Программа по русскому языку

1 КЛАСС[2]

(165 ч)

Фонетика. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.

Графика и орфография.

Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три - пять слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

· Раздельное написание слов.

· Обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши[3]).

· Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных.

· Перенос слов по слогам без стечения согласных.

· Знаки препинания в конце предложения.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Пунктуация. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Развитие речи.

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

По окончании 1 класса ученик должен:

Называть, приводить примеры:

-звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);

-слов, называющих предметы;

Различать:

-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;

-звук, слог, слово;

-слово и предложение;

Кратко характеризовать:

-качественные признаки звуков;

-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

Решать учебные и практические задачи

-выделять предложение и слово из речевого потока;

-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех-пяти звуковых слов;

-правильно писать ча-ща, чу-щу и жи-ши под ударением.

-писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных

-ставить точку в конце предложения

-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ[4]

Кол-во уроков №№ урока по пор. Номер урока в учеб. Общая тема урока Речевые задачи Языковые задачи
1 - 2 1 - 2 Язык как средство общения Общение посредством устной и письменной речи Звуковой анализ, алгоритм списывания
1 - 2 3-4 Устная и письменная речь Ситуации, связанные с выбором устной или письменной речи Знаки препинания в конце предложения
4-8 5-6 Речевой этикет   Ситуация приветствия Интонация предложения
7-8 Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности Звуковой анализ
9-10 Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
11-12 Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения и отказа Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения
2-4 13-14 Знакомство со взрослыми и сверстниками Ситуация представления себя Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных
15-16 Ситуация представления себя и обращения к взрослому Алфавит, звуковой анализ
1 - 2 17-18 Возраст Речевые/языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника Заглавная буква в именах собственных
3 - 6 19-20   Внешность Ситуация описания внешности Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая»...
21-22     Ситуация описания внешности Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов.
23-24 Сравнения при описании внешности Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая».
2-4 25-26     Адрес   Родина Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры) Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов.
27-28   Написание адреса на конверте, открытке Перенос
2-4 29-30   Родина Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина) Перенос, звуковой анализ
31-32 Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина) Развернутое толкование значения слова
1-2 33-34 Исторические места Приглашение на экскурсию Ударение, развернутое толкование значения слова
2-4 35-36     Профессия Профессии родителей Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
37-38 Объяснение профессий Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
3-6 39-40     Характер Словесное описание характера человека. Ситуации, в которых необходимы слова извинения Правописание сочетаний жи – ши
41-42   Роль слова в изменении характера Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ
43-44 Описание своего характера Постановка вопросов к словам, перенос
1-2 45-46 Кто что любит... Как рассказать о том, что любишь. Как задать точный вопрос. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос
2-4   47-48 Интересы детей Речевые/языковые средства, позволяющие договориться с собеседником Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками.
49-50 Умение правильно задать вопрос, проявляя свою любознательность Постановка вопросов к словам
1-2 51-52 Хобби Объявление как жанр. Структура объявления Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши.
2-3 53-54   Детские фантазии Речевые/языковые средства, позволяющие развеселить собеседника Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу
Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос
  Любимые книги Речевые/языковые средства, позволяющие выразить просьбу, отказ и совет Сочетания чу – щу. Перенос
    Домашние питомцы Объявление как жанр. Структура объявления Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос. Заглавная буква в именах собственных
    Речевые/языковые средства, необходимые для описания внешности и характера животного Звуковой анализ. Сочетания жи – ши.
    Выбор необходимых речевых/языковых средств для выражения просьбы Ударение. Интонация предложения
    Описание животного Определение слова, от которого образовано заданное слово. Соотношение количества звуков и букв в словах
Отличие языка человека от языка животных Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ
    Мои друзья Речевые/языковые средства, позволяющие выразить радость Слова, которые можно записать цифрами.
    Мимика и жесты как дополнительные средства общения Образные выражения. Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ
Использование в речи многозначных слов, умение определить значение из контекста Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу
    Школьная жизнь Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека и его культуры Слово как единство звучания и значения. Ударение
Речевые/языковые средства, которые используются при извинении Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ
  День рождения Выбор точных языковых средств в зависимости от ситуации Знакомство с транскрипцией. Многозначность.
Речевые/языковые средства, которые используются при поздравлении Функция мягкого знака.
Детские развлечения Что делает нашу речь понятной и точной Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос
Театр Речевые/языковые средства, которые используются при обращении с просьбой. Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ.
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить восторг Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов.
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить свои впечатления от просмотренного спектакля. Точность, выразительность речи Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос.
Речевые/языковые средства, позволяющие точно выразить свои впечатления от просмотренного спектакля Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение
74-75 Разговорная и научная речь Наблюдение над разными стилями речи Образование слов. Разделительный мягкий знак. Пропедевтика написания слов с безударными гласными
Художественный и научный стиль Звуковой анализ. Многозначность. Пропедевтика написания слов с парными по звонкости глухости согласными
  Зоопарк Передача в письме своего отношения к увиденному Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить запрет Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы
Цирк Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам
3 - 7 79-85 52-54 Повторение    

Сводная таблица часов предметов филологических курсов на 1-й класс

Предмет I полугодие II полугодие Год  
часы учебник часы учебник
Русский язык   Букварь,ч.1   Русский язык
Литературное чтение из них:   из них:  
Букварь,ч.1 27 (3-я четверть) Букварь,ч.2
    24 (4-я четверть) Литературное чтение
    Учебник –хрестоматия «Литературное чтение»     Учебник –хрестоматия «Литературное чтение»

Русский язык

Всего на предмет «Русский язык» в 1-ом классе – 165 ч (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 ч – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 ч в неделю), 85 ч - на второе полугодие (16-17 учебных недель по 5 ч в неделю).

В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. По окончании букварного периода – учебником и тетрадями «Русский язык».

Литературное чтение

Всего на предмет «Литературное чтение» в 1-ом классе – 132 ч (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 1 ч в неделю (33 ч в течение года) отводится на Литературное слушание (обеспечивается учебником – хрестоматией «Литературное чтение»).

В первом полугодии на «Литературное чтение» 64 ч (48 ч + 16 ч на Литературное слушание), во втором полугодии 68ч (51ч + 17 ч на Литературное слушание).

В первом полугодии предмет «Литературное чтение» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. Во втором полугодии: в третьей четверти – учебником «Букварь», Часть вторая – 27 часов, в 4-ой четверти– учебником «Литературное чтение» - 24 час. 17 ч отводится на Литературное слушание, которое обеспечивается учебником-хрестоматией «Литературное чтение».

[1] Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.

[2] Всего на Русский язык в 1-ом классе – 165 ч. В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», часть первая (авторы – Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова). Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).

[3] Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».

[4] Данный вариант тематического планирования рассчитан на 85 часов. Однако, если курс «Обучение грамоте» был закончен не к концу первого полугодия, учитель должен скорректировать количество уроков на изучаемую тему в зависимости от уровня подготовленности учеников.

Наши рекомендации