Знают йоги, нирвана – реальность

Стихи о прекрасной дхамме,

или Похождения психонавта

Сначала – о слове "дхамма". На пали оно означает открытую ещё самим Буддой эффективную методику избавления от страданий земной жизни путём этических и медитационных упражнений. Насчёт страданий не зарекаюсь, а вот в том, что за тридцать дней непрерывных медитаций по буддийской системе випассана можно заметно улучшить своё психическое состояние, этой осенью посчастливилось убедиться лично.

О бесплатных семинарах випассаны, как многие, узнал из Интернета (www.ru.dhamma.org), по электронной почте подал заявку, на которую через пару недель пришёл положительный ответ. Так 50-летний ельчанин с определённым опытом странствований по внутреннему миру (аутотренинг, медитации, йога, тантра и проч. Таких сейчас кличут психонавтами) очутился в детском лагере "Призыв" Дмитровского района Подмосковья, где в этом году проходили курсы Российского фонда випассаны.

Смутные подозрения, не секта ли, развеялись быстро. Будущим летом исполнится уже 40 лет с того дня, когда основатель курсов Гоэнкаджи, ученик У Ба Кхина, переехал из Бирмы в Индию, чтобы учредить там свой первый медитационный центр. До этого техника в течение 2,5 тысяч лет по цепи ученической преемственности передавалась в среде бирманских монахов – и никому вроде бы вреда не принесла. А то, что она и для европейских умов полезна, подтвердили многие тысячи британцев, немцев, испанцев, американцев, канадцев, прошедших через древнюю систему за минувшие десятилетия.

Полномочный представитель Гоэнки на российских просторах – канадец Йорган Штовассер (на снимке), каждую весну и осень приезжающий в наши палестины. Занятия ведёт бесплатно. Вообще всю работу по обслуживанию медитаторов (кухня, столовая, уборка коридоров и санузлов) производят волонтёры, а аренда лагерей и питание оплачиваются из пожертвований, причём только первая русская випассана, состоявшаяся лет десять назад, спонсировалась австралийцами, – в дальнейшем все расходы покрывались из местных источников; к настоящему времени скопились средства для покупки собственной базы.

Российский фонд випассаны юридически вполне самостоятелен, но программные материалы получает из Международной академии випассаны (Дхамма Гири, Индия). Там разработаны различные курсы для взрослых и детей – продолжительностью от трёх до 45 дней; на русский переведён только начальный 10-дневный и создан собственный трёхдневный по дхамма-служению; следующим будет 9-дневная "Сатипаттана-сутта".

Я прошёл три десятидневных курса подряд. Каждый из них начинается с объяснения необходимости соблюдения на территории лагеря особых дисциплинарных правил, приближенных к монастырским, и шилы – буддийского морального кодекса. Затем даётся дыхательная техника анапана, которая практикуется три дня, после чего переходят к собственно випассане – наблюдению ощущений в теле.

Казалось бы, чего проще: сиди и просматривай внутренним взором собственное тело от макушки до пят, особо не вникая в ощущаемое, – ан нет! Выбранная поза вскоре становится ну совершенно неудобной и хочется её срочно изменить, а это запрещено; ощущения куда-то улетучиваются, и чтобы их вернуть, приходится на минуту-другую задерживать дыхание; внимание рассеивается, для концентрации следует опять-таки заняться дыханием: понаблюдать, как воздух входит в ноздри, как выходит... Для экстравертов скука смертная, но и для интровертов серьёзное испытание. Впрочем, по доброй воле с курсов никто не сбежал, вот только за нарушение кодекса дисциплины (курили ребята и пытались заговорить с соседями по комнате) пришлось отстранить от занятий троих.

Старания медитаторов иногда вознаграждаются необычными эффектами: свободным потоком, когда чувствуешь прохождение энергии по организму, и, реже, бхангой – эйфорическим чувством лёгкой вибрации и полного растворения тела в пространстве. Учитель советует не придавать всему этому особого значения, так как может возникнуть желание повторить приятные состояния снова и снова, что прямо противоположно целям практики, а они таковы: 1) избавление от обусловленности ума, стихийно стремящегося к всё новым и новым положительным эмоциям, что сродни наркомании; 2) выработка устойчивого состояния отрешённости; 3) достижение нирваны, трактуемой отнюдь не как нечто мистическое; в данной традиции под нирваной понимается высшее из доступных человеку психических состояний – бескачественное, не описуемое словами. К нему, вроде, вполне можно прийти, усердно занимаясь, проходя курс за курсом. Но увы, по поведению двух присутствовавших в лагере московских студентов, ранее отсидевших кучу курсов в Дхамма Гири, особой продвинутости никому заметить не удалось...

