Средние показатели исследуемых групп по методике самоактуализации

Названия шкал Среднее значение в группе «оптимизм» Среднее значение в группе «амбивалентность» Среднее значение в группе «пессимизм» Достоверные различия м/у группами
Ориентация во времени 0,57 0,59 0,57 1-2
Ценности 0,55 0,56 0,62 1-3,2-3
Взгляд на природу 0,41 0,33 0,46 1-3,2-3,1-2
Потребность в познании 0,50 0,49 0,54 1-3,2-3
Креативность 0,59 0,57 0,62 1-3,2-3
Автономность 0,49 0,52 0,48 1-2,2-3
Спонтанность 0,42 0,42 0,45 1-3,2-3
Самопонимание 0,50 0,44 0,47 1-3,2-3,1-2
Аутосимпатия 0,44 0,46 0,55 1-3,2-3
Контактность 0,43 0,43 0,46 1-3,2-3
Гибкость в общении 0,49 0,42 0,50 1-2,2-3

Исходя из полученных данных, в группе «амбивалентность» достоверно выше показатель по шкале «ориентация во времени» по сравнению с группой «оптимизм». Это означает, что члены группы «амбивалентность» достоверно чаще живут настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом.

По шкалам: «ценности», «потребность в познании», «креативность», «спонтанность», «аутосимпатия», «контактность», группа «оптимизм» не демонстрирует достоверных различий с группой «амбивалентность», но каждая из них достоверно отличается от группы «пессимизм». Другими словами для членов группы «пессимизм» достоверно чаще характерно стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, отсутствие желания манипулировать другими в своих интересах. Также для них достоверно чаще характерно способность к бытийному познанию – бескорыстная жажда нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей, они просто видят то, что есть и ценят это. Выражается стремление к творчеству, творческое отношение к жизни. Члены группы «пессимизм» также достоверно более спонтанны, среди них больше людей, для которых самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Соответственно такие люди характеризуются аутосимпатией, что является основой психического здоровья или цельности личности. Члены группы «пессимизм» достоверно чаще демонстрируют способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

По шкалам: «автономность» и «гибкость в общении» члены группы «оптимизм» и «пессимизм» не отличаются друг от друга, но отличаются от членов группы «амбивалентность». Это означает, что члены группы «амбивалентность» достоверно чаще обладают такими чертами как жизненность и самоподдержка, демонстрируют независимость и свободу. Также они достоверно чаще способны к аутентичному взаимодействию с окружающими и самораскрытию.

По шкале «взгляд на природу» все группы имеют достоверные различия, при этом наименьший показатель характерен для значений группы «амбивалентность», а наибольший для группы «пессимизм». Следовательно, члены группы «пессимизм» достоверно чаще обладают способностью к искренним, гармоничным отношениям, естественной симпатией и доверием к людям, честностью, непредвзятостью, доброжелательностью.

По шкале «самопонимание» все группы имеют достоверные различия, при этом наибольшие показатели характерны для группы «оптимизм», а наименьшие для группы «амбивалентность». Другими словами, такие люди достоверно чаще свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимосвязь между качеством отношения молодежи к феномену страха смерти и уровнем самоактуализации объективно существует.

Литература и источники

1. Сиверцев, Е.Ю. Философия о предмете и субъекте научного познания / под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – 207 с.

2. Гроф, С. Путешествие в поисках себя. – М.: Институт трансперсональной психологии, 2001. – 64 с.

УДК 159.99

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТАМ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Лозовая Е.Ю., Корытченкова Н.И.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Немаловажной в ряде проблем, связанных с деторождением, стоит проблема высокого уровня производства абортов. По числу абортов Россия занимает одно из первых мест в мире, совершается их более 3,5 млн. в год. Внебольничные аборты составляют 12,0 %. За год от абортов в стране умирает в среднем 300 женщин и более полумиллиона приобретает осложнения. Особую озабоченность вызывает высокий уровень абортов среди студенческой молодёжи.

