Требование к знаниям по русскому языку. Виды знаний по русскому языку. Понятия и термины. Виды определений по их структуре и полноте

На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80% времени, поэтому очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на:

а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.;

б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.);

в) различного вида списывания с заданиями;

г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм;

д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].

Упражнения классифицируются:

а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку;

б) по форме выполнения – быть устными и письменными;

в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

Система упражнений на уроках русского языка, разработанная Е.И. Никитиной

Е.И. Никитина выделяет 4 типа упражнений.

Упражнения 1-го типа – на готовом языковом материале, рецептивного характера. Цель этих упражнений: научиться узнавать, классифицировать изучаемое языковое явление. Такие упражнения развивают также стилистическое чутьё учеников, помогают им запоминать нормы употребления языковых единиц. Упражнения первого типа: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.

Упражнения 2-го типа – с изменением языкового материала, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов. Цель этих упражнений: изменить дидактический материал так, чтобы в нём появилось изучаемое языковое явление. Упражнения второго типа: редактирование, творческое списывание или творческий диктант.

Упражнения 3-го типа – репродуктивного характера. Цель этих упражнений: повторить вслед за образцом использование изучаемого языкового явления в тексте. Упражнения 3-го типа: изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.

Упражнения 4-го типа – продуктивного характера. Цель этих упражнений: употребить в собственной речи изучаемое языковое явление. В процессе их выполнения формируются коммуникативные умения учащихся.

Классификация морфологических ошибок

I. Нарушение норм употребления существительного:

а) смешение одушевленных и неодушевленных существительных: Все смотрели на него, как на призрака (рус.); Мои соседи купили телевизора «Рекорд» (чеч.);

б) смешение рода существительных: Первый попытка была плохо подготовлена;

в) не соответствующее норме употребление существительных общего рода: Он стал несчастной сиротой;

4) ошибки, связанные с возможностью употребления существительных мужского рода применительно к лицам женского рода: Учитель нас похвалила (рус.);

5) образование не существующих в нормативном языке форм единственного и множественного числа: Я люблю поэзии Маяковского (чеч.);

6) использование формы числа, неуместной в данном контексте: Он крепко пожал ему руки (чеч.); раньше в наших странах бывали часто восстания (чеч.);

7) смешение падежных окончаний: Я поехала в Москва (чеч.); Врач сделал больному операция (каб.);

8) перенесение в письменную речь форм слова, употребляемых в родном языке: Здесь много наци (чеч.).

II. Нарушение норм употребления прилагательного:

1) смешение полной и краткой формы прилагательного: Нова попытка неудачный (чеч.);

2) образование ненормативных форм сравнительной степени: Он сделал более лучше (рус.; чеч.; инг.).

III. Нарушение норм употребления местоимения:

1) употребление просторечной формы местоимения: Ихние дома готовы обрушиться (чеч.); Он не мог сразу заговорить по ихнему языку (чеч.);

2) местоименное дублирование одного из членов предложения: Мой друг, он учился положительно (рус.; чеч.).

IV. Нарушение норм употребления глагола:

1) неправильное образование личной глагольной формы: Они прополкивают (каб.);

2) деформация инфинитивных форм: Гребти к берегу (рус.);

3) унификация основ инфинитива и прошедшего времени: Он ошибился (каб.); Он залезил (каб.); Михо свистнил (каб.) (В тех случаях, где стоит только пометка «каб.», ошибки подобного вида нам удалось отметить только в речи учащихся-кабардинцев);

4) неуместное использование инфинитива в главной части сложного предложения: Предупредить ребятам, что завтра будет торжественное собрание (чеч.);

5) унификация основы разноспрягаемых глаголов: Мы не хочем (чеч.; рус.; инг.);

6) ненормативное образование форм повелительного наклонения: Вытащь это (рус.);

7) «заполнение пустых клеток» в парадигме глагола: Я очутюсь там (рус.);

8) образование несуществующих форм глаголов несов. вида: Солнце украшивает (каб.);

9) не соответствующее нормам образование парного глагола сов. вида: организали (каб.);