Много рассказывать о пережитом людям "внешнего мира" не советовали: кто захочет – пусть приезжает и пробует. А между собой по окончании семинара все активно общаются, и это восхитительно – вдруг оказаться своим среди своих в большой семье духовных искателей самых экзотических направлений, от ньюэйджеров до суфиев, на которых обыватели что в Ельце, что в Москве доныне смотрят как на чудиков...

Читателей, желающих основательно ознакомиться с данной темой, отсылаю к книге Уильяма Харта "Искусство жизни": М., "София", 2007 (или спросите по тел. 8.950-…-96).

Ну а под занавес – обещанные в заголовке стихи с необходимыми пояснениями (сложены мною в первые же дни пребывания на территории випассаны).

Но дорога туда нелегка.

Я пропил своё звонкое лето,

На Земле мудрецов и поэтов

И Четыре сокровища дал.

И послал меня на

Випассану,

Пузырьки к океану нирваны

И меня с Миларепой сравнил.

2009

Год Быка

1 – 2 января. ЕЛЕЦКИЙ ШАНСОН

Петь про землю

людям нет резона –

небо им и ближе, и родней.

Подними глаза: над "третьей" зоной

плещется десяток голубей.

Не было занятия приятней

сизарей гонять в родном краю.

Как свистит мальчишка-голубятник!

Я свистел не хуже, зуб даю.

Уходя из детства без возврата,

я не знал, что нет пути назад.

Жизнь казалась сказочным фрегатом...

Только порт его приписки – ад.

Голубей мальчишки поднимают,

чтоб братве забыться хоть на миг –

и летит молитва воровская,

словно птица, к Богу напрямик.

Припев:

Прогулка – не час, только 40 минут,

как неба глоток, обещанье свободы.

Пускай, как чудовищный сон, промелькнут

тюремные годы, убитые годы...

5 января. С 9-го Валька выходит на работу сиделкой.

1 февраля. Послал заявки на випассану (в Лугу не поеду: дорого, к тому же по новым правилам можно пройти не больше 2 курсов за сессию; попробую, однако, задержаться на все 4). Послал Марго последнее из дневников (со стихами) и немедленно получил в ответ:

Ой, ну ты как Евтушенко! Слышала недавно: Задорнов (чем-то он похож на тебя! Или – наоборот) со сцены читал Евтушенко "Идут белые снеги". Евтушенко внимательно слушал, а потом сказал с чувством: "Гениальные стихи!".

А стихи твои мне всегда нравятся, хотя не всегда близки. Может, их когда-нибудь оценят по достоинству и даже будут изучать в школе! Вот тогда-то и я примажусь к твоей вселенской славе. Если буду жива и не впаду в маразм.

7 февраля. Получил послание от випассаны: "Ваши анкеты, к сожалению, не дошли. Поэтому сегодняшнее письмо будем считать отправной точкой для регистрации". Вспылил:

Господа, ну что же это такое, второй раз мои анкеты "не доходят"! Что с вашим сайтом, почему происходит такое? Или вы что-то химичите? Кто такой ВОЛОДЯ, который даже телефона своего не дал на сайте? Не мог ли он просто выкинуть мои анкеты в корзину, чтобы вместо меня взять на курс своих московских друзей? (пропала, видимо, и анкета Людмилы Слашмановой из Ельца? И ей вы тоже порекомендуете "послать анкету снова?" Гран мерси!). Я КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН с сегодняшней датой принятия моих анкет, ибо я отправил их 1 ФЕВРАЛЯ. Требую эл.адрес Йоргана. Не дадите – пошлю жалобу Гоэнке. Или же давайте сами разрулим ситуацию. Много ли я прошу? Служение на 5 –16 апреля и "сидение" на 19 – 29. Служить москвичи не горят особо, а сидеть 19 – 29 список еще открыт. Давайте по-хорошему вставьте меня на эти 2 курса и окэюшки!.. Иначе ведь я всё равно приеду и устрою скандал. Вам это надо?

