I. общая характеристика сферы реализации государственной программы (в том числе основных проблем) и прогноз ее развития

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ»

НА 2013-2017 ГОДЫ

ПАСПОРТ

государственной программы Приморского края

«Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы

Наименование программы   государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013 - 2014 годы (далее - Государственная программа)  
Ответственный исполнитель   департамент международного сотрудничества и развития туризма Приморского края  
Соисполнители программы  
  Структура программы       подпрограмма № 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края» (приложение № 11); подпрограмма № 2 «Повышение качества туристских услуг» (приложение № 12); подпрограмма № 3 «Продвижение туристского продукта Приморского края на российском и мировом туристских рынках» (приложение №13)  
Цель программы   повышение конкурентоспособности туристского рынка Приморского края, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах  
Задачи программы   создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода; совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества; реализация кадрового потенциала индустрии туризма; разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморья как региона, благоприятного для путешествий и отдыха; активизация конгрессно - выставочной деятельности и MICE-туризма  
Целевые индикаторы и показатели программы   туристский поток, тыс. чел. (численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения); количество занятых в туристско-рекреационной деятельности, тыс. чел. количество койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения (площадь номерного фонда коллективных средств размещения; инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания); коэффициент использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения количество занятых в обслуживающих отраслях и сферах деятельности, тыс. чел. объем платных туристских услуг, оказанных населению, тыс. руб.; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, тыс. руб.; поступления в бюджет, тыс. руб.  
Этапы и сроки реализации программы   Государственная программа реализуется в 2013 - 2017 годы в I этап    
Объем и источник финансирования программы   прогнозный объем ресурсного обеспечения Государственной программы (в ценах соответствующих лет) составляет 34335679,12 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 843453,7 тыс. руб.; 2014 год – 8 169 040,51 тыс. руб.; 2015 год – 8 724 840,51 тыс. руб.; 2016 год – 8 335 081,4 тыс. руб.; 2017 год – 8 263 263,0 тыс. руб. Прогнозный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Государственной программы (в ценах соответствующих лет) – в случае вхождения проектов Приморского края в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» в пропорции 1:0,27 на создание коммуникационной инфраструктуры – 9935257,5 тыс. рублей Из них: прогнозный объем бюджетных ассигнований бюджета Приморского края на реализацию Государственной программы (в ценах соответствующих лет) составляет 804919,12 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 168993,7 тыс. руб.; 2014 год – 131260,51 тыс. руб.; 2015 год – 129 640,51тыс. руб.; 2016 год – 182 621,4тыс. руб.; 2017 год – 192 403,0 тыс. руб. Прогнозный объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы из муниципального бюджета (в ценах соответствующих лет), составляет 10300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 1600,0 тыс. руб.; 2014 год – 3960,0 тыс. руб.; 2015 год – 2340,0 тыс. руб.; 2016 год – 1200,0 тыс. руб.; 2017 год – 1200,0 тыс. руб. Прогнозный объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы из внебюджетных источников (в ценах соответствующих лет) составляет 33520460,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 672860,0 тыс. руб.; 2014 год – 8033820,0 тыс. руб.; 2015 год – 8592860,0 тыс. руб.; 2016 год – 8151260,0 тыс. руб.; 2017 год – 8069660,0 тыс. руб.  
Ожидаемые результаты реализации программы   увеличение туристского потока в 5,6 раза; увеличение количества занятых в туристско-рекреационной деятельности в 5,7 раза; увеличение количества койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 3,2 раза; увеличение объема привлечения инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 3,1 раза; увеличение коэффициента использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения в 2,4 раза; увеличение количества занятых в обслуживающих отраслях и сферах деятельности (пропорционально развитию сферы туризма 1:4); увеличение поступлений в бюджет в 4,9 раза.  





Рисунок 1. Темп прироста по въезду иностранных граждан, 2011год

I. общая характеристика сферы реализации государственной программы (в том числе основных проблем) и прогноз ее развития - student2.ru

Рисунок 2. Доля иностранных граждан с целью туризма (въезд),

За 1 полугодие 2012 года

I. общая характеристика сферы реализации государственной программы (в том числе основных проблем) и прогноз ее развития - student2.ru

Объем внутреннего турпотока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. турпоездок.

Однако, несмотря на поступательное развитие отрасли туризма, остается ряд нерешенных проблем.

Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в Приморском крае.

Анализ сильных и слабых сторон развития внутреннего и въездного туризма на территории Приморского края приведен в таблице № 3.

