Алгоритм фонематического анализа предложения
. Определение количества и последовательности слов в предложении, называние слов по порядку и вразбивку.
. Выделение и называние слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении.
. Деление слов на слоги, выделение и называние ударного слога и слогов с изучаемым звуком.
. Анализ состава слогов с отрабатываемым звуком, определение количества и последовательности звуков в слоге.
. Выделение изучаемого звука из состава слога.
• Соотнесение выделенного звука с артикуляцией и соответствующей буквой.
. Называние звука.
По следам устного анализа составляется графическая схема предложения, например:
Данное предложение можно записать схематично, чтобы узнать, сколько в нём слов. В этом случае каждое отдельное слово обозначается чертой:
В схеме две черты, значит, в предложении два слова. Из предложения выделяется слово с изучаемым звуком, определяется количество и последовательность слогов, ударный слог, слог с корригируемым звуком и вычерчивается схема. Затем выделяется изучаемый звук и соотносится с печатной буквой; схема в целом приобретает следующий вид:
I
На данном этапе учащиеся многократно упражняются в составлении схем отдельных слов.
Упражнения на составление схем отдельных слов:
1) составить схему слова, показать черту, обозначающую слово,
слоги, назвать слоги; показать и назвать первый слог, второй; выделить
и назвать слог с изучаемым звуком, положить соответствующую букву;
2) соотнести графические карточки с соответствующими схемами. Учащимся даются карточки с написанными словами, напри
мер: шар, Шура, шапка. На доске вычерчены схемы:
Требуется положить графическую карточку под соответствующую схему и доказать правильность выполнения задания;
3) соотнести изображение предмета с предложенной схемой.
Данное упражнение сложнее предыдущего, так как ребёнку необходимо удержать в памяти все звуки и произвести их анализ;
4) придумай слова по заданной схеме:
Следовательно, на первоначальных этапах обучения в центре внимания должно быть отдельное слово, так как оно в фонетическом отношении выразительнее, чем контекст. Сосредоточивая внимание на слове, ученик выделяет в нём какой-либо звук, служащий предметом освоения, учится определять его сильные и слабые позиции, овладевает приёмами проверки звука, находящегося в слабой позиции, звуками в сильной позиции, учится опознавать орфограммы. Это, в свою очередь, развивает орфографическую чувствительность, подготавливает школьников к сознательному усвоению правописания.
После устного анализа наряду с составлением графических схем целесообразно широко использовать и разрезную азбуку, так как она является одним из средств компенсации недостаточно чёткого произношения и выступает в качестве зрительного подкрепления связи между артикуляционными и акустическими характеристиками звука.
-68-
Упражнения с использованием разрезной азбуки:
1) прослушать слово, проанализировать его, составить из букв
разрезной азбуки, прочитать вслух, затем повторить по памяти и за
писать в тетрадь;
2) составить из букв разрезной азбуки слово, предложенное логопедом, а затем из букв данного слова составить новые слова (картина — карта, нитка, рана);
3) из букв одного слова составить другое путем: замены букв
(коса — роса — роза), добавления букв (Оля — Коля, вол — волк, рот —
крот), перестановки букв (кукла — кулак, липа — пила, рога — гора),
4) вставить в слова-паронимы пропущенные буквы, обратив внимание на то, что с изменением одного звука изменяется смысл всего
слова (Мишка — миска, роза — роса, бочка — почка);
5) вставить в данные слова пропущенные буквы (ко...ка, мы...-
ка, кры...а);
6) добавить к одному и тому же слогу различное количество
букв для получения слова (па — пар — парк);
7) составить от записанного на доске слова цепочку слов таким
образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего
звука предыдущего слова (рак — кот — Том — мох);
8) составить от записанного на доске слова цепочку однослож-
ных, двухсложных, трёхсложных слов, чтобы каждое последующее сло-
во начиналось с последнего звука предыдущего слова (кот — топор,
рама, арбуз, Зина).
Таким образом, закрепление произношения в сочетании с развитием фонетического анализа развивает мыслительные способности детей, направляет их внимание на звуковую сторону речи, учит наблюдать, сравнивать, сопоставлять языковые явления, т.е. формирует обобщённые фонематические представления, которые, в свою очередь, становятся стимулом для совершенствования артикуляции. Этому способствует и формирование у детей качественной оценки своей речи и речи окружающих. На логопедических занятиях, а также вне уроков учащимся можно поручить проанализировать речь товарища: правильно ли произносится каждый звук в слове? Как работает язык, губы, челюсти? Как используется сила и высота голоса для передачи содержания? Правильно ли падает логическое ударение? Выдерживается ли темп и плавность речи? Чувствуется ли назальный оттенок речи? Вслушиваясь в звучание речи, сравнивая своё произношение и произношение товарищей, дети учатся улавливать ошибки артикуляции и соответственно их корригировать. В результате улучшается самоконтроль при осуществлении артикуляционных движений.
Когда ребёнок овладеет правильным произношением звука во фразе и анализом предложения, можно проводить диктанты с предварительным устным и графическим анализом. При разборе предло-
- 69 -
жений учащиеся самостоятельно находят слова с изучаемым звуком, произносят их, указывают, какую букву будут писать, и только после этого приступают к записи предложения. Следует использовать также зрительно-предупредительные, выборочные и контрольные диктанты. Диктанты подбираются в соответствии с программными требованиями.
После того как ребёнок научится произносить каждый из смешиваемых звуков, узнавать их в речи окружающих, соотносить звук с соответствующей буквой, можно приступать к последнему этапу работы над звуком — его дифференциации.
Дифференциация смешиваемых звуков Алгоритм дифференцирования смешиваемых звуков
. Выделение смешиваемых звуков из состава слогов, слов, предложений. Например, при дифференциации звуков с и ш логопед предлагает слоги са, со, ша, шо и даёт задание назвать первый звук данных слогов.
. Различение выделенных звуков. Внимание детей обращается на различия в артикуляции, звучании, на смысло-различительную роль в слове.
Так, опираясь на зрительное восприятие артикуляции, на кине-стетические ощущения, ученик уточняет, как произносятся звуки с и ш, что в них общего и отличительного: при произнесении звука с губы растянуты, как в улыбке, а при произнесении ш губы вытянуты вперёд; кончик языка при произнесении звука с прижимается к нижним резцам зубов, спинка выгнута, сближается с альвеолами и образует с ними щель, а при произнесении звука ш кончик языка поднят к альвеолам верхних резцов, но не смыкается с ними, образует щель; при произнесении звука с струя выдыхаемого воздуха тонкая, холодная, при произнесении ш — широкая, тёплая. Логопед предлагает детям ощутить и сравнить характер воздушной струи, при произнесении этих звуков. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос, оба звука произносятся без участия голоса. Затем составляется таблица (см.табл 1).
Упражнения на закрепление артикуляционных различий:
1) определить звуки с и ш по беззвучной артикуляции, т. е. по
положению губ логопеда;
2) узнать звуки по предложенному рисунку положения губ и
произнести их;
3) воспроизвести звуки по сигналам: кисть руки поднимается
«чашечкой» вверх — ш, кисть руки «горкой» опускается вниз — с;
4) нарисовать профили артикуляции звуков, произнести звуки;
5) определить звуки по характеру выдыхаемой струи воздуха;
6) соотнести звуки с соответствующими буквами с, ш.
- 70-