И представьтесь, наконец! Миш, если на том конце ты, вспомни меня (см.фото). С сайтом – полный бардак. Сделай хоть что-нибудь!

В тот же день пришло послание:

"Сообщаем, что Вы приняты на курсы дхамма-служения, которые состоятся 18 – 29 апреля и 29 апреля – 10 мая". Хотя от последнего курса я хотел было отказаться и вторичную заяву на него не отправлял...

10 февраля. День смерти Пушкина и рождения Голощапова. На флэте у последнего я выпил, закусил, станцевал, познакомился с сестрой хозяина, незамужней теософкой Галиной, что-то там преподающей в универе. В 19:31 получил информашку: "Уважаемый Михаил Васильевич, сообщаем Вам, что Вы зачислены на курс медитации, который состоится 5 – 16 апреля 2009 года". (Причём зачислили, блин, на СИДЕНИЕ, хотя я просил – на этот курс – на СЛУЖЕНИЕ!)

27 марта. Уважаемый Михаил, меня зовут Володя, я буду встречать Вас на 1-м курсе випассаны. Я не раз с Вами служил, поэтому с удовольствием отвечу на все Ваши вопросы, можно с Йорганом.

К Вам большая просьба, пожалуйста, пишите корректно. Сбои на сайте были из того, что в один день многие студенты одновременно отправили анкеты, а на сервере по умолчанию стоял ограничитель. Сейчас это исправили.

28 марта. Ай, молодца Володя! Прислал мне маршрутный лист на випассану. Лагерь у села Васильевского, где-то в районе Звенигорода и Тучкова, Рузский р-н. Как выяснилось впоследствии, место дивное. Исток Москвы, каменистые береговые кручи, островки, семейство подслеповатых бобров…

14 января. Ровно месяц с начала моего сидения на автостане; почти ровно 10 лет назад прекратил своё существование “Тезис”, дав начало психклубу “Пойми меня”. Сообщение об этом в прессе появилось как раз 14 января.

Получив на днях от одного местного гуру (см. Приложение) несколько страничек неряшливо-рукописного текста, претворил его вот во что:

«М.Трубицын. К ТАЙНАМ АРКАНОВ

17 января 2009

Друзья мои, запомните этот день: сегодня в Ельце открывается первая в его истории эзотерическая школа, которую мы условились называть Школой арканов. Слово "арканы" обычно ассоциируется с Таро, и Таро непременно будет в расписании – но не только и не столько оно, потому что арканы в данном случае следует понимать шире: как тайны (лат.).

Программа школы включает:

а) изучение основ здорового образа жизни;

б) теорию и практику самоосознания ("Я больше, чем моё тело");

в) практическое преобразование наших тел сначала в алмазные, затем в лучистые.

Для реализации этих пунктов мы будем обучаться в первую очередь йоге, которую следует понимать не как философскую доктрину или набор асан, но как воссоединение с Высшим, подчинение направлению, указываемому Богом. «Ни сидение в позе лотоса, ни созерцание основания носа не есть йога. Йога есть единение индивидуального духа с Духом мировым!» («Гхеранда-Самхита»).

Под йогой издревле подразумевались и подразумеваются ныне довольно разнообразные предметы, но прежде всего это йога Патанджали, она же раджа(царская)-, или аштанга(восьмиступенчатая)-йога. Вот её 8 ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.

Из духовной сокровищницы Востока и Запада мы возьмём самое ценное: дао и бхакти, И-цзин и Бхагаватгиту, цигун, фалуньгун Учителя Ли Хунчжи, тайцзыцюань (буквально – кулак Великого предела), кунфу (достижение необходимого совершенства в движениях тела), астрологию, хирософию, заповеди Гермеса, Будды, Миларепы, толтеков и др.

Предусматриваются индивидуальные консультации по выходу из сложных ситуаций.

А вот путь приключений, которым идут тёмные братья, и колдовство изучаться НЕ БУДУТ (мы же пойдём путём Свободы, путём бесконечного Творчества, оставаясь сильными и радостными).