Таблица 3

SWOT-анализ развития внутреннего и въездного туризма

на территории Приморского края

Сильные стороны Слабые стороны
Наличие разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурно-исторического наследия; близость к странам АТР – целевым потребителям туристских ресурсов в пределах 2-3-х часовой доступности; развитие Приморского края как крупного логистического центра внутренних и внешних пассажиропотоков;   Недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае; недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края; низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность (не более 10 процентов от существующих возможностейпо оценке экспертов);
Сильные стороны Слабые стороны
наличие образовательных учреждений высшего профессионального образования и центров профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства; учреждение на территории Приморского края национальных парков; организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований; развитие г. Владивостока как центра деловой активности всего ДФО и реализация в Приморском крае крупных международных и национальных проектов; развитие транспортной, образовательной, научной, культурной, гостиничной инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012; создание игорной зоны «Приморье» на территории Артемовского городского округа Приморского края; создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края   несоответствие уровня цен коллективных средств размещения и транспортных организаций качеству предоставляемых потребителям услуг; несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма; отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае, не полное соответствие методов статистических исследований в туризме методологии ЮН ВТО (Всемирная туристская организация)  
Возможности Угрозы
формирование диверсифицированных конкурентоспособных региональных туристских продуктов на национальном и международном туристских рынках; ускоренная интеграция Приморского края в азиатско-тихоокеанский туристский рынок; формирование туристской аттрактивности Приморского края;     снижение конкурентоспособности региональных турпродуктов на национальном и международном туристских рынках, снижение туристской аттрактивности Приморского края; снижение эффективности развития внутреннего и въездного туризма в Приморском крае, снижение вклада туризма в социально-экономическое развитие Приморского края;  

Возможности Угрозы
подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства, повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона; развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня; развитие в Приморском крае делового и событийного туризма; создание в крае высокоэффективного межотраслевого комплекса экспортной ориентации, превращение туризма в сектор специализации региональной экономики, обеспечение высокого уровня трудовой занятости населения края и повышение вклада туризма в социально-экономическое развитие Приморского края   снижение коэффициента заполняемости номерного фонда коллективных средств размещения и пассажиропотока, снижение конкурентоспособности региональных турпродуктов на национальном и международном туристских рынках, отсутствие возможности адекватной оценки роли туризма в социально-экономическом развитии Приморского края; снижение уровня научной обоснованности программного обеспечения развития туризма в Приморском крае

В рамках реализации Государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм Государственной программы:

Макроэкономические и финансовые риски реализации Государственной программы связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен, которые могут привести как к снижению объемов финансирования Программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и к недостатку внебюджетных источников финансирования.

Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями Государственной программы по совершенствованию государственного регулирования, в том числе повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию.

Законодательные риски, в том числе связанные с задержками в принятии ключевых федеральных законов, предусматривающих введение мер государственного регулирования в рамках Государственной программы.

Весь процесс управления рисками можно свести к трем фазам: оценке вероятности, оценке силы влияния фактора и оценке путей снижения рисков.

Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации Государственной программы приведен в таблице № 4

Таблица № 4

Риски невыполнения подпрограммы

Наименование рисков Вероятность Сила влияния Способ преодоления риска
Риски, связанные с недофинансированием Государственной программы
Снижение уровня финансирования со стороны бюджета Приморского края средняя высокая определение приоритетов для первоочередного финансирования; оценка эффективности бюджетных вложений; привлечение внебюджетных источников реализации мероприятий Государственной программы
Отсутствие финансирования со стороны федерального бюджета высокая высокая определение приоритетов для первоочередного финансирования; оценка эффективности бюджетных вложений; пересмотр направлений финансирования
Снижение уровня финансирования со стороны местных бюджетов высокая средняя пропаганда эффективности вложений в развитие туризма; анализ эффективности бюджетных вложений; поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере туризма
Снижение уровня финансирования из внебюджетных источников высокая высокая пропаганда эффективности вложений в развитие туризма; взаимодействие с общественными и профессиональными организациями и объединениями предпринимателей; пропаганда успешных проектов и начинаний; повышение открытости за счет постоянного информирования предпринимательской среды об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации
Риски, связанные с человеческим фактором
Недоверие со стороны юридических лиц в полезность и доступность мероприятий средняя средняя повышение открытости за счет постоянного информирования об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи
Государственной программы     информации; пропаганда успешных проектов
Техногенные и экологические риски
Форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, засухи, наводнения, землетрясения) низкая высокая создание кластеров на территориях, характеризующихся различными природно - географическими особенностями в целях снижения антропогенной нагрузки; мониторинг состояния окружающей среды; регулирование сезонного предложения
Геополитические риски
Военные и террористические действия низкая средняя позиционирование Приморского края, как региона со стабильной политической ситуацией
         

Таблица 6

XI. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

План реализации Государственной программы разрабатывается ежегодно на очередной год и содержит расшифровку основных мероприятий программы с ожидаемыми промежуточными результатами их реализации в соответствующем году. План реализации Государственной программы на 2013 год приводится в приложении № 10.

