Развитие фонематического анализа и синтеза
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности .
1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
1.1. Выделение гласных из ряда звуков.
1.2. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
1.3. Узнавание гласных на фоне многосложных слов.
1.4. Выделение согласных из ряда других звуков.
1.5. Узнавание согласных на фоне многосложных слов.
2. Выделение первого и последнего звука в слове, опре
деление места звука (начало, середина, конец).
'2.1. Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.
2.2. Выделение последнего ударного гласного из слова.
2.3. Определение места ударного гласного в слове (начало, середина, конец).
2.4. Выделение первого согласного звука из слога и односложных слов.
2.5. Выделение первого согласного звука из многосложных слов.
2.6. Выделение последнего согласного звука из односложных и многосложных слов.
2.7. Определение места согласного звука (начало, середина, конец).
3. Определение последовательности звуков.
3.1. В ряду гласных: ау, уа;
3.2. В обратном слоге: ам, ап, ах;
3.3. В прямом открытом слоге: му, ха, да;
3.4. В закрытом слоге типа: мак.
Примерные задания на узнавание звука «м» на фоне слова
1. Поднять флажок, если в слове слышится звук м. Слона называет логопед. Примерные слова: мак, лук, дом, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
2. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук м. Предварительно картинки называются логопедом.
3. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится звук м.
4. Придумать слова со звуком м.
5. Дополнить предложение словами, в которых слышится звук м, с опорой на картинки. Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук м среди ряда других картинок. Например: «Мама посадила на грядке ...» (картинки: свекла, лук, морковь). «На клумбе расцвели ...» (розы, маки, тюльпаны). «Мама купила ...» (мыло, ведро, шапку).
6. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук м и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадратике нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук м. Если в названии картинки слышится звук м, дети закрывают картинку красным квадратиком, если в этом слове отсутствует звук м — то закрывают белым квадратиком.
Примерные задания по определению места звука «м» в словах (начало, середина, конец).
1. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится звук м в слове. Предлагаются слова, в которых звук м слышится в начале, середине или конце слова (мак, дом, лампа, мыло, мост, комок, солома, маска, сом, зима, муха и др.).
2. Игра в л о т о. Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звук м стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука м в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук м слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова..
3. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука м.
4. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука м.
5. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук м. Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук м (в начале, середине или конце слова).
6. Разложить в три ряда картинки: первый — в назва^ нии которых звук м стоит в начале слова, второй — в середине, третий — в конце. Примерные картинки (комната, магазин, мышь, сом, дым, молоток, муха, мак, масло, комар и др.).
7. Подобрать слова, которые начинаются со звука м.
8. Подобрать слова, в которых звук м находится в конце слова.
9. Игра «Волшебный домик». Предлагается макет трехэтажного домика и картинки на определенный звук, например, на звук к. На каждом этаже почтовые ящики. Дети берут картинку, определяют место звука к в названии картинки и опускают в соответствующий ящик (на 1 этаж — картинки, в названии которых звук к стоит в начале слова, на 2 этаж — картинки, в названии которых звук к находится в середине слова, на 3 этаж — картинки, в названии которых звук к расположен в конце слова). Предлагаются картинки на слова (кот, каток, мак, окно, утка, рак, майка и др.).
10. «Прогулка по саду». Детям предлагается ма
кет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, назва
ния которых начинаются с определенного звука: со звука м
(маки), со звука в (васильки), со звука а (астры), со звука х
(хризантемы), со звукар (розы,ромашки) и др.
11, Преобразование слов. Игра «Что спрятано?». На доске разложены картинки, за которыми «спрятались» другие картинки. Детям дается задание отгадать спрятавшиеся картинки. Для этого дети должны преобразовать слова:
а) добавляя первый звук. Логопед называет слово и пред
лагает добавить один звук (конкретный звук называется ло
гопедом). Примерные картинки: рот — крот, челка — пчел
ка, игры — тигры, дочка — удочка, пушка — опушка;
б) добавляя последний звук. Примерные картинки: вол —
волк, пар — парк, пол — полк, стол — столб, лис — лист
и др.
Примерные задания по определению последовательности звуков в словах
С целью определения последовательности звуков предлагаются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак.
1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с буквами или символами звуков а и у. Логопед называет слова ау, уа, а дети занимают соответствующие места (слева направо), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
2. Аналогичное задание выполняется со звуками а и м. Предлагается составить слова ам, ма, ум, му.
3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук, ком и др.
4. Поднять цифры 2 или 3 в зависимости от количества звуков в слове. Предлагаются слова: на, кол, нос, да, ах, мох, му, лук, лак, ам.
5. Выложить фишки в графической схеме слова. Работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.
6. Преобразование слов, заменяя
а) первый звук слова (дом — сом — ком);
б) второй звук слова (дом — дам — дым);
в) третий звук слова (кот — ком — кол).
7. Выбрать картинку по названию места одного из звуков слова. Например, выбрать картинку в названии которой после т произносится а (танк); после д слышится о (дом); после л — звук у (лук).
8. Выбрать картинки к данной графической схеме.
9. Придумать слова к данной графической схеме.
Ill стадия — коррекция нарушенных звуков речи
В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
Этап постановки звука
Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.
Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значительно большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности.
В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, использование кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.
На данном этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:
, 1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;
2) формирование фонематического анализа и синтеза;
3) развитие артикуляторной моторики;
4) работа по непосредственной постановке звука.
Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, к лень, двон и др.
Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с — как течет вода из крана, з — как звенит комар, ш — как шелестит листва, ж — как жужжит жук и т. д.).
На этапе постановки звука развитие фонематического анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при постановке звука с можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в названии которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: сом, лес, осы, сад, нос, усы. С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста (дошкольники или школьники) в работу можно включить и задания по развитию сложных форм фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, каким по счету звук с является в словах усы, нос, носок, миска и др., нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука с. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия, без произнесения слова.
На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений), продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.
Развитие артикуляторнои моторики проводится в виде артикуляторнои гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторнои гимнастики является отработка каждого элемента артикуляции звука. Например, для звука с — губы в улыбке, язык широкий, боковые края приподняты, кончик языка за нижними резцами, язык горбом, посередине языка желобок (углубление).
Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Так, для постановки звука ш необходимы упражнения, направленные на вытягивание губ в виде трубочки, на умение делать широкий язык, поднимать широкий кончик языка вверх, поднимать боковые края вверх, делать «чашечку» и др.
В процессе работы продумывается постепенное усложнение артикуляторных упражнений.
Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом, под счет. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.
На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на предыдущей стадии. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.
После отработки изолированных элементов движения объединяются в единый артикуляторный уклад.
Основные способы постановки звука
1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. У детей с нормальным интеллектуальным развитием подражание достаточно хорошо сформировано. Однако по подражанию звук можно поставить лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает желаемого результата.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, при губно-губном произношении звука с нижняя губа отодвигается вниз с помощью пальцев. При межзубном произношении звука с кончик языка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя.
3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук ш можно поставить от звука с. Предлагается произнести звук с и поднять кончик языка вверх.
4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.
У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего используются смешанные способы, постановка от правильно произносимых звуков, от артикуляторного уклада.
Как правило, у дошкольников с ЗПР проводится индивидуальная постановка звука. У младших школьников с ЗПР используется как индивидуальная, так и фронтальная форма работы.
Этап автоматизации звука
Автоматизация звука, с точки зрения физиологической, представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. Новые условно рефлекторные связи еще очень хрупкие и без
подкрепления быстро разрушаются. А в т о м а т и з и р о в а т ь
звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения,
связную речь. >
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикулятор-ного уклада. Она осуществляется по принципу «от легкого к трудному», «от простого к сложному».
Прежде всего проводится включение поставленного звука в слоги. Слог — более простой элемент речи, чем слово. Кроме того, слоги лишены смысла, и у ребенка, в связи с этим, отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала звук автоматизируется в обратных слогах, а затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звуков в слогах со стечением согласных.
На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала — слогов без стечений, затем — слогов со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, сол, оск, воет и др.
Предлагаются упражнения на произношения серий слогов с переносом ударения: саса, саса.
В работе по автоматизации слогов учитывается последующая гласная. Вначале для автоматизации предлагаются слоги с гласным а, а затем — с гласными, артикуляция которых близка к звуку, который автоматизируется.
Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этацах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук находится в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.
На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
Этап автоматизации звуков у детей с ЗПР является очень длительным, что обусловлено психофизиологическими особенностями этих детей.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, умением выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Работа над фонематическим анализом слов способствует большей эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для детей с ЗПР, в частности и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он и не сможет своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произношению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова. В процессе автоматизации звуков проводится и развитие просодической стороны речи: работа над ударением при автоматизации звука в слогах, словах; работа над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях; работа над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков осуществляется и о б о -гащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Эта работа проводится в четкой системе, в тесной связи с программой детского сада, с уроками обучения грамоте в школе. Особенностью проведения этапа автоматизации у детей с ЗПРявляется планирование занятий, распределение тем
В системе занятий по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.
Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий.
1. Автоматизация звука с в открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.
2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ус, ис и др.
3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.
4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас и др.
5. Автоматизация звука с в слогах со стечением согласных: ста, ска, ост, уск, иск и др.
6. Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.
7. Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
8. Автоматизация звука с в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.
10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.
11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечением согласных (звук в начале слова): сумка, свекла, стакан, стайка и др.
12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.
13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста и др.
Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.