Занятия намечено проводить по воскресеньям с 15 до 18 (просьба не опаздывать, – лучше прийти пораньше) с перерывом на чай. Контактные телефоны: 8.952-593-26-19 (Александр Рябичев), 8.950-…-96 (я, Михаил)».

Школа будет открыта в ближайшую субботу на Солнечной, 8-а. Исполать!

Снимки и тексты Рябичева см. в Приложении.

17 января. Явилося 3 мужчин и 3 женщины. Начало положено, а там что Кришна даст… (Увы, только Слашманова и задержалась.)

24 января. Любка-потаскушка с «Елецких кружев» пообещала и не пришла в моё дежурство. Расстроившись, ночью на одном дыхании сложил вот что:

Правды нет от альфы до омеги,

от свечи до шпаги и метлы.

На Парнасе все Пегасы пеги,

над Парнасом пеги и орлы…

Вырвать у Вселенной пару строчек,

прогневить Олимп, как Прометей,

чтоб согреть людей кромешной ночью –

дело для мужчин, не для детей.

Чтоб в душе и небе стало чисто,

в лютый холод и палящий зной

выходите в горы, альпинисты,

прихватив гитары под полой!

25 января. Сосульки, капель, влажный ветер, серое плоское небо; а где-то есть Мальдивы: бирюзовая ширь океана, пена прибоя, зелень пальм... Я никогда там не побываю.Зато вот посетил 2-ю рябичевскую школу (самое приятное воспоминание – от чая. И от согласия Л.Слашмановой присоединиться ко мне на випассане. Может, съездим с ней и в монастырь). На 3 и 4-ю не пойду, а там посмотрим.

5 февраля. Вчера ко мне в вагончик впёрлись три поддатых раздолбая – с хозяина должок взыскивать. Разрулил ситуэйшн (хотя порой сердце в пятки опускалось, но в основном удавалось осознавать, что это театр). Потом разродился тостом...

Всё познав: добро, любовь и муку,

ненависть и клятвы на крови –

пью сегодня за Царя и Внука

и за дружбу, что сильней любви.

Пацаны, я раньше верил в Бога,

а сегодня вдруг поверил в вас.

Вас осталось на земле немного –

кто не трус, не раб, не п...с.

Кто не продал родину за баксы,

честь и совесть не спалил огнём...

Вам бы сам Есенин что-то сбацал

о рязанском, чистом и простом.

Но за неимением Серёги

сам скажу вам:

жизнь прошла не зря.

Поднимайте ёмкости и – вздрогнем!

За Россию, Бога и Царя...

16 января. Один добрый бизнесмен со стоянки, проникшись, подарил мне туалетную воду "Чарли", а я передарил её Илюшке. Господи, не остави сего бременского музыканта, оборони от напастей, дай счастья!

3 февраля. Нинка достала своей злобой на весь свет, ненавистью к сыну. Но я-то послушаю, покиваю и уйду, а бедный пацан вынужден жить в этой атмосфере! Вырвать бы его, но куда?

26 января. Знакомство с отцом Артемием из монастыря (отчитывает болящих). Ему 52 года, выглядит лет на 10 моложе. (Оказалось – простой русский жулик по имени Юра…)

13 февраля. Вчера ко мне на работу припёрся странный субъект Паша, с которым, ввиду некоторых особенностей его психики, никто не хочет общаться, и долго молол воздух языком. Надо было сразу его отшить, но терпел, слушал...

17 февраля. Вчера Павел был снова. Рассказал о своём отношении к жизни, к деньгам. Отношение абсолютно нечеловеческое, но зато его никогда не выставят лохом. Учись, Мишель! Тебя намедни (что, не хотелось об этом писать? Тиражировать свой позор...) кинули на 3 тыс., и кто? Шизофреничка Таня Аникеева и "отец" Артемий (тип О.Бендера в рясе). Вернуть денюжку вряд ли удастся, но можно взять с Танюхи натурой – пожить у неё в Липецке (она липчанка). Все планы в транду (на Дивья-локу по крайней мере), зато появляется надежда на интересную и денежную работу в облстолице. Алла бирсе!

18 февраля. "Взыскание погибших" и день рождения Рамакришны. Циклон сменился анти-, выглянуло солнышко, я побывал на съёмной квартире у Артемия. Конечно, никакой он не монах, но 400 целковых вернул ("Остальные – в пятницу". В пятницу, правда, у него не получилось, отдал позже и частями).