_________________

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ»

НА 2013-2017 ГОДЫ

ПАСПОРТ

государственной программы Приморского края

«Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы

Наименование программы   государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013 - 2014 годы (далее - Государственная программа)  
Ответственный исполнитель   департамент международного сотрудничества и развития туризма Приморского края  
Соисполнители программы  
  Структура программы       подпрограмма № 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края» (приложение № 11); подпрограмма № 2 «Повышение качества туристских услуг» (приложение № 12); подпрограмма № 3 «Продвижение туристского продукта Приморского края на российском и мировом туристских рынках» (приложение №13)  
Цель программы   повышение конкурентоспособности туристского рынка Приморского края, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах  
Задачи программы   создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода; совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества; реализация кадрового потенциала индустрии туризма; разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморья как региона, благоприятного для путешествий и отдыха; активизация конгрессно - выставочной деятельности и MICE-туризма  
Целевые индикаторы и показатели программы   туристский поток, тыс. чел. (численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения); количество занятых в туристско-рекреационной деятельности, тыс. чел. количество койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения (площадь номерного фонда коллективных средств размещения; инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания); коэффициент использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения количество занятых в обслуживающих отраслях и сферах деятельности, тыс. чел. объем платных туристских услуг, оказанных населению, тыс. руб.; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, тыс. руб.; поступления в бюджет, тыс. руб.  
Этапы и сроки реализации программы   Государственная программа реализуется в 2013 - 2017 годы в I этап    
Объем и источник финансирования программы   прогнозный объем ресурсного обеспечения Государственной программы (в ценах соответствующих лет) составляет 34335679,12 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 843453,7 тыс. руб.; 2014 год – 8 169 040,51 тыс. руб.; 2015 год – 8 724 840,51 тыс. руб.; 2016 год – 8 335 081,4 тыс. руб.; 2017 год – 8 263 263,0 тыс. руб. Прогнозный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Государственной программы (в ценах соответствующих лет) – в случае вхождения проектов Приморского края в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» в пропорции 1:0,27 на создание коммуникационной инфраструктуры – 9935257,5 тыс. рублей Из них: прогнозный объем бюджетных ассигнований бюджета Приморского края на реализацию Государственной программы (в ценах соответствующих лет) составляет 804919,12 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 168993,7 тыс. руб.; 2014 год – 131260,51 тыс. руб.; 2015 год – 129 640,51тыс. руб.; 2016 год – 182 621,4тыс. руб.; 2017 год – 192 403,0 тыс. руб. Прогнозный объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы из муниципального бюджета (в ценах соответствующих лет), составляет 10300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 1600,0 тыс. руб.; 2014 год – 3960,0 тыс. руб.; 2015 год – 2340,0 тыс. руб.; 2016 год – 1200,0 тыс. руб.; 2017 год – 1200,0 тыс. руб. Прогнозный объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы из внебюджетных источников (в ценах соответствующих лет) составляет 33520460,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год – 672860,0 тыс. руб.; 2014 год – 8033820,0 тыс. руб.; 2015 год – 8592860,0 тыс. руб.; 2016 год – 8151260,0 тыс. руб.; 2017 год – 8069660,0 тыс. руб.  
Ожидаемые результаты реализации программы   увеличение туристского потока в 5,6 раза; увеличение количества занятых в туристско-рекреационной деятельности в 5,7 раза; увеличение количества койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 3,2 раза; увеличение объема привлечения инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 3,1 раза; увеличение коэффициента использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения в 2,4 раза; увеличение количества занятых в обслуживающих отраслях и сферах деятельности (пропорционально развитию сферы туризма 1:4); увеличение поступлений в бюджет в 4,9 раза.  

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ) И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Кроме этого, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все направления туризма, в том числе экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм.