10) употребление глагола, обозначающего совместное действие, по отношению к одному лицу: Он поженился (каб.; чеч.; инг.; рус.); Она поженилась (каб.; рус.; чеч.; инг.);

11) образование видовых пар одновидовых глаголов: Я ее нечаянно раздражила (чеч.);

12) не соответствующее норме чередование форм на-стоящего и прошедшего времени при описании событий прошлого: Люди называли, что производство есть ударный фронт (чеч.);

13) смешение глаголов совершенного вида и несовершенного: Когда она пришла, мы садились за парты (чеч.);

14) смешение возвратных и невозвратных глаголов: Мне нужно развиваться мышцы (чеч.); Рабочие заканчивались строительство (чеч.).

V. Нарушение норм образования и употребления причастий:

1) не соответствующее норме образование причастий: Засмеявший мальчик (каб.);

2) не соответствующее норме употребление причастий: Сломавший стул (вм. сломанный) (чеч.).

VI. Ненормативное употребление деепричастия:

1) смешение суффикса деепричастия: И задумаясь, пошла в класс (каб.);

2) образование деепричастий как результат «заполнения пустых клеток» в глагольной парадигме: Идя, я встретил (чеч.).

VII. Ошибки, нарушающие нормы употребления предлогов:

1) пропуск предлогов: Неохотно мне ходить магазин (чеч.); Нетерпение ждать ответа (чеч.);

2) дублирование предлога: В нашем в школе есть один мальчик с нетерпением (чеч.);

3) смешение предлогов: Я переживала на мою подругу (чеч.);

4) перенесение предлога в постпозицию: Параллельный в классе моя подруга (чеч.).

VIII. Смешение частеречной принадлежности под воздействием интерференции родного языка:

(Примечание: Вначале нами дано слово, которое было предложено учащимся для работы, затем идут предложения, составленные ими).

Попытка. Тигр попытался вырваться из рук (чеч.).

Способствовать. Способность делать добро (чеч.); Он был все способен (чеч.).

Талант. В нашей стране много талантливых людей (чеч.); Мой друг очень талантлив (чеч.).

Предчувствие. Я предчувствую, что заболею (чеч.).

Правление. Мой брат учится править машину (чеч.).

Призвание. Они должны были вызвать врага в бой (чеч.).

Положительно. Вчера у меня была положительная оценка (чеч.).

Неслучайно. Погрузчик не от случайности сломал руку (чеч.).

Классификация синтаксических ошибок

I. Ошибки в словосочетании:

1) Ошибки, нарушающие нормы употребления:

а) унификация управления внутри группы слов, близких по семантике: Важная закономерность – это различать главное от второстепенного (чеч.);

б) изменение управления под воздействием слова-образца: Вдумайся над тем, что читаешь (чеч.);

в) выбор ненормативного варианта падежной формы: Мы проходили определению (каб.; чеч.);

г) расширение сочетаемости слова: Мурадин учился на очеркиста (чеч.);

д) отсутствие зависимой формы: Нашем стране шел несколько лет назад строительство (чеч.); Он советовал (чеч.); Заказчик заказывал (чеч.); У этой учительницы хорошее отношение, уважение, щедрость (чеч.);

е) перерасход зависимых слов: Я так жалею, что не поехала вчера с родителями к бабушке в гости в село (чеч.);

ж) нарушение управления вследствие изменения первоначального композиционного замысла: Я пошел за другу (чеч.) (сравните: пошел за другом и пошел к другу).

2) Нарушение согласования сказуемого с подлежащим:

а) неправильное употребление сказуемого при подлежащем, выраженном собирательным существительным: Молодежь собирались в поле (чеч.);

б) неправильное употребление сказуемого при подлежащем, выраженном количественно-именным словосочетанием: Дома у них были много овец (чеч.); В комнате находилось две громадных фигуры (чеч.); На полке лежат много книг (чеч.);

в) неправильное употребление сказуемого при подлежащем типа я с товарищем: Я с сестрой поехали в институт (чеч.);

г) употребление сказуемого при подлежащем, имеющем при себе приложение: Собака Борзик прибежал к нам (чеч.);

д) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: Нужно деньги, чтобы купить книги (чеч.);

е) согласование сказуемого с ближайшим из ряда однородных подлежащих: В дипломате у него лежал учебник и ручка (чеч.).