Письмо от Аллы-ростовчанки (ещё одна несостояшаяся невеста. И ведь пришло именно на "Взыскание погибших"!):

Привет, дружочек!

Спасибо за разъяснение про о.Артёма. Бизнес на несчастье – весьма распространённое явление эпохи капитализма. Иисус, помнишь, выгнал всех торгашей из храма. А уж торговать молитвами – вообще святотатство. Ну да каждый живёт в меру своей испорченности, это его дело. Но платить деньги, чтобы за меня помолились... Никогда не платила. За меня молятся совершенно бескорыстно те, кто меня любит. Можешь возразить, что в храмах есть ящички для пожертвований. Да, но это совсем другое: добровольное и не конкретное, чтобы именно за тебя молились, а анонимное, предназначенное для всех, в том числе на содержание храма.

19 февраля. Пишет Владимир из Требунков:

Здравствуйте, Михаил!

Просмотрел (пока просмотрел) замечания по поводу моих рассказов. Хорошие замечания, чувствуется знание дела, мне это поможет. Суть ухватил, буду внимательнее. Большое спасибо.

Вот чего нет, так это замечаний и впечатлений о сути. Любых, кратких, резких, честных.

Сразу хочу сказать по поводу "Прометеев". Всё точно и чётко. Но. Вот что показалось в глубине, за строками, все в той же сути, из чего стихотворение и родилось. Последние две строчки... Вы что-то ещё не делаете. Вы что-то ещё не нашли, что-то присущее только Вам. Вы знаете, что "у Вселенной надо вырвать пару строчек", своих строчек. Это стихотворение о порыве, но не о нащупанном. Может, так и задумано, но оно – Вы. Вы будто ещё стоите... Поговорим при встрече.

Если что-то не то и не так, думаю, обида чужда ходившему во многих местах.

Удачи Вам! Посылаю ещё несколько моих рассказов.

Выслушиваю всех, но от своего мнения отказываюсь только в пользу лучшего. До свидания!

Присылайте свои труды!

21 февраля. 16-го (в прошлое дежурство) я злостно нарушил заповедь "не укради", и вчера вечером состоялся тяжёлый разговор с хозяином.

23 февраля, начало Масленицы. Сегодня утром окончательно созрело решение начать – в очередной раз! – нравственную жизнь. Силы Света, помогите мне, грешному...

Из нового письма Владимира: У любого человека, встреченного нами на пути, обязательно есть для нас сообщение". И это сообщение о нашей дальнейшей дороге к Богу. (...) Но и все же, по цитате Йогананды, я хапнул чужого, оно не в радость, потому написанное кстати.

2 марта, начало Великого поста. Вчера утром поели блинков со сметаной, и только я прикорнул (ночью-то дежурил) – явилась Аникеева! Презентовала мне крем для бритья, а Вале – б/у дезик; уходя, попросила полтинник на дорогу... Мать моя, женщина! Коли нетути у тебя грошiв, так зачем мчаться в другой город? Ну хорошо мы тебя, дуру, покормили, а як отказали? Сама ходила бы голодная, голодный сын тебя точил... Впрочем, деньги, мабуть, имелись, просто это образ жизни такой.

Письмо от Владимира: Неоднократно встречаю там и тут, сам этим болен, что кто-то начинает новую жизнь ли, новую дисциплину ли, дело и невесть ещё что – с понедельника, с нового года, "в очередной раз" и т. д. Всё это приносит только терзания, потому что ничего так и не начинается. Что значит "начинать в очередной раз"?

Есть такое понятие: человек обрабатывает энергию, а не вырабатывает её. Подумайте – обрабатывает. Мы как не вылупились ещё, мы несознательны, мы реагируем только на внешний раздражитель, в нас нет особой внутренней энергии, которую мы – вырабатываем. И это будет ещё долго. Сознательность – голос, движения, жесты пробуждающегося Духа, капли его энергии. И ещё это - взрослость.

Как это забурлит внутри? Немного у человека стимулов, причин, настоящих причин и стимулов, которые подвигнут его искать Дух. Только поэтому человек не идёт. Себя не раскачать слабой причиной, чтобы идти так далеко и так высоко.

30 января. Большой кровью (вшивая местечковая бюрократия!) выбил субсидию Нинке ещё в этом месяце. Вечером зарегистрировался в Живом Журнале как dvesharagi. Вышел на сайт крымского центра лайя-йогов – туда-то и направит Дзен Сингх свои лотосовидные стопы опосля весенних медитаций (а вот фигушки: таврический ашрам закрыт вже дуже давно, и с гоньбой!).

5 марта 2009. Умерла бабка, за коей Валюха ухаживала. Что интересно, опять таки 5 марта прошлого года ушла в мир иной её тогдашняя работодательница, Танюха-горюха. Что-то будет пятого марта следующего года?

3 марта. Вчера утром медитировал; захотелось в Ширам (к лайя-йогам все равно не прорваться: завалят на экзамене). Послал коротенькую заявку на имя Т.Гинзбург, сегодня смотрю – мадам уже ответила. Пишу снова:

Здравствуйте, Татьяна. Напоминаю: мы коротенько общнулись на презентации первого "Обыкновенного чуда" в декабре аж 2005-го. Но, впрочем, это неважно, так только – для первого контакта. Сайт ваш я выучил почти наизусть, и всё меня вроде устраивает, кроме "108 рэ за крышу над головой и 350 за общий стол"... Дорого, дёшево – это всё относительно, но мои "капиталы" на сегодня составляют около 3 тысяч, и тратить их я намерен только на самое необходимое. Видите ли, нынешнюю работу (сторожем на автостоянке с окладом в 2700 – отнюдь не долларов!) я искал ровно 2 месяца. И это было только начало кризиса. Так что, когда вернусь на историческую родину после очередного рейда на север, нужно будет иметь в заначке пару рупий для поддержки штанов, пока не сыщу новую арбайтен...

Впрочем, домой не особо и хочется. В Шираме я мог бы зависнуть надолго: посадить картошку и морковь, собрать урожай, в промежутках встречать гостей, готовить пищу, охранять форт от набегов команчей, починять крышу, кормить крольчат и проч. То есть быть мажордомом, дворником, садовником... Умею сажать, поливать и обрезать деревья (насчёт овощей менее продвинут, но кое-что тоже могу). Идею непротивления злу насилием уважаю, но не практикую, владею каратэ... Надеюсь, фронт работ для меня найдётся. Если заработаю достаточно тасков, приму участие в тренингах.

Если сие устраивает, можно оговорить время приезда. От гоэнковской випассаны я освобождаюсь 10 мая и с попутным дилижансом могу прибыть в Боровое уже 11-го утром. Ну, до того посмотреть на меня в реале (не шизо ли и т.п.) можно в районе 3 – 4 апреля в столице нашей родины; встретиться я бы предпочел в "Белых облаках" на к.-либо презентэйшн, они там каждый день. Или где будет удобнее вашему представителю.

Всё вроде...

См. вложения.

Месяц в небе молодой – всё сбудется! (Ни фига не сбылось.)

9 марта. Ответное письмо от Татианы: Здравствуйте, Михаил! Готовы принять вас в качестве гостя на три дня. А там посмотрим друг на друга и решим.

Х-м... “В качестве гостя” – это как раз "108 рэ за крышу над головой и 350 за общий стол". А, к примеру, волонтёр платит за ночёвку все 216! (два раза по 108. Видимо, волонтёров рвётся немеряно). Ещё предусмотрен статус "друга"; но даже "друг" только три дня живёт бесплатно. (Для сравнения: у виссарионовцев любой гость имеет право на 3 бесплатных дня, а уже потом должен помогать по хозяйству.)

22 марта. Ну, не иначе как я ненароком пробрался в Пространство исполнения желаний! В одночасье нашел на Ширамовском сайте адрес портала Paramatman, кликнул и – обнаружил в Волоколамье некое подобие Дивья-локи, причём без вступительных экзаменов и отречения от мира. Тут же написал туда (ква, зря размечтался: ничего не сбылось).

25 марта. Ответ: Ты пишешь, что прочитал и понравилось. А чем конкретно понравилось?

