Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы и прогноз развития на перспективу
Решением 10 сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 25.12.2014 № 142 утверждена Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015-2020 годы (далее - Программа). Повышение эффективности использования муниципального имущества, формирование реестра земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, увеличение доли земельного налога в собственных доходах бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым входят в Перечень основных мероприятий программы в сфере управления муниципальным имуществом и земельным отношениям.
Деятельность администрации города Симферополя неразрывно связана с решением вопросов использования земель муниципального образования:
- управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
- изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
- установления правил землепользования городской территорией;
- предоставления земельных участков в собственность или аренду и другие вопросы землепользования.
Основной формой использования земельных участков является их аренда или продажа.
Одной из приоритетных задач развития города Симферополя как столицы Крымского федерального округа является совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков на территории города.
С целью устранения установленных Программой проблем необходимо принятие соответствующей муниципальной программы, предусматривающей поэтапное решение конкретных задач путем проведения ряда мероприятий.
В соответствии с Распоряжением Главы Республики Крым Аксенова С.В. от 18.06.2014 № 31-рг под руководством заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Бальбека Р.И. создана Комиссия «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым» (далее-Комиссия). В рамках работы данной Комиссии проведена инвентаризация самовольно занятых земельных массивов, расположенных в городе Симферополе, по итогам которой определен соответствующий Перечень.
Приведенные в Таблице 1 массивы включены в вышеуказанный Перечень и подлежат образованию с целью дальнейшего предоставления льготным категориям граждан в соответствии с Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон).
Таблица 1
Земельный участок | Ориентировочная площадь в га |
Массивы, предполагаемые к предоставлению льготным категориям граждан | |
в районе ул. Генерала Васильева | 13,7 |
Микрорайон «Залесье» (Сосновый бор), в р-не стадиона школы №36 | |
в районе мкр. «Залесье» | |
В районе ул. Стрелковой и Автогаз (за объездной дорогой) | |
В районе ул.Куйбышева-Лавандовый переулок (Абдал) | |
Итого | 149,7 |
Формирование указанных земельных участков, в соответствии с действующим законодательством, является обязанностью администрации города Симферополя и по предварительным расчетам позволит 2245 гражданам, относящимся к льготным категориям, реализовать право на приобретение бесплатно в собственность земельных участков.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления формируют земельные участки, занимаемые многоквартирными домами. Формирование земельных участков предусматривает выполнение в отношении земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, сведений о таком земельном участке (далее - работы по формированию земельных участков), государственный кадастровый учет таких земельных участков.
По состоянию на 2015 год на территории муниципального образования городской округ Симферополь согласно данным, предоставленным муниципальными унитарными предприятиями «Авангард», «Киевский Жилсервис», «Центральный Жилсервис», «Железнодорожный Жилсервис» количество многоквартирных домов на территории города составляет 2277. По состоянию на 2015 г. сведения о земельных участках под многоквартирными домами в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Поскольку в соответствии с ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета решение данной задачи позволит увеличить налоговую базу по земельному налогу на участки, признаваемые объектами налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации), а соответственно рост налоговых поступлений в бюджет города.
Слабой стороной согласно Программе в части благоустройства и архитектурного облика города также является наличие нерешенных проблем в сфере благоустройства и ремонте объектов зеленого хозяйства, в том числе парков и скверов.
С целью сохранения и содержания зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002
№ 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» и Законом Республики Крым от 25.12.2014 № 50–ЗРК «О растительном мире», необходимо формирование земельных участков общей площадью 73,2866 га, занятых существующими парками и скверами на территории города.
Решением внеочередной 13-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 31.03.2011 №127 «Об утверждении границ парков и скверов в г.Симферополе» утверждены границы, площади, установленные в результате инвентаризации, проведенной частным предприятием «Институт
«КРЫМГИИНТИЗ», следующих парков и скверов г.Симферополя:
1. «Детский парк», площадь – 10,2089 га;
2. «Парк им. Ю.А. Гагарина», площадь – 36,0173 га;
3. «Центральный парк Культуры и отдыха», площадь – 4,3405 га;
4. «Сквер Комсомольский (Семинарский)», площадь – 4,3405 га;
5. «Сквер им. Дыбенко», площадь – 0,6615 га;
6. «Сквер Крымских партизан и подпольщиков», площадь – 7,8581 га.
Решением 32-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 15.09.2005 №456 «Об утверждении границ парков и скверов в г. Симферополе» утверждены границы, площади, установленные в результате инвентаризации институтом «КРЫМГИИНТИЗ» следующих парков и скверов г. Симферополя:
1. Парк им. Т.Г. Шевченко, площадь – 5,29 га;
2. Сквер им. К. Тренева, площадь – 2,46 га;
3. Сквер на бульваре им. В.И. Ленина, площадь – 3,31 га;
4. Сквер им. Братьев Айвазовских, площадь – 0,10 га;
5. Сквер 50-летия СССР, площадь – 1,91 га;
6. Сквер «Казанский», площадь – 0,2855 га;
7. Сквер им. Святителя Луки, площадь – 0,1022 га.
Однако землеустроительная документация по инвентаризации земель согласно действовавшему на том момент законодательству не предусматривала формирования земельных участков и установления границ в натуре (на местности). В связи с этим, необходимо проведение комплекса мероприятий для формирования земельных участков парков и скверов и постановки на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права муниципальной собственности на них.
Формирование земельных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, направлено на увеличение имущественной части муниципального бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и достижение целей формирования муниципального бюджета, предусмотренного решением 10-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 25.12.14 № 141 "О бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 год (с изменениями и дополнениями), а также на последующие годы.
По состоянию на 2015 год сведения о земельных участках под объектами недвижимости муниципальной собственности отсутствуют в государственном кадастре недвижимости и в едином государственном реестре прав. Сложившаяся
ситуация препятствует проведению работ по реконструкции и строительству муниципальных объектов и оставляет неурегулированными земельные и имущественные правоотношения.
Одной из важнейших задач Программы является обеспечение роста налогового потенциала и повышение уровня обеспеченности доходной части бюджета за счѐт собственных доходов.
Земельные ресурсы и муниципальное имущество – это основные активы муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Аукционы по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или передачи в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым проводятся по решению администрации, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц. Законом до 1 января 2017 года приостановлено проведение аукционов на территории Республики Крым по заявлениям заинтересованных лиц.
Таким образом, для решения задачи Программы в части обеспеченности доходной части бюджета за счет собственных доходов, и учитывая ограничения, установленные Законом, целесообразно предусмотреть формирование земельных участков для последующего предоставления путем проведения аукционов.
Однако в связи с отсутствием по состоянию на июль 2015 года материалов инвентаризации земель города определить конкретные свободные земельные участки для их формирования в указанных целях не представляется возможным. При этом можно запланировать площадь земель, предполагаемых к формированию. Так, в рамках муниципальной программы на 2016 – 2018 годы возможно предусмотреть проведение работ по формированию 20 земельных участков в год ориентировочной площадью до 1 га.