Студенты являются одной из социальных групп, для которой, с одной стороны, аборт является наиболее опасным по своим последствиям для здоровья, с другой стороны, группой, на формирование мировоззрения которой еще можно повлиять. К тому же, психологически, молодые люди полагают, что они уже взрослые и могут самостоятельно принимать решения. До настоящего времени аборт остается одним из основных методов регулирования рождаемости (6 из 10 беременностей заканчиваются абортом), в то же время – одним из основных факторов ухудшения репродуктивного здоровья молодых женщин. [1]

Целью нашего исследования является изучение отношения молодежи университетской ориентации к абортам (на примере студентов гуманитарных специальностей КемГУ). В исследовании приняли участие студенты филологического и исторического институтов средних этапов обучения (2- 3 курс) в количестве 58 человек. Возраст опрашиваемых – 19-20 лет, среди них 45 девушек и 13 юношей. Большинство исследуемых студентов (85%) не состоят в официально зарегистрированном браке.

57% студентов в ходе опроса выражают негативное отношение к абортированию, аргументируя следующими формулировками: «Аборт-это убийство», «Аборт -это лишение жизни не родившегося человека»; «Аборт - это грех». 33% объясняют свою позицию нейтральным отношением, подкрепляя своё мнение тем, что это личный выбор каждой женщины. 9% опрошенных положительно относится к прерыванию беременности, считая, что аборт – это обычная медицинская операция.

В ходе исследования были выявлены так же ряд субъективных причин медикаментозного прерывания беременности. Во-первых, это нестабильное материальное положение (79%); во-вторых, отсутствие спутника жизни (15%); в-третьих, выявление патологий у зародыша (6%).

При этом, 64 % считают, что идея законодательного запрета на аборты не имеет право на существование. 6% опрошенных, всё же убеждены в том, что необходимо ввести запрет на искусственное прерывание беременности; 30 % студентов затрудняются ответить по данному вопросу, считая, что с демографическими проблемами нужно бороться иными способами.

Так же 85% студентов историков и филологов считают, что аборт наносит психологический ущерб женщине, подрывая и физическое здоровье. 15% опрошенных придерживаются мнения, что абортирование не несёт за собой никаких психологических и физических последствий.

Так же в ходе проведения опроса были собраны мнения на тему: «Аборт убийство или нет?» Результаты представлены в процентном соотношении в гистограмме 1. 60% опрошенных считают, что аборт – это убийство; 21% студентов считают, что медикаментозное прерывание беременности – это не убийство и 18%, считают, что аборт, является убийством только на определенном сроке беременности (после 12 недель).

Средние показатели исследуемых групп по методике самоактуализации - student2.ru

Рис. 1.

Так же интересен тот факт, что 60% опрошенных студентов гуманитарных специальностей высказывают нейтральное отношение к абортам, если девушка не замужем; 27 % выражают негативное отношение на прерывание беременности вне брачных отношений; 12 % высказывают положительное отношение к прерыванию беременности из-за отсутствия супруга.

Основным вопросом является и понимание студентов до какого срока можно делать медикаментозный аборт, что отражено в процентном соотношении в гистограмме 1. Большинство (55%) опрошенных девушек гуманитарных специальностей, считают, что безопасный срок прерывания беременности до 6 недель; 33% опрошенных, считают, что оптимальный срок для аборта до 3 месяцев; 11% затрудняются ответить.

Большинство опрошенных (46%) юношей затрудняются ответить на поставленный вопрос; 38% считают, что медикаментозный аборт следует делать до 6 недель; 15% опрошенных вовсе склоняются к оптимальному сроку для прерывания беременности до 3 месяцев.

Средние показатели исследуемых групп по методике самоактуализации - student2.ru

Рис. 2.

Итак, в соответствии с гистограммой можно сделать вывод, что девушки, считают, что прерывание беременности до 6 недель является наиболее безопасным для общего состояния женщины, юноши же напротив затрудняются ответить по данному вопросу, что говорит об их психологической незрелости и неспособности брать ответственность в данном вопросе.