Ты, надеюсь, внимательно прочитал? Вот никто не задерживается у нас подолгу, а всё потому, что читают невнимательно. Под работой над собой понимают желание забиться к Христосу за пазуху и ни хера не делать, а думать о крылатом эросе и, подрачивая, называть это духовной практикой...

Насчет "примете" – да конечно примем, в особенности ельчанина!.. Вот мы вчера вспомнили, как возвращались после Нового года из Воронежа и ели у авторынка кабачковую елецкую икру с елецким же хлебом, да и гаишников елецких тоже помним.

Поясню для ясности, что мы работаем, как говорится, на износ, типа по Гурджиеву. Путь призрения (путь собаки) для нас не просто слова. Ты либо работаешь со мной, малолеткой, либо остаешься при своём. Это образ жизни на нашем пространстве; ты либо должен вписаться в него, либо даже не двигаться в нашу сторону.

Если ты еще не обиделся на мой урлабанский диалект, то могу прокомментировать тебе твоё "Коротко о себе".

Всего духовного, Кирилл Добросмыслов.

Ответил (привожу в сокращении): То, что ты моложе, это даже хорошо, мне самому в душе лет 30, и на уровне моего уважения к тебе как к лидеру это никак не отразится. А вот материшься ты регулярно? Я от этого уже устал в социуме. Если мат у вас практикуется, то, наверно, не впишусь…

22 января. Тоскливо. С Валькой живу до весенних семинаров и уматываю. Жаль её, но больше не могу.

6 марта. Утром Валя говорит: "Видела сон, будто ты меня бросаешь...". Действительно, мне пора идти дальше, не оглядываясь на исчерпавшие себя отношения; жалко её, толстуху, хочется вернуться к ней после очередного "психонавтического рейда" – но колокола судьбы отбивают сроки, и невозможно застрять во вчерашнем дне. И ещё один знак: вечером соседка, затеяв ссору по ничтожному поводу, заявила: "Чтоб больше тебя здесь не было!" (дело не в конкретной стычке и вообще не в моей скромной персоне, а в квартире, которую соседушки мечтают приобресть. А мы, типа, мешаем). Так что вещи можно уже и забирать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Александр Рябичев. Ищу предложения работы!

Тай-Чи = Тайцзыцюань – полная версия 108 форм вправо и влево; Кунг-Фу; Цигун; железная рубашка; 5-ть Тибетцев = 5-ть ритуальных действий (Р.Д.); Фалунь ДАФА; Раджа Йога = Аштанга Йога; техники медитации; путь Вама и Дакшина Марга = Тантра = Институт Брахмачарьи = управление сексуальной энергией; ТАРО, Ведическая и Европейская Астрология, Хиромантия, техники Исцеления. Опыт более 20 лет; сам добился нахождения в теле неподверженном физическому износу = Ваджра тело = Алмазное тело = состояния вечной молодости = состояния, когда никогда не покинет молодость = пробужденного тимуса. Обширные знания Теологии, Вед.

Рябичевский текст «Ищу женщину» с двумя ликами автора – светлым и тёмным

(И ВЕДЬ НАШЁЛ, ПАРШИВЕЦ!

Стихи о прекрасной дхамме,

или Похождения психонавта

Сначала – о слове "дхамма". На пали оно означает открытую ещё самим Буддой эффективную методику избавления от страданий земной жизни путём этических и медитационных упражнений. Насчёт страданий не зарекаюсь, а вот в том, что за тридцать дней непрерывных медитаций по буддийской системе випассана можно заметно улучшить своё психическое состояние, этой осенью посчастливилось убедиться лично.

О бесплатных семинарах випассаны, как многие, узнал из Интернета (www.ru.dhamma.org), по электронной почте подал заявку, на которую через пару недель пришёл положительный ответ. Так 50-летний ельчанин с определённым опытом странствований по внутреннему миру (аутотренинг, медитации, йога, тантра и проч. Таких сейчас кличут психонавтами) очутился в детском лагере "Призыв" Дмитровского района Подмосковья, где в этом году проходили курсы Российского фонда випассаны.

