Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по рУССКОМУ ЯЗЫКУ
Для 4 А класса
На 2015/2016 учебный год
Программу составила Кнутова Наталья Владимировна учитель начальных классов |
Магнитогорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
(общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.N 30067)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739)
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
13. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» 4 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку;
• проявлять интерес к изучению родного языка;
• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
• осознавать язык как главное средство речевого общения, знать вспомогательные средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, интонация);
• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
• доброжелательно относиться к собеседнику;
• уважать чужое мнение;
• иметь потребность обращаться к справочной литературе;
• понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
• стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного, точных по содержанию, ёмких информативно;
• стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
• систематизировать и обобщать полученные знания;
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• контролировать и корректировать свои действия;
• ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
• анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
• работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
• работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
• работать со справочной лингвистической литературой;
• понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей.
Предметные результаты
Система языка
Морфология
Обучающийся научится:
• различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог; выделять их признаки (грамматические);
• доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Имя существительное
Обучающийся научится:
• определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных;
• верно писать падежные окончания имён существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);
• разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Обучающийся получит возможность научиться:
• употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
• выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
• верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя алгоритм;
• разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж, число.
Местоимение
Обучающийся научится:
• определять лицо, число и падеж личных местоимений;
• верно образовывать падежные формы личных местоимений;
• верно писать местоимения с предлогами;
• употреблять местоимения в собственной речи.
Глагол
Обучающийся научится:
• определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
• грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
• определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем;
• изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
• верно ставить глагол в начальную форму;
• обосновывать написание -тся и -ться в глаголах;
• писать мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
• верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;
• разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, число, лицо в настоящем и род в прошедшем времени.
Имя числительное
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
• употреблять числительные в речи.
Наречие
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять грамматические особенности наречий (неизменяемость);
• находить наречия в предложении;
• распространять предложения наречиями.
Служебные части речи
Обучающийся научится:
• объяснять различия предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры);
• верно писать их с другими частями речи.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
• выделять словосочетание в предложении;
• определять связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова в словосочетании.
Обучающйся получит возможность научиться:
•составлять словосочетания разных типов;
• распространять предложения словосочетаниями.
Предложение
Обучающийся научится:
• проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
• находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
• сравнивать простые и сложные предложения;
• ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении.
Текст
Обучающийся научится:
• распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;
• определять принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи;
• озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
• составлять план текста, делить текст на части, составлять собственные тексты разных типов.
Целевые установки уроков
Личностные:
• проявлять к собеседнику уважение, стремиться к взаимопониманию и к получению общего результата общения;
• владеть элементарным речевым этикетом;
• уметь договариваться с партнёром по общению;
• владеть позитивным настроем при общении;
• уметь использовать речевые средства для разрешения конфликтных ситуаций;
• понимать практическую ценность получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи.
Метапредметные:
• использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
• определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный);
• анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе;
• уметь сравнивать речь, соответствующую и не соответствующую нормам общения;
• отрабатывать УУД сравнения (при сопоставлении метафоры и сравнения);
• отрабатывать УУД использования алгоритма для проверки изученных орфограмм;
• выбирать обращение к собеседнику в зависимости от условий речевой ситуации;
• составлять текст-рассуждение (при доказательстве типа текста);
• уметь составлять текст по алгоритму;
• уметь самостоятельно определять цель изучения определённой языковой темы.
Предметные:
• конкретизировать задачи общения: обмен информацией, выражение эмоций, воздействие на собеседника;
• уточнять значение терминов, употребляемых в теме «Общение»: собеседники, устная речь, письменная речь, паузы, знаки препинания, высказывание, предложение;
• отличать диалог от монолога;
• соблюдать основные требования к устной и письменной речи; распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
• составлять план текста (развёрнутый и сжатый), делить текст на части;
• излагать текст (письменно и устно) по составленному плану;
• объяснять различия текстов разной стилистической принадлежности (художественные, научные, деловые);
• знать средства создания образности и выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора):
• составлять элементарные тексты в жанре деловой речи (заявление, инструкция, объяснительная, план), научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной речи;
• писать изложения и сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
• озаглавливать текст с опорой на его тему или главную мысль;
• находить обращение в тексте, уметь ставить знаки препинания при использовании обращений;
• повторять особенности изученных в 3 классе частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), состав слова, типы предложений по цели высказывания и по интонации;
• грамотно оформлять собственные речевые произведения
Целевые установки уроков
Личностные:
• уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку;
• проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;
• объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
• объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни:
• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
• осознавать язык как главное средство речевого общения;
• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
• иметь потребность обращаться к справочной лингвистической литературе;
• понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
• стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные:
• систематизировать и обобщать полученные знания;
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• контролировать и корректировать свои действия;
• ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
• сравнивать язык и другие средства человеческого общения;
• сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание;
• работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
• работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
• работать со справочной лингвистической литературой
• находить в учебниках и других книгах необходимую информацию.
