Раздел I. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы, основные проблемы развития

Производственно - промышленный комплекс на протяжении многих десятилетий является ведущей сферой экономики Республики Бурятия.

В настоящее время промышленность обеспечивает порядка 25% валового регионального продукта и поступление более 35% налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в консолидированный бюджет Республики Бурятия порядка 40%. Всего в промышленном производстве региона насчитывается более 1500 предприятий и организаций, обеспечивающих рабочими местами до 25% от суммарной среднесписочной численности работников.

В структуре промышленности республики представлены практически все виды деятельности, в основном преобладают высокотехнологические отрасли, существенна доля производств по глубокой переработке сырьевых ресурсов.

В сферу реализации Государственной программы входят следующие виды экономической деятельности: текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; производство резиновых и пластмассовых изделий; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство машин и оборудования; производство транспортных средств и оборудования.

За прошедшие годы отмечен динамичный рост промышленного производства, в 2011 году Республика Бурятия по индексу промышленного производства вышла на 1 место в Сибирском федеральном округе.

Всего в 2011 году отгружено готовой продукции, выполнено работ и услуг на сумму 82,2 млрд. руб., что составило 128% к уровню предыдущего года, при этом доля обозначенных видов экономической деятельности составила 47,8% в целом по промышленности республики.

Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий и организаций в 2011 году составила более 23,2 тыс. чел.

Производительность труда на одного работника сохраняется на низком уровне, по итогам 2011 года в среднем показатель составил 0,56 млн. руб., высокое значение отмечается лишь в производстве транспортных средств и оборудования.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте в 2011 году составила 9,1%.

Одним из приоритетов государственной политики является развитие малого и среднего предпринимательства, вклад которого в экономику республики с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике республики.

В 2011 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20% и составило 40949 единиц. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями составил 36,9 млрд. руб. или 102% к уровню предыдущего года. Доля среднесписочной численности малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций республики в 2011 году составила 18,6%.

В целях создания условий для развития малого и среднего предпринимательства осуществляется работа по оказанию государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время предпринимателям оказывается государственная поддержка по 20 мероприятиям.

В 2011 году на реализацию республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства направлено 1006 млн. руб. из бюджетов всех уровней, господдержку получили 712 предпринимателей.

В республике сформирована полноценная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, в частности республиканский бизнес – инкубатор, фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия, информационно-методологический центр сельских территорий, гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.

Развитие торговли, общественного питания и бытовых услуг сопровождается выполнением важных социальных функций: обеспечение жителей республики всеми необходимыми для жизни товарами и услугами, содействие повышению занятости населения путем сохранения и создания дополнительных рабочих мест.

Текущее состояние торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории Республики Бурятия характеризуется быстрыми темпами развития материально-технической базы, высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам и положительной динамикой роста оборота торговли и общественного питания и объема бытовых услуг.

По итогам 2011 года оборот розничной торговли по Республике Бурятия составил 98,2 млрд. руб., что превысило уровень предыдущего года 105%. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров заняла 55%, удельный вес непродовольственных товаров в общем обороте составил - 45%. Оборот общественного питания по Республике Бурятия за 2011 год обеспечен в сумме 6,6 млрд. руб., что составило 109,8% к предыдущему году. Бытовых услуг за 2011 год населению республики было оказано на сумму 2,17 млрд. руб., что составило 106% к уровню предыдущего года.

Обеспеченность населения торговыми площадями за 2011 год выросла на 16,0% и составила в среднем по республики 451,0 кв. м. на 1000 жителей (расчётный норматив – 487 кв. метров).

Основными проблемами развития сферы реализации Государственной программы являются:

в сфере промышленности:

- технологическая отсталость ряда предприятий республики, низкая производительность труда в обрабатывающем секторе промышленности;

- высокая доля использования на предприятиях машиностроения покупных комплектующих изделий производителей других регионов и импортного производства;

- увеличивающийся дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного и открытого рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы;

- низкий уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований;

- недостаточное вовлечение субъектов малого предпринимательства в сферу промышленного производства на условиях аутсорсинга;

- низкий уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;

в сфере малого и среднего предпринимательства:

- недоступность общеэкономических и специализированных консультаций в связи с дисбалансом размещения информационных ресурсов и рынка консультационных услуг;

- недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования;

- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения;

- отсутствие системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика;

- высокие издержки выхода на внешние рынки;

- недостаток квалифицированных кадров;

- низкий уровень инициативы со стороны органов местного самоуправления;

в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг:

- недостаточный уровень инвестиционной активности в сфере торговли в части финансирования строительства и реконструкции торговой инфраструктуры, в том числе торговых объектов;

- наличие территориальных диспропорций в уровне обеспеченности торговыми площадями муниципальных районов республики и муниципального образования город Улан-Удэ;

- медленно идут качественные преобразования в организации торгового обслуживания жителей сельских поселений, особенно в отдаленных и малых населенных пунктах;

- проблема продвижения товаров местных товаропроизводителей на внутренний и межрегиональный уровни;

- наличие фактов несоответствия качества товаров и услуг требованиям законодательства;

- дефицит квалифицированных кадров отрасли торговли (связан с невысоким уровнем оплаты труда в торговле относительно других отраслей, значительной текучестью кадров).

Наши рекомендации