Смутные подозрения, не секта ли, развеялись быстро. Будущим летом исполнится уже 40 лет с того дня, когда основатель курсов Гоэнкаджи, ученик У Ба Кхина, переехал из Бирмы в Индию, чтобы учредить там свой первый медитационный центр. До этого техника в течение 2,5 тысяч лет по цепи ученической преемственности передавалась в среде бирманских монахов – и никому вроде бы вреда не принесла. А то, что она и для европейских умов полезна, подтвердили многие тысячи британцев, немцев, испанцев, американцев, канадцев, прошедших через древнюю систему за минувшие десятилетия.

Полномочный представитель Гоэнки на российских просторах – канадец Йорган Штовассер (на снимке), каждую весну и осень приезжающий в наши палестины. Занятия ведёт бесплатно. Вообще всю работу по обслуживанию медитаторов (кухня, столовая, уборка коридоров и санузлов) производят волонтёры, а аренда лагерей и питание оплачиваются из пожертвований, причём только первая русская випассана, состоявшаяся лет десять назад, спонсировалась австралийцами, – в дальнейшем все расходы покрывались из местных источников; к настоящему времени скопились средства для покупки собственной базы.

Российский фонд випассаны юридически вполне самостоятелен, но программные материалы получает из Международной академии випассаны (Дхамма Гири, Индия). Там разработаны различные курсы для взрослых и детей – продолжительностью от трёх до 45 дней; на русский переведён только начальный 10-дневный и создан собственный трёхдневный по дхамма-служению; следующим будет 9-дневная "Сатипаттана-сутта".

Я прошёл три десятидневных курса подряд. Каждый из них начинается с объяснения необходимости соблюдения на территории лагеря особых дисциплинарных правил, приближенных к монастырским, и шилы – буддийского морального кодекса. Затем даётся дыхательная техника анапана, которая практикуется три дня, после чего переходят к собственно випассане – наблюдению ощущений в теле.

Казалось бы, чего проще: сиди и просматривай внутренним взором собственное тело от макушки до пят, особо не вникая в ощущаемое, – ан нет! Выбранная поза вскоре становится ну совершенно неудобной и хочется её срочно изменить, а это запрещено; ощущения куда-то улетучиваются, и чтобы их вернуть, приходится на минуту-другую задерживать дыхание; внимание рассеивается, для концентрации следует опять-таки заняться дыханием: понаблюдать, как воздух входит в ноздри, как выходит... Для экстравертов скука смертная, но и для интровертов серьёзное испытание. Впрочем, по доброй воле с курсов никто не сбежал, вот только за нарушение кодекса дисциплины (курили ребята и пытались заговорить с соседями по комнате) пришлось отстранить от занятий троих.

Старания медитаторов иногда вознаграждаются необычными эффектами: свободным потоком, когда чувствуешь прохождение энергии по организму, и, реже, бхангой – эйфорическим чувством лёгкой вибрации и полного растворения тела в пространстве. Учитель советует не придавать всему этому особого значения, так как может возникнуть желание повторить приятные состояния снова и снова, что прямо противоположно целям практики, а они таковы: 1) избавление от обусловленности ума, стихийно стремящегося к всё новым и новым положительным эмоциям, что сродни наркомании; 2) выработка устойчивого состояния отрешённости; 3) достижение нирваны, трактуемой отнюдь не как нечто мистическое; в данной традиции под нирваной понимается высшее из доступных человеку психических состояний – бескачественное, не описуемое словами. К нему, вроде, вполне можно прийти, усердно занимаясь, проходя курс за курсом. Но увы, по поведению двух присутствовавших в лагере московских студентов, ранее отсидевших кучу курсов в Дхамма Гири, особой продвинутости никому заметить не удалось...

Много рассказывать о пережитом людям "внешнего мира" не советовали: кто захочет – пусть приезжает и пробует. А между собой по окончании семинара все активно общаются, и это восхитительно – вдруг оказаться своим среди своих в большой семье духовных искателей самых экзотических направлений, от ньюэйджеров до суфиев, на которых обыватели что в Ельце, что в Москве доныне смотрят как на чудиков...

Читателей, желающих основательно ознакомиться с данной темой, отсылаю к книге Уильяма Харта "Искусство жизни": М., "София", 2007 (или спросите по тел. 8.950-…-96).

Ну а под занавес – обещанные в заголовке стихи с необходимыми пояснениями (сложены мною в первые же дни пребывания на территории випассаны).

Знают йоги, нирвана – реальность,

Но дорога туда нелегка.

Наши рекомендации