Средства общения
Предметные целевые установки уроков:
• доказывать тезис о красоте и богатстве русского языка
• рассказывать о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения, понимать преимущество фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография, общение с помощью жестов, мимики и т. п.);
• давать определения основным языковым единицам (звук, буква, слог, слово, предложение, словосочетание текст);
• иметь представление о языке как чётко организованной структуре, активизировать знания об основных языковых единицах;
• знать алфавит, рассказывать о значении алфавита для различных справочников и словарей;
• знать классификацию звуков, уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
• анализировать возможности использования звуков речи для создания выразительности в художественном произведении;
• сравнивать звуки и буквы, понимать неоднозначность соотношения звука и буквы;
· находить орфограммы в словах, выбирать нужный алгоритм для их проверки;
· подбирать проверочные слова разными способами;
· объяснять исторические «корни» некоторых традиционных написаний;
· составлять элементарные учебные задания с заданными орфограммами.
Состав слова
Предметные целевые установки уроков:
· выделять значимые части слова;
· определять семантику ряда морфем;
· объяснять орфограммы, опираясь на принцип единообразного написания одной и той же морфемы;
· образовывать слова с заданными морфемами;
· объяснять алгоритм проверки орфограммы «Разделительные ь и ъ» с опорой на состав слова;
· различать и верно писать приставки и предлоги;
· объяснять орфограмму «Правописание суффиксов –ик, -ек в именах существительных»; верно писать имена существительные с этими суффиксами;
· верно писать сложные слова с соединительными гласными о и е.
«Части речи»
Целевые установки уроков:
Личностные:
· уважительно, с гордостью относиться к своей стране, ее людям, родному языку;
• проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;
• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
• осознавать язык как главное средство речевого общения, знать вспомогательные средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, интонация);
• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
• доброжелательно относиться к собеседнику;
• уважать чужое мнение;
• иметь потребность обращаться к справочной литературе;
• понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
• стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного, точных по содержанию, ёмких информативно;
• стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные:
• систематизировать и обобщать полученные знания;
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• контролировать и корректировать свои действия;
• ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
• применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных;
• сравнивать имена существительные в разных падежах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям;
• развивать речь при составлении словосочетаний со связью управления;
• анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
• работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
• работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
• работать со справочной лингвистической литературой;
• понимать значение знания языка для успешности усвоения других учебных дисциплин;
• понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей.
Имя существительное
Предметные целевые установки уроков:
• находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж, определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных на основе их рода и окончания;
• применяя алгоритм, писать правильно падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);
• объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного написания его падежного окончания;
• употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи;
• анализировать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Имя прилагательное
Предметные целевые установки уроков:
· выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
· верно писать безударные окончания имен прилагательных, используя алгоритм;
· разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж и число
Местоимение
Предметные целевые установки уроков:
· определять число, лицо и падеж личных местоимений,
· верно образовывать падежные формы личных местоимений,
· верно писать местоимения с предлогами;
· сравнивать местоимения с именами существительными по функции и грамматическим признакам;
· употреблять местоимения в собственной речи.
Глагол
Предметные целевые установки уроков:
· определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
· грамотно писать безударные личные окончания глагола;
· определять время и число глагола, его род в пр.вр., лицо в н. вр., б.вр.
· изменять глаголы по лицам и числам в н. вр., б.вр.
· верно ставить глагол в начальную форму;
· обосновывать написание –тся и –ться в глаголах;
· писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.;
· верно писать окончания –о-а, в глаголах ср.рода и женского рода в пр.вр.
· разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, число, лицо в н.вр и род в пр.вр.
Имя числительное
Предметные целевые установки уроков:
· объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
· сравнивать имена числительные разных разрядов по функции и по употреблению;
· употреблять числительные в речи.
Наречие
Предметные целевые установки уроков:
· находить наречие в предложении;
· определять грамматические особенности наречий (неизменяемость);
· сравнивать наречия и слова других частей речи по их грамматическим признакам;
· составлять словосочетания с наречиями;
· распространять предложения наречиями.
Повторение
Целевые установки уроков
Личностные:
• осознать объём приобретённых знаний по русскому языку за время обучения;
• стремиться к получению новых знаний;
• использовать полученные знания в практике общения.
Метапредметные:
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью;
• контролировать и корректировать свои действия, оценивать их;
• использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.
Предметные:
• систематизировать знания о способах анализа слова, полученные за время обучения;
• обобщать знания по фонетике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксису;
• закреплять коммуникативные навыки при ведении диалога, составлении текстов разных типов.
Класс (171час)
Тема Содержание курса | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Повторяем-узнаем новое | ||
Речевое общение Речь устная и письменная. Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения, содержание речи и ее словесное оформление, цель и мотивы общения. Общение на разных уровнях. Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к пониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнера, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению. | |
Цель речевого общения Умение вести диалог -расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения | Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательною характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации | |
Речевая культура. Обращение Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета | |
Текст как речевое произведение Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно-речевую). Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. План текста простой и развёрнутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную темы, а также на тему по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки и т. п. Сравнение небольших текстов научною и художественного стиля. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии | Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты деловою характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения | |
Контрольная работа. Работа нал ошибками | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контро Наши рекомендации
|