Для обеспечения системного развития указанных направлений необходимо использование программно-целевого метода в решении задач
по стимулированию формирования современной материально-технической базы туризма, разработке и реализации рекламно-информационного обеспечения туристской сферы, развитию международного
и межрегионального сотрудничества в области туризма, совершенствованию региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Анализ современного состояния сферы туризма в Приморском крае показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно
и динамично. Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития отрасли, в целом соответствует основным общероссийским тенденциям, характерным для этой сферы.

По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно–исторических объектов Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе. В регионе располагаются
184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 1 океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов,
10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров.

Коллективные средства размещения (КСР) Приморского края насчитывают более 450 предприятий, в том числе 224 баз отдыха, турбаз и пансионатов. Гостиничное хозяйство Приморского края насчитывает
191 предприятие с номерным фондом более 5,5 тыс. единиц. Общее число занятых в сфере обслуживания КСР края - около 6 тыс. человек.

Основная часть средств размещения Приморского края (около
40 процентов) была введена в период 1960 - 1990 годов, около 12 процентов - до 1960 года. Большая часть всех КСР (65 процентов) расположена на юге и юго-востоке края (города Владивосток, Находка, Уссурийск, Артем) и обеспечивает потребность в размещении почти 95 процентов всего въездного международного турпотока. Продолжительность проживания посетителей в гостиницах края составляет: 2-3 дня – 53 процента посетителей, 7-10 дней –
41 процент посетителей, более 10 дней - 6 процентов посетителей. Среднегодовой коэффициент загрузки номерного фонда составляет
40 процентов.

В городе Владивостоке официально зарегистрировано 42 гостиницы с общим номерным фондом более 4000 единиц.

Через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с широтными ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.

В Приморском крае зарегистрировано более 1100 предприятий общественного питания. Из них: рестораны составляют 7 процента от общего числа, кафе – 23,5 процента, бары – 11 процентов, столовые – 3 процента, закусочные – 55,5 процента.

Из 20 кулинарных специализаций, представленных предприятиями общественного питания г. Владивостока, на долю специализированных предприятий русской кухни приходится не более 5 процентов, 33 процента специализируются на китайской, 12 процентов - корейской, 8 процентов - японской, по 5 процентов - итальянской, азербайджанской и 32 процента - других видов специализации (европейская, индийская и др.).

В Приморском крае 111 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Крупнейшими автоперевозчиками туристов
в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года являются
ООО АТП «Приморье» и ОАО «Приморавтотранс».

В Приморском крае работают 18 консульств зарубежных стран.

Прямое авиасообщение связывает столицу Приморья с городами Японии (Токио), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин, Гонконг, Далянь), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой, Сайгон).

В Приморском крае сконцентрированы уникaльныe природные богатства, что несомненно увеличивает его туристскую привлекательность.

В Приморском краерасположены 214 памятников природы, 10 горных вершин и структур, являющихся объектами альпинизма и скалолазания;
160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры),
из которых порядка 40 - это объекты спелеотуризма. Объекты водного сплава - это 15 рек бассейна Японского моря с суммарной «сплавной» длиной порядка 500 км и 7 рек бассейна реки Уссури с суммарной «сплавной» длиной порядка 400 км.

С целью сохранения природного наследия Приморья в крае создана система особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В систему ООПТ входят:

государственные природные заповедники. В Приморском крае действует шесть заповедников (больше, чем в любом другом субъекте РФ) суммарной площадью 679423 га (4,1 процента территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га;

государственные природные заказники. В крае действует 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8 процента территории края);

национальные парки федерального значения. В крае функционируют
три национальных парка: «Удэгейская легенда», «Зов тигра», «Земля леопарда»;

природные парки (краевого значения). В крае работает один природный парк - Хасанский природный парк площадью 35 тыс. га;

памятники природы. На территории Приморского края имеется
214 утвержденных памятников природы. Рекомендовано для утверждения
в этом статусе еще 94 объекта. Самый большой памятник природы включает акватории бухт Экспедиции, Новгородской и часть бухты Рейд Паллады;

Ботанический сад-институт ДВО РАН (площадь 178 га, из них
98 процентов - естественные лесные насаждения - эталон природы южного Приморья);

Дендрарий горно-таёжной станции им. акад. В.Л.Комарова ДВО РАН (площадь 50 га).

Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении с регионами российского Дальнего Востока природный экологический туристско-рекреационный потенциал, создающий уникальную возможность для развития в крае системы природно–экологического туризма международного уровня.

Высок потенциал Приморского края и в развитии охотничьего и рыболовного туризма.