3) Нарушение норм употребления однородных членов предложения:

а) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия, в частности, родовые и видовые понятия: Мы купили мебель и диван (чеч.); Он пришел в костюме и брюках (чеч.);

б) объединение слов, далеких друг от друга по семантике: Когда мы приехали домой уставшие от полевых работ, дома нас ждала мама и очень вкусный ужин (чеч.);

в) неодинаковое морфологическое оформление однородных членов предложения: Она была красива и хитрая (чеч.);

г) чрезмерное удлинение ряда однородных членов: Он был красивый, умный, сильный, мужественный, с длинным носом (чеч.);

д) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц: Я люблю магазин «Столичный» и когда там продают пирожные (чеч.).

4) Нарушение норм употребления причастных оборотов: Окрасивший окно, он быстро скрылся (чеч.).

5) Нарушение норм употребления деепричастных оборотов:

а) включение подлежащего в середину деепричастного оборота: Встретившись подруги возле института, договорились пойти в кино (чеч.);

б) включение в состав деепричастного оборота союзов: Когда встретившись с другом, мы поехали в Шали (чеч.).

6) Нарушение порядка слов в предложении:

а) нарушение объективного порядка слов в предложении: На строительстве работал мой отец (чеч.); На свадьбу съехалась вся родня (чеч.). Вьющийся по стене доходил до потолка плющ (чеч.). (Примечание: в вайнахских языках грамматическая основа, как правило, стоит в конце предложения. На материале русского языка проявляется та же тенденция: учащиеся механически переносят подлежащее в конец предложения, меняя тем самым нейтральную конструкцию на экспрессивную);

б) нарушение нормативного порядка слов в словосочетании: Солдат таинственно хотел проникнуть в отряд немцев (чеч.).

II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:

1) мнимо логические ошибки в построении сложносочиненных предложений: Нам нужно поговорить, но я его сегодня не видела (чеч.);

2) ошибки в употреблении сочинительных союзов: После практики в трудовом лагере мы не только приехали домой, но и через день встретились на факультете (чеч.);

3) ошибки в сложносочиненных предложениях усложненной структуры: Мы приехали домой, солнце клонилось к западу, и мы веселые и отдохнувшие приехали домой (чеч.).

III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :

1) объединение сочинения и подчинения: Когда мы приехали домой, и нас ждала мама (чеч.);

2) не соответствующее норме употребление инфинитивного придаточного предложения: Его послали в геологическую разведку, чтобы просмотреть горную породу (чеч.);

3) мнимо логические ошибки в построении сложноподчиненных предложений: Утро было холодным, потому что был большой снег (чеч.);

4) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным определительным: Мы прошли в комнату с подругой, которая находилась рядом с кухней (чеч.): Первый текст написан в научном стиле, для которого характерна подчеркнутая логичность, доказательность, точность (чеч.);

5) объединение однородной связью придаточного определительного и причастного оборота: Данный текст выполняет информативную функцию, в отличие от второго текста, написанного в художественном стиле и который выполняет эстетическую функцию (чеч.);

6) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Мой отец меня предупредил, чтоб хорошо учиться (чеч.);

7) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточными времени: Как мы вернулись из похода, нас дома ждало веселье (чеч.);

8) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточными цели: Его послали туда, чтобы закончить начатую им работу (чеч.);

9) отнесение придаточного обстоятельственного предложения не ко всему главному предложению в целом, а к одному из его членов: Он был дома в шесть часов, когда мы приехали домой (чеч.);

10) ошибки в конструировании сложноподчиненных предложений усложненной структуры: Я так испугалась, когда поздно возвращалась домой, так как навстречу шли громадные фигуры, но потом успокоилась, узнав, что один из них – мой брат (чеч.).