Таким образом, в ходе проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что у студентов преобладает негативное отношение к абортированию, как к хирургическому вмешательству и медикаментозному прерыванию беременности. Все данные в ходе опроса не являются однозначными.

Литература и источники

1. Статистика абортов в России, Интернет-сайт «Всё о гинекологии» (образовательно-доверительный сайт) [Электронный ресурс] // https://drlady.ru/abortion/(дата обращения 28.03.17)

Научный руководитель – канд. психол.. наук, доцент Смагина С.С., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СУПРУГОВ
Ляхова Ю.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

В течение многих столетий семейные отношения видоизменялись, а иногда и кардинально трансформировались. На данный момент ситуация в обществе обстоит таким образом, что институт семьи испытывает кризис. Это связано, в первую очередь, со стабильно большим количеством разводов (по данным Федеральной Службы Государственной Статистики в России распадается каждый второй брак). В связи с этим повышается число неполных семей, одиноких мужчин и женщин с детьми. Во многом причинами распада семьи становится социальная ситуация в стране, а именно: рост безработицы в регионах, большие запросы работодателей к кадрам и т.д. Человеку как субъекту труда постоянно приходится повышать свой профессионализм, работать сверхурочно, жертвовать личными интересами ради работы. Из этого выходит очевидное следствие – удовлетворенность супружескими отношениями снижается.

На данном этапе исторического развития, мы можем наблюдать некоторые изменения в различных сферах общества. Частым явлением становится тенденция выравнивания прав и обязанностей мужчины и женщины в различных сферах жизни человека: правовой, публичной (политика, образование, профессии), приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей) [8]. В связи с этим происходят преобразование и переустройство, другими словами трансформация брачно-семейных отношений, а как известно, одним из главных факторов успешного существования брака является функционально-ролевая структура семьи [8].

Термины «удовлетворенность браком» и «самореализация» в исследованиях встречается часто. Под удовлетворенностью понимается внутренняя субъективная оценка, отношение супругов к собственному браку. Определение, которое, по нашему мнению, является достаточно содержательным, сформулировал автор С. И. Голод. Удовлетворенность браком по С.И. Голоду складывается как следствие адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности [1].

Вслед за автором С. В. Ковалевым мы считаем, что важнейшими условиями удовлетворенности являются: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, наличие детей в семье и интересная работа у каждого из супругов. В первые, самые трудные в материально-бытовом плане годы брака может происходить переоценка имеющегося, и в случае, когда эти условия оказываются слишком далеки от идеальных, у молодых супругов часто появляется чувство некоторого семейного неблагополучия и обратное явление удовлетворенности – неудовлетворенность браком [4].

Неудовлетворенность браком приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и так далее. В последнее время количество разводов учащается, в том числе в связи с большей финансовой и личностной независимостью работающих женщин (особенно в средних и высших слоях). Это способствует тому, что конфликты в браке чаще доводятся до конца и при недовольстве браком чаще ставится на обсуждение возможность развода [6].

В свою очередь самореализация понимается как раскрытие существующего личностного потенциала, способностей, знаний, умений и навыков. Существует мнение, что в синонимичном ряду с понятием самореализация стоит слово самоактуализация, что не совсем так. При самореализации задействуется уже существующее и обнаруженное, например, задатки, способности и полученные знания, в то время как при самоактуализации направленность делается на то, что только возможно обнаружить в будущем.

Среди основных условий самореализации личности А.И. Катаев отмечает наличие у человека таких производных сознания как развитая рефлексия с актуализированной способностью познавать и осознавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста [3].

Соответственно самореализация в профессиональной сфере – это профессиональная самореализация. Профессиональная самореализация является неотъемлемой составляющей системы личностного самореализации человека.