Объектами охотничьего туризма являются: копытные – 7 видов животных; пушные звери – 13 видов; полевая дичь – 1 вид; водоплавающая дичь – 3 вида (18 подвидов).

Объектами рыболовного туризма являются: рыбы Японского моря (по видовому многообразию рыб Японское море занимает первое место среди морей РФ) – 872 вида, из которых 179 видов промысловые; рыбы озер и рек – до 100 видов; животный мир Японского моря – около 700 видов; морские водоросли и травы – около 10 видов.

Помимо богатого природного разнообразия Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорты «Шмаковка», на которых в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов. Это курорты: «Садгород», «Амурский залив», «Приморье», «Океанский», «Лазурный», санатории «Сокол», «Экспресс», детский центр отдыха «Океан» и многие другие санаторно-курортные организации и турбазы.

В Приморском крае имеется более двух тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них – средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, «парк мегалитов» в окрестностях Уссурийска и на территориях других муниципальных образований, что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма.

Большой потенциал в Приморском крае имеет развитие этнографического (около пяти компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (свыше 15 объектов), событийного и делового видов туризма.

Основными памятниками истории, градостроительства и архитектуры, монументально-изобразительного искусства, которые широко используются
в практике экскурсионной деятельности приморских туристских организаций, являются: памятник В.К.Арсеньеву (г. Арсеньев), Дворец культуры угольщиков, (г. Артем), монумент Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917-1922 годов (г. Владивосток), Военно-морская крепость Владивосток (это уникальный исторический комплекс-памятник фортификационных сооружений мирового значения, не имеющий аналогов в мире).

В Приморском крае зарегистрированы 236 туристских организаций,
119 из которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Кроме того, на территории края осуществляют деятельность представительства, филиалы и обособленные подразделения предприятий из г. Москвы, Хабаровского края, Новосибирской и Камчатской областей, Еврейской автономной области. Численность штатных сотрудников туристских предприятий края на 1 июля 2012 года составила 1240 человек, из них:
60 процентов с высшим образованием, 10 процентов с высшим туристским образованием, 55 процентов имеют стаж работы в области туризма более трех лет.

С 2007 года по 2011 год произошло сокращение количества турфирм на
9 процентов. В среднем одна турфирма за 2011год обслужила 3096 туристов и реализовала 2,75 тыс. путевок. За прошедшие семь лет наибольший интерес иностранных туристов к Приморскому краю отмечался в 2006 году, когда зарубежным туристам было реализована 31,9 тыс. путевок, в последующие периоды произошло сокращение въезда иностранных туристов и только с
2010 года начинается постепенное увеличение въездного туристского потока Объемы въездного туристского потока влияют на загрузку средств размещения и функционирование иных предприятий туристской индустрии. Следовательно, учитывая, что средняя численность персонала составляет в турфирмах края около 6 чел., необходимо предусматривать развитие масштабов туроператорской деятельности, прежде всего в секторе въездного туризма.

Данные о развитии международного въездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах позволяют сделать вывод о тенденции увеличения за последние два года объёма туристского потока (далее – турпоток)
и значительном преобладании в структуре турпотока туристов из КНР.

Показатели въездного международного турпотока Приморского края приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объем и структура

международного въездного турпотока Приморского края

Страны мира Годы
   
КНР
Япония
Республика Корея
КНДР
США
Канада
Австралия
Великобритания
Тайвань
Другие страны
Итого

В 2011 году на территорию Приморского края въехали
82414 иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 году.

Данные о развитии международного выездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах приведены в таблице 2.

Таблица 2

Объем и структура

международного выездного турпотока Приморского края

Страны мира Годы
   
КНР
Япония
Республика Корея
Вьетнам
Индонезия
Таиланд
Другие страны
Итого

В 2011 году объем международного выездного турпотока в Приморском крае составил 651371 человек с ростом к 2010 году в 1,3 раза.

Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития данной сферы экономической активности (рисунок 1).

Рисунок 1. Темп прироста по въезду иностранных граждан, 2011год

I. общая характеристика сферы реализации государственной программы (в том числе основных проблем) и прогноз ее развития - student2.ru

Рисунок 2. Доля иностранных граждан с целью туризма (въезд),

За 1 полугодие 2012 года

I. общая характеристика сферы реализации государственной программы (в том числе основных проблем) и прогноз ее развития - student2.ru

Объем внутреннего турпотока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. турпоездок.

Однако, несмотря на поступательное развитие отрасли туризма, остается ряд нерешенных проблем.

Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциа<

Наши рекомендации