Классификация стилистических ошибок

I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:

1) смешение в производных словах суффиксов, приставок, меняющее стилистическую окрасу употребляемых в речи слов;

2) смешение словообразовательных, лексических и синтаксических синонимов, имеющих разную стилистическую окраску;

3) смешение словообразовательных паронимов, имеющих разную стилистическую окраску;

4) неуместное употребление лексики и синтаксических конструкций, принятых в канцелярском обиходе: канцелярит;

5) неуместное употребление книжных слов и конструкций в художественной, разговорной речи;

6) неуместное употребление разговорных элементов в книжных стилях.

II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:

1) неоправданное употребление стилистически окрашенных слов и конструкций:

а) в нейтральном стиле приводящее к нейтрализации экспрессивных средств;

б) в разговорной, деловой, художественной речи приводящее к появлению стилевых черт, не свойственных тексту, в результате чего разрушается структура стиля;

2) неоправданная замена стилистически окрашенных слов и конструкций нейтральными, в связи с чем снимается стилистическая дифференциация текстов;

3) «книжность», проявляющаяся в отборе языковых средств, как результат негативной стороны получения готовых знаний.

l – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как(-)то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

Подробно о речевых ошибках

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Под лексическими нормами понимается употребление слов в нужном контексте, учитывая их значение; выбор подходящих слов в зависимости от ситуации, в которой находится субъект, и так далее. Нарушение лексических норм встречается повсеместно как в письменной речи, так и в устной. Для лучшего понимания необходимо обратиться к практике. Рассмотрим основные лексические ошибки.

Примеры: Нарушение лексической сочетаемости

Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять. Такие лексические ошибки встречаются часто, когда люди «выдергивают» из устоявшейся фразы глагол и употребляют его там, где он не уместен.

В спортзале висит треугольная груша. По своему значению груша априори не может быть треугольной.

2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла

Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры.

3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части: - бессмысленный повтор слова Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свеклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт. Слово "магазин" успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами. - тавтология Здесь не любят нездешних. Сначала мне показалось, что в начале предложения должна стоять запятая. - плеоназм – присутствие в тексте лишних уточняющих слов В это данной книге много картинок.

4. Неуместное применение слова иностранного происхождения В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения. Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.

5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим. Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет. Вчера мы вместе ходили на праздный ужин. Праздной может быть жизнь, а ужин – праздничный.

Словообразовательные ошибки

Классификация речевых словообразовательных ошибок

I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:

1) словотворчество (Я дерусь за мир, за свободу, за трудолюбивость);

2) устранение фактов, чуждых языковой системе: вытеснение непродуктивной словообразовательной модели в речи учащихся и образование слов по продуктивным моделям: Геройка (вм. героиня) Анита прятала в башмачках кисточки и краску отдельно;

3) смешение в производных словах приставок, суффиксов, в результате чего меняется значение употребляемых в речи слов: Потом его вызвали (вм. призвали) в армию; Михалыч назвал (вм. позвал) собаку Джека; Метелицу поймали и набили (вм. избили); Разведчик Михо нашел орла (вм. орленка) с перебитым крылом; Взял медведя (вм. медвежонка) посадил в кабину;

4) видоизменение звучания слова, связанное со стремлением наделить слово внутренней формой (крант вм. кран, паласт вм. палас).

II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:

1) пересыщение текста производными словами, имеющими идентичные по значению приставки и суффиксы: Ехал Василий Кондратьевич на своем грузовичке по лесной дорожке и увидел на дорожке что-то серобуровое; маленький холмик и др.;

2) прибавление к слову избыточного аффикса: фашисты по-зверски (вм. зверски) пытали Джалиля.

Сочинение-повествование

«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2]. Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.

В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.

Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.

Повествование может вестись от первого или от третьего лица.

Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.

Существуют следующие виды рассказов:

• о случае из жизни автора;

• на основе услышанного;

• на основе фантастического вымысла;

• на основе данного сюжета;

• на основе сюжета картины;

• юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;

• киносценарий на основе рассказа;

• сказка на основе рассказа;

• рассказ от лица животного;

• по данному началу.

Сочинение-рассуждение

Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.

В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.

Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.

Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:

- различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;

- факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;

- ссылки на литературу (цитирование);

- сопоставление фактов;

- логические умозаключения и т.д.

Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.

Существуют следующие виды сочинений-рассуждений:

• рассуждение-ответ на вопрос;

• рассуждение на дискуссионную тему;

• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.

