Программа педагогической практики
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра финансов и кредита
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
(педагогическая)
Рабочая программа
для магистратуры по направлению 38.04.01 – Экономика
Программы:
Корпоративные финансы,
Современный банкинг,
Москва 2016
Программа педагогической практики
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО
Финансов и кредита Экономика
№_____ от_____ ___________________
__________Ю.Н. Нестеренко
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой подпись Нестеренко Ю.Н.
дата
Составители подпись Нестеренко Ю.Н.
Осиповская А.В.
дата
Директор Научной библиотеки подпись Батова Л.Л.
дата
© Российский государственный гуманитарный университет, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………………….. 4
Рабочая программа практики….…….……………………………………………………… 7
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 7
1.1 Цель и задачи педагогической практики………. ……………………………………………… 7
1.2.Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по практике (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате……………………………………………………………………………………………………..8
1.3. Место практики в структуре основной образовательной программы…….………...10
2. Структура практики……….………………………………………………………….... 10
3. Содержание практики……………………………………………………………………12
4. Информационные и образовательные технологии…………………………………... 13
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам практики…………………. …………………………………...…14
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе практики……….………………………………………………………………………………………..…14
5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности……………………………………………………………….16
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания…………………………………………………………17
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики……………...........18
7. Учебно-методическое обеспечения практики…………………………………..............21
8. Материально-техническое обеспечение практики………..……………………….......22
Лист изменений в программе педагогической практики ………….. ………………....23
Приложение…………………………………………………………………………………....24
АННОТАЦИЯ
Педагогическая практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является частью блока «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» (вариативная часть) и является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 38.04.01 «Экономика» профили: «Корпоративные финансы», «Современный банкинг».
Педагогическая практика представляет элемент образовательной программы, направленный на практико-ориентированную подготовку магистров.
Педагогическая практика реализуется кафедрой финансов и кредита экономического факультета ИЭУП РГГУ.
Целью педагогической практики является обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом и практического опыта внедрения этих знаний в учебный процесс. Научно-педагогическая практика имеет целью овладения основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской деятельности.
Задачи практики:
· закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
· овладение навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности;
· овладение навыками преподавания экономических дисциплин;
· овладение методами разработки учебно-методических материалов;
· получение навыков самообразования и самосовершенствования, их применение в решении конкретных педагогических задач;
· изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;
· изучение методики подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий;
· развитие у магистрантов личных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в основной образовательной программе.
Педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций выпускника
- общекультурных:
способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- общепрофессиональных:
готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- профессиональных:
способности применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях высшего образования, дополнительного образования (ПК -13);
способности разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного образования ( ПК -14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
· современные образовательные информационные технологии и использовать их в учебном процессе (ПК-13);
· методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);
· основы педагогического общения (ОК-2).
Уметь:
· совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, творческий потенциал (ОК-3);
· разрабатывать и применять современные образовательные технологии для преподавания экономических дисциплин в высших образовательных учреждениях (ПК-13);
· формулировать и решать различные научно-педагогические задачи (ОК-1; ПК-13);
· разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин (ПК-14).
Владеть
· навыками публичной и научной речи для проведения разнообразных форм учебных занятий (ОПК-1);
· навыками отбора материала и построения учебных занятий с учетом закономерностей и современных требований диалектики научного познания (ОК-1);
· навыками научно-педагогической деятельности (ПК-13).
Программой предусмотрен промежуточный контроль в форме зачета, который выставляется по результатам защиты отчета по результатам учебной практики.
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Владеть
· навыками публичной и научной речи для проведения разнообразных форм учебных занятий (ОПК-1);
· навыками отбора материала и построения учебных занятий с учетом закономерностей и современных требований диалектики научного познания (ОК-1);
· навыками научно-педагогической деятельности (ПК-13).
1.3. Место педагогической практики в структуре основной образовательной программы
Педагогическая практика относится к вариативной части учебного плана магистрантов и проводится в третьем семестре обучения.
Проведение педагогической практики базируется на знаниях, умениях и компетенциях студентов, полученных при освоении дисциплин:
«Организация деятельности коммерческих банков», «Коммерческие банки на современных финансовых рынках», «Анализ деятельности коммерческих банков», «Банковский менеджмент» и др.[1]
«Эконометрика (продвинутый курс)», «Финансовая среда бизнеса» «Корпоративные финансы. Продвинутый уровень», «Поведенческие финансы» и др.[2]
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Содержание педагогической практики по направлению 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры) определяется кафедрой финансов и кредита, осуществляющей магистерскую подготовку по программе «Современный банкинг».
Педагогическую практику магистранты проходят в РГГУ на соответствующей кафедре.
Педагогическая практика предусматривает:
- Изучение структуры образовательного процесса и его методологического обеспечения;
- Ознакомление с методами организации и проведения всех форм учебных занятий;
- Ознакомление с современными образовательными информационными технологиями
- Самостоятельную подготовку учебных планов и конспектов занятий;
- Разработку методических материалов для проведения занятий;
- Проведение различных видов учебных занятий;
- Представление итогов практики в виде отчета, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогическая практика магистрантов подразумевает изучение источников и литературы, предусмотренной рабочей программой.
Педагогическая практика предусматривает использование информационно-правовые поисковые системы: «Консультант-Плюс»; «Гарант»; «Кодекс».
№ п/п | Наименование разделов практики | Виды учебной работы | Формируемые компетенции (указывается код компетенции) |
1. | Изучение структуры образовательного процесса и его методологического обеспечения | Самостоятельная работа | ПК-14 |
2. | Ознакомление с современными образовательными информационными технологиями | Самостоятельная работа | ПК-14 |
3. | Ознакомление с методами организации и проведения всех форм учебных занятий | Самостоятельная работа | ОК-1, ПК-13 |
4. | Ознакомление с современными образовательными информационными технологиями | Самостоятельная работа | ОК-1, ПК-13 |
5. | Ознакомление с основами педагогического общения | Самостоятельная работа | ОК-1, ОК-2, ОК-3 |
6. | Самостоятельная подготовка учебных планов и конспектов занятий | Самостоятельная работа | ОК-1, ОК-3, ПК-14 |
7. | Подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями запланированных занятий | Самостоятельная работа | ОК-1, ОК-3, ПК-14 |
8. | Разработка методических материалов для проведