педагог показывает ребенку, как складывается сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четырехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно. Для детей с нарушением зрения (слабовидящих и незрячих) педагог работает «рука в руку». Для детей с нарушением движения оказывается помощь при оперировании с предметами. Для детей с нарушением слуха (процедура проведения по А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард) педагог подает ребенку матрешку и жестом предлагает ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку сам. Затем также жестом, предлагает ребенку собрать матрешку.

Разрезные картинки

Краткая аннотация. Данная методика широко применяется в дефектологической практике. Знакомые детям изображения предметов предъявляются разрезанными на части. Методика направлена на исследование параметров целостности восприятия предметного изображения на картинке, пространственной ориентировки, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Методика позволяет оценить правильность выполнения задания и возникающие трудности – пространственной ориентировки, восприятия целостного образа, способность к аналитико-синтетическая деятельности. Не используется у детей с нарушением зрения (незрячих). Методика системно описана у Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной.

Цель.Изучение комбинаторных способностей, уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Материал.Картинки, состоящие из трех, четырех частей (разрезанных по горизонтали/ вертикали/под углом).

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Педагог демонстрирует ребенку части картинки и просит сделать целую картинку. В случае, когда ребенок не справляется с заданием, педагог предъявляет помощь. Ребенку демонстрируется целая картинка как образец, по которой он должен собрать разрезанную на части. В случае затруднений педагог сам накладывает часть разрезной картинки на образец и просит ребенка наложить другую. После обучения ребенка повторно просят выполнить задание. Педагог обращает внимание на стратегию действий ребенка: наличие этапа ориентировки в задании (рассматривание частей), наличие целенаправленных проб, хаотичных действий.

Для детей 3-4 лет используется картинка из трех частей, для детей 4-5 лет – из четырех.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении частей.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей задание не используется.

Построй из палочек

Краткая аннотация. Методика направлена на исследования развития уровня конструктивной деятельности. Методика представляет собой набор палочек и образцы заданий. В ходе проведения методики изучается умение ребенка работать по образцу, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление. В возрасте 3-4 года используется постройка из 3-4 палочек (молоточек, совочек, домик (треугольник), 4-5 лет – 5-6 палочек (ключ, дерево). Методика описана в работах Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной.

Цель.Выявление умения ребенка работать по образцу, конструировать.

Материал.Набор палочек одно цвета, образцы заданий, экран.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Процедура проведения по Е.А. Стребелевой. Педагог за экраном сооружает постройку из палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданием, то ему предлагается выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обучение. Педагог пошагово демонстрирует ребенку, как выполняется постройка, а затем просит ребенка выполнить самостоятельно. В случае повторных затруднений педагог использует способ действия по подражанию.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении частей.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей задание не используется.

Возраст 3-4 года.

Количество. Умения видеть общий признак предметов группы (все предметы красные), умения составлять группы из однородных предметов и выделять и них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. Умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Знание приемов последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».

Величина. Умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначение результатов сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий –узкий, одинаковые (разные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.

Форма. Узнавание и называние формы – круг, квадрат, треугольник. Умение обследовать формы фигур (используя зрение и осязание).

Ориентировка в пространстве. Умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади); различение правой и левой руки.

Ориентировка во времени. Умение ориентироваться в контрастных частях суток- день- ночь, утро- вечер.

Возраст 4-5 лет.

Количество и счет. Сформированность представлений о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы. Умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называние числительных по порядку; соотнесение каждого числительного только с одним предметом пересчитываемой группы; отнесение последнего числительного ко всем пересчитанным предметам, сравнение двух групп предметов, именуемые числами 1-2, 2-2,2-3,3-3, 3-4 и т.п.

Сформированность представлений о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

Умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

Сформированность умений на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой). Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины. Использование в речи понятий, обозначающие размерные отношения предметов.

Форма. Узнавание и называние формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами (тарелка - круг).

Ориентировка в пространстве. Умение определять пространственные от себя, обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, далеко, близко.

Ориентировка во времени. Умение устанавливать последовательность частей суток, понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Задание подбираются таким образом, чтобы наиболее точно охарактеризовать изучаемые параметры элементарных математических представлений. Например, Посчитай. Задание направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений (детям до 4 лет 6 месяцев предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. До 5 лет – в пределах 5).

Процедура проведения(по Е.А. Стребелевой). Перед ребенком кладут 10 палочек и просят его взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашивают «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком и спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем педагог снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран. В тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают. Педагог оценивает: принятие и понимание задания; сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах трех (пяти); обучаемость, отношение к результату.

Список литературы

1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: 1972

2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М.: 1998

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: 1995

4. Забрамная С.Д., Боровик О.В Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. - М.: 2002

5. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: 2007

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: 2005

Исследование предметно-практической деятельности

Краткая аннотация. Методика предполагает выполнение ребенком простейших построек самостоятельно и по образцу. Методика позволяет оценить возможность и правильность выполнения простых конструктивных заданий, объем помощи взрослого. Оценка качественно-уровневая. Описание методики встречается в работах Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной.

Предъявление ребенку задания педагогом сопровождается вербальной инструкцией, анализ восприятия которой позволяет сделать выводы: о способности ребенка воспринимать, удерживать и руководствоваться инструкцией для выполнения работы, о потребности в помощи – развертывании инструкции (устная инструкция, устная инструкция с разъяснением, устная, сопровождаемая наглядным показом). Процесс выполнения задания оценивается с позиции способности выполнения задания по инструкции самостоятельно, при трудностях с использованием помощи различного характера (от минимальной стимулирующая и направляющая виды помощи к максимальной обучающей) по возможности оценивается способность осуществления переноса на аналогичные здания.

Цель.Изучение уровня сформированности предметно-практической деятельности, конструирования, умению простейшего анализа создаваемых построек.

Материал.Кубики, цилиндры, брусочки, пластины, трехгранные призмы и другие строительные детали разнообразных цветов, размеров, экран.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку предлагается придумать и сделать постройку из строительных деталей. Вначале образец ребенку не предъявляется, анализируется возможность самостоятельно играть, выполнять задание по заданной инструкции, удерживать инструкцию до конца работы, способность ребенка к творчеству.

Далее ребенку предлагается выполнить постройку по образцу (образец в натуральную величину находится за экраном и предъявляется ребенку после выполнения самостоятельной постройки). Для детей 3-4 лет предлагается три детали, 4-5 лет – до 5.

Ребенка 4-5 лет, после окончания работы, просят изменить образец, чтобы постройки стали разными.

Анализируется характер деятельности ребенка. Если при постройке по образцу преобладают хаотичные бессистемные действия, проведение методики прекращается.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении деталей постройки, выкладывании строительного материала.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей возможен модифицированный вариант задания. Сначала они изучают (ощупывают) детали постройки, затем «рука в руку» с педагогом выполняют образец постройки, после чего воспроизводят его самостоятельно.

При наблюдении за ходом выполнения задания педагог отмечает время, затраченное на работу, наличие ориентировок, использование примеривания, прикладывания, как самопомощь. Важно проанализировать как ребенок работает с образцом – сразу приступает к заданию, не рассмотрев образец, проводит простейший анализ, подбирая нужные детали и выбирая правильное их расположение в пространстве; насколько часто он обращается взглядом к образцу, руководствуется ли образцом при выполнении деятельности. Обязательно фиксируется потребность ребенка в помощи и уровень ее принятия, насколько после получения помощи ребенок переносит показанный прием, нуждается ли в большем количестве уроков (повторений).

Наши рекомендации