В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.

При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.

Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.

Наряду с традиционными жанрами необходимо уделить внимание и работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Это сочинения в жанрах рекламы, дневниковых записей, эссе и письма.

Сочинение-описание

В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.

Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.

Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.

Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.

Структура описания включает:

- общее представление о предмете («данное»);

- описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);

- отношение автора к описываемому.

Различают следующие виды сочинений-описаний:

- описание отдельных предметов;

- описание человека;

- описание животного;

- описание помещения;

- описание природы;

- описание одежды, костюма;

- описание действий;

- описание общего вида местности;

- описание книги;

- описание памятника;

- описание состояния окружающей среды;

- описание картины чего-либо по воображению и памяти.

В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

Для учителя сочинение начинается с выбора темы. У детей часто возникают проблемы при написании сочинений. Перед учителем становится проблема: дети не умеют и не любят писать сочинения. А в средних и старших классах им еще труднее дается такая работа.

По мнению Н.Н. Нурулиной, учитель должен давать такие темы сочинений, которые были бы им интересны. Например, сочинения по картине проводится так: на доске вывешивается любая картина. Например, нарисована ромашка. Сначала дети дают внешнее описание цветку, а затем им предлагается дать внутреннее описание (Какое настроение у этого цветка? Может ли ромашка думать?) Так можно описывать и другие неживые предметы. Или еще: детям приходит письмо из леса (например, от медведя). А учащиеся пишут письма-ответы, кому хотят (зайцу, лисичке, синичке).

Можно дать такие темы сочинений: "Опиши пустоту", "Жизнь на моей звезде", "Как появились полезные ископаемые". Дети живут в мире сказок фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения.

А. Никитина считает необходимым знакомить учащихся с возможностью вариативного раскрытия темы сочинения, что позволит школьникам с одной стороны понимать собственную речевую деятельность, с другой - формировать гибкость мышления, раскрепощенность фантазии.

"Вариант, - по мнению С.И. Ожегова, - разночтение в тексте". Вариант в раскрытии темы сочинения - это совокупность микротем, обусловленных адресатом, коммуникативной задачей, которые, в свою очередь определяют отбор содержания, выбор типа, жанра, стиля создаваемого текста. Вариативность в раскрытии темы сочинения - это умение учащихся выделять микротемы в развитии общей темы, ориентируясь на возможный адресат и задачу предстоящего высказывания.

Обучение младших школьников вариативности в раскрытии темы сочинения требует, с одной стороны, готовности самого учителя создавать варианты высказываний на одну тему, с другой - организации работы по накоплению ими опыта в выделении микротем. Для тренировочных упражнений у каждого есть своя тетрадь, в которой выполняются упражнения (сочинения-описания предмета). Эта работа может проводиться во внеурочное время.(71, с. 80)

После выбора темы начинается совместная работа учителя и учащихся, результатом которой и будет готовое проанализированное сочинение, а также развитие мышления и речи учащихся.

Выделяются основные черты уроков написания сочинений:

1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка.

Каждому сочинению должна предшествовать подготовка. Подготовка может быть разной, в зависимости от сочинения, уровня подготовки класса и т.д. Но есть общие этапы:

1.Накопление материала: наблюдение, экскурсия, чтение литературных произведений и т.п.

2. Отбор материала в соответствии с темой, систематизация материала в соответствии с темой, его расположение: беседы, обсуждения, составления плана и т.д.

3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление текста.

Подготовка - это создание такой ситуации, которая вызвала потребность рассказать о чем-либо, накопление материала, выбор языковых средств.

Речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. (31, с.8). Но учитель не обеспечивает ученику должной ситуации общения. Из вышесказанной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:

1.Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности вступать в речевое общение;

2. Предлагая детям создать текст, обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Для совершенствования речевой деятельности необходимо создание речевых ситуаций. Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1. Создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе; организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.

2. Предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, ни и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств.

3. Написание сочинения.

Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:

- вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;

- подчинять своё сочинение определённой идее;

- отбирать материал для сочинения;

- систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;

- строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;

- правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;

- редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.

Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.

Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.

Наши рекомендации