Применительно к рассуждениям об удовлетворенности браком и самореализации, стоит сказать, что семья – это та социальная группа, которая является главнейшей для личности. Взаимоотношения и организация личного быта внутри нее, построены на связи супругов и родственных отношениях между детьми и родителями, проживающими вместе и выполняющими ведение домашнего хозяйства [7]. Брак в свою очередь является более узким понятием, так как затрагивает именно супружескую пару.

Представитель экспериенциальной семейной терапии К. Витакер считает, что самореализация зависит от сплоченности семьи. В этом же подходе подчеркивается мысль о том, что в семейных отношениях должна быть гибкость и свобода в отношении семейных ролей. Здесь же раскрывается положение о том, что человек должен естественно совершенствоваться и если его оставить в покое он начнет раскрываться. Это связано с тем, что процесс самореализации может замедляться из-за семейного противодействия. Семья контролирует своих членов, чтобы обрести покой и тишину [5]. Например, выбирая между матерью семейства, которая будет следить за семейным убранством и охранять семейный очаг, и между женщиной, которая будет погружена в бизнес, очевидно, домочадцы выбирают первый вариант. Но социально-экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что женщина не может не работать вовсе и позволить себе простой семейный покой.

В ситуации большой занятости супругов на работе, здоровая и сплоченная семья должна объединив ресурсы, вместе справляться с нарастающим напряжением. При этом карьерный рост и развитие опыта личности в семье будет поощряться и всячески поддерживаться [5]. Но стоит сказать, что при слишком высоких достижениях в профессиональной сфере, семейные отношения будут испытывать некоторые лишения, если и не откровенно страдать.

В целом, проблема профессиональной и личностной самореализации является одной из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления, но и породила неопределенное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе к ценностям карьеры, личностного развития, изменилась расстановка личностью в этой связи своих приоритетов [2]. Современные подходы к проблеме профессиональной самореализации позволяют говорить о взаимосвязи стремления человека к карьерному росту и его удовлетворенности браком. При этом задача психологии, будет заключаться в создании теоретической и методической базы, позволяющей при необходимости оказывать помощь личности в её самореализации во всех сферах жизнедеятельности.

Литература и источники

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.

2. Богатырева, О.О., Марцинковская, Т.Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru/num/2009n1-3/53-bogatyreva3. дата обращения 05.04.2017

3. Зуева, С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. №2 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-cheloveka-v-professionalnoy-deyatelnosti. дата обращения 05.04.2017

4. Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

5. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо 2006. – 992 с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

7. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. - М.: Вильнюс, 1977. – 164 с.

8. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Браун О.А., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159. 922

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мельникова С.В., Морозова И.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected], [email protected]

Вопрос формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольников приобретает все большую значимость в работах современных ученых.

Значимость формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста определена нормативно-правовыми актами: законом «Об образовании», Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, «Дорожной картой» реализации ФГОС ДО и др.

Одной из наиболее важных экспериментальных задач, является разработка форм, методов и методик формирования коммуникативных навыков. Важно использовать, те технологии, в условиях применения которых, ребенок реализует свою способность воспринимать и познавать окружающую действительность. Основополагающее положение должно определять деятельность, в которой ребенок сможет раскрыть свои потенциальные возможности и наиболее полно усвоить социально-культурный опыт.

Проблема освоения социального опыта ребенком неразрывно связана с овладением умениями вступать во взаимодействия, контактировать с окружающими людьми и воспринимать и перерабатывать информацию и адекватно реагировать на внешние воздействия.

О.А. Санькова отмечает, что повышенный уровень формирования коммуникативных навыков является благоприятной почвой для адаптации человека в любом кругу общения, что обусловливает практическую значимость развития коммуникативных умений и навыков с раннего возраста [4].

А.А. Бодалев предлагает рассматривать коммуникативные умения как результат формирующего воздействия и предлагает выделять следующие компоненты в структуре коммуникативных умений: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный [2].

Практические изыскания в рамках педагогических воздействий основываются на психолого-педагогических исследованиях, которые на теоретическом уровне характеризуют сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольника. А качестве теоретического основания для организации процесса формирования навыков коммуникации, многие исследователи предлагают использовать концепцию деятельности. Согласны с точкой зрения М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной, согласно которой необходимо рассматривать общение как коммуникативную деятельность. В своих работах они акцентировали внимание на то, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольников [3].

Роль развития коммуникативных навыков является наиболее важной в период перехода ребенка к обучению в школе. Отсутствие элементарных умений общаться создает сложности установления и поддержания коммуникативных контактов с окружающими людьми, способствует возрастанию тревожности и детерминирует различные нарушения как в психическом внутреннем плане, так и во внешнем, поведенческом.

Е.О. Смирнова трактует коммуникативные навыки, как осознанные действия дошкольника и их способность создавать свое поведение, управлять им соответственно целям общения [6].

О. Сафонова под навыками коммуникации детей трех пяти лет подразумевает: комплекс индивидуально-психологических свойств личности социальной ориентированности:

1. коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность;

2. навыкам общественно-коммуникативной деятельности (понимания не конфликтного взаимодействия с окружающими, навыки общепринятого поведения, способность адаптироваться в новых условиях);

3. побуждение контактировать и необходимость вступать в коммуникацию, способность сотрудничать между разнополыми детьми [5].

И. Янченко предлагает выделить следующие стадии формирования навыков взаимодействия у дошкольников.

I. стадия (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на повторении, копировании и эмоциональном подражании внешних проявлений коммуникативных контактов ребёнка.

II. стадия (4-6 лет) появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Совместная деятельность определяет содержание общения.

III. стадия (6-7 лет) общение со сверстником приобретает внеситуативное содержание общения, абстрагируется от видимой ситуации, начинают формироваться постоянные избирательные предпочтения между детьми [9].

Следует согласиться с позицией многочисленных исследователей, согласно которой, в старшем дошкольном возрасте существенно изменяется и трансформируется сам характер коммуникаций между детьми. У ребенка растет понимание об умениях и навыках напарника по деятельности (чаще всего игровой), появляется заинтересованность к сторонам личности ребенка, которые когда-то не были заметны. Основной потребностью дошкольников со стороны взрослого, является склонность ребенка к взаимопомощи и сопереживанию. Дети дошкольного возраста чувствительно реагируют на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. К 6-7 годам у детей дошкольного возраста наблюдаются динамические изменения в развитии доброжелательности к сверстникам и стремлении к взаимопомощи.

О.Н. Сомкова определяет коммуникативные умения детей как владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» [7].

К основным коммуникативным умениям М.М. Алексеева и М.И. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета [1].

Проведенные теоретический анализ позволяет констатировать, что несмотря на разнообразие трактовок определения «коммуникативные умения и коммуникативные навыки», используемых в качестве исследуемых феноменов различными авторами, можно выделить наличие некоторых сходных оснований, к числу которых мы относим практическую направленность и использование параметров, соотносимых с категорией общения. В числу значимых маркеров, позволяющих определить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков ребенка дошкольного возраста, мы относим умение своевременно вступать в диалог и завершать его используя речевые обороты для установления контакта; умение поддерживать и завершать диалог; умение задавать вопросы и отвечать на вопросы; умение слушать партнера по взаимодействию; умение регулировать и контролировать свое поведение [8].

Литература и источники

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений /М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2000. – 400 с.

2. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С.122-127.

3. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. – 384 с.

4. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 10. – С. 21-22.

5. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 50-56.

6. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2010. – 151 с.

7. Сомкова, О. Развиваем речь детей / О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 37-46.

8. Технологии поддержки психического развития ребенка с особыми потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / К. Н. Белогай, И. С. Морозова, Т. О. Отт. - – Кемерово, 2014. – 94 с.

9. Янченко, И. В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / Янченко И.В.// Школьный логопед. – 2009. – № 1. – С.17-19.

Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Морозова И. С., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 159.99

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Михальцова О.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Согласно статистике, в настоящее время наблюдается увеличение числа детей с дефектами речи. Специальные исследования показали, что во второй половине 70-х годов двадцатого века речевые расстройства составляли лишь 4% детей дошкольного возраста. В девяностые годы двадцатого века 25% детей в возрасте четырех лет страдали от нарушения речевого развития. К началу XXI века процент детей с нарушениями речи увеличился до 52%. В настоящий момент число детей с речевыми расстройствами продолжает расти [1].

В психолингвистических, лингвистических и психологических исследованиях ученых детской речи, таких как Выготский Л.С., Жукова Н.В., Запорожец А.В., Лисина М.И., Филичева Т.Б., было подтверждено, что весь беспорядок в процессе формирования речи проявляется в деятельности и поведении детей. Полагают, предположительно, заторможенными задержками речевого развития детей в раннем возрасте, насколько уверены исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью мозга ребенка [1].

Для преодоления речевых расстройств у дошкольников необходимо не только общение с логопедом, психологом, но ещё так же важно непосредственное участие родителей в процессе исправления дефекта речи. На данный момент, в сегодняшнем мире, родители меньше общаются со своими детьми, новые технологии заменили живое общение. Но стоит помнить, что семья занимает важное место в гармоничном развитии ребенка. Важность семьи возрастает с образованием детей с дефектами речи.

Современный комплексный подход к коррекции дефектов речи предполагает активную позицию родителей, их заинтересованность в преодолении дефектов речи и личностное развитие ребенка. Поэтому именно родители, помогая детям с речевыми нарушениями, в первую очередь, могут предоставить им психологическую и педагогическую компетентность.

Трудность психолого-педагогической компетентности была объектом внимания многих ученых. Необходимо подчеркнуть, что психолого-педагогическая компетенция рассматривается такими исследователями, как Волошин М.С., Ежова Т.В., Нестеров Д.С., Орлов О.С., Турчинов А.И. и другими, как широкая культурная концепция, отражающая единство общей и педагогической культуры, готовность и способность соотносить свои ценности с социально-культурными ценностями.

Нестеров Д.С., в психолого-педагогическую компетентность относит к общим компетенциям, которые не связаны с высокой степенью специализации деятельности и могут применяться в широком спектре ситуаций, различных сферах деятельности и социальной жизни человека (например, семейное воспитание ) [2].

Несмотря на многочисленные источники по формированию и развитию психолого-педагогической компетентности, наименее освящённым, остается вопрос о его улучшении родителями дошкольников с ОНР.

Основанием для изучения послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» Анжеро-Судженский городской округ (далее МБДОУ «ДС № 34»).

В исследовании принимали участие 80 родителей детей средней, старшей и подготовительной группы.

Целью исследования было выявить уровень развития психолого-педагогической компетентности, их качество и оригинальность в проявлении его различных компонентов и параметров у родителей дошкольников с ОНР.

В основу критериев были взяты компоненты психолого-педагогической компетентности, разработанные Селиной В. В.: эмоциональная ценность, познавательная и коммуникативная активность. В качестве показателей были: отношение родителя к ребенку, его образование и развитие как ценности; знание основных законов развития и воспитания ребенка с общей недостаточной развитостью речи; характер общения и взаимодействия с ребенком.

Для изучения особенностей психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста были отобраны и разработаны комплексные методы исследования.

Анкета «Какой родитель» была разработана К. Б. Глебовой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой. В анкете приводятся вопросы, ответы на которые позволяют судить об уровне развития отдельных показателей эмоционально-ценностного, когнитивного, коммуникативного и деятельного компонентов компетенции родителей.

«Анкета для родителей», направленная на изучение уровня их знаний о возрасте и индивидуальных особенностях ребенка дошкольного возраста и способов взаимодействия с ним, что дает нам возможность получить больше информации о развитии познавательной составляющей компетентности родителей.

Методология «Персонализированная карта характера взаимодействия родителей с детьми» и наблюдение «Взаимодействие с родителями ребенка» используются для выявления особенностей разработки показателей коммуникативной активности и эмоционально-ценностных компонентов.

Написание сочинения «Мой ребенок», направленное на определение уровня знаний родителей об индивидуальных особенностях их ребенка, его поведенческой активности и эмоциональных проявлениях, характере взаимодействия с ним, а также степени мотивации для образования и развития ребенка и наличия Проблемы и трудности со стороны их родителей.

Анкета И. Маркова позволяет решать следующие задачи: изучать уровень требовательности, строгости, последовательности родителей; тревоги за ребенка, контроль по отношению к нему, эмоциональная близость между родителями и детьми, удовлетворенность отношениями с ребенком, наличие образовательной конфронтации в семье.

Целью метода «Незаконченные предложения» является определение степени принятия ребенка родителями, их отношения к нему, способности родителей видеть перспективы его развития и принятия взрослого себя как родителя.

Анализ и обобщение результатов исследований позволили выявить уровни развития психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОНР.

На рационально-рефлексивном (высоком) уровне развития педагогической компетентности есть лишь небольшое количество родителей (4%), и это только мама. Эти родители берут на себя ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, проявляют эмоциональную близость во взаимоотношениях с ребенком, принимают ребенка в его различных проявлениях, терпимо относятся к нему, умеют анализировать и оценивать свое отношение к ребенку и характер Взаимодействия с ним, готового повысить свою компетентность в воспитании и развитии своего ребенка. Родители демонстрируют высокий уровень психолого-педагогической компетентности, знакомы с возрастом дошкольников и особенностями развития детей с ОНР, они знают индивидуальные проявления ребенка; используют различные источники психолого-педагогической информации. Они оказывают помощь и поддержку детям в трудных ситуациях, используют разнообразные методы и приемы взаимодействия с ним, стараются удовлетворить потребности ребенка в знак признания его достижений.

Конкретно-ситуационный (средний) уровень развития психолого-педагогической компетенции продемонстрировал 54% родителей детей с ОНР. Тот факт, что более половины родителей находится на конкретно-ситуационном (среднем) уровне, указывает, с одной стороны, на перспективные возможности, а с другой - на необходимость улучшения его развития, так как этот уровень недостаточен для помощи в гармоничном развитии ребенка с дефектами речи.

Обнаружение у 42% родителей каждодневного (низкого) уровня развития психолого-педагогической компетентности является, на наш взгляд, тревожным признаком, поскольку они плохо мотивированы для образования и развития своего ребенка, общение с детьми придерживается политики игнорирования и способы взаимодействия с ними, они не принимают ребенка и его образование как ценность.

Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод, что большинство родителей детей с ОНР, находят средний и низкий уровень психолого-педагогической компетенции.

Это указывает на отсутствие понимания и осознания значимости этого возраста в формировании личности и ее ответственности за воспитание и развитие ребенка; непоследовательность, непостоянство характера взаимодействия с ребенком и требования к нему; неадекватность и ограниченность выбора методов общения и взаимодействия с ребенком из-за фрагментарности психолого-педагогических знаний о его воспитании и развитии. Психолого-педагогические знания родителей имеют в основном повседневный, специфический, эмпирический, практико-ориентированный характер. Из этого можно сделать вывод, что родители, которые имеют средний и низкий уровень компетентности, должны повысить свою компетентность для успешного обучения своего ребенка.

По результатам исследования планируется разработать программу, направленную на развитие психолого-педагогической компетенции родителей дошкольников с ОНР. В процессе реализации программы основное внимание будет уделено формированию эмоционально-преуспевающей ситуации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, формированию установки на совместную решающую задачу развития и воспитания ребенка, готовности и умения понимать и принять ребенка с ОНР, развитие активных психолого-педагогических позиций и оценочной и рефлексивной деятельностью.

Литература и источники

1. Родионычева, О. А. Разработка методических рекомендаций по профилактике нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи / О. А. Родионычева. – М., 2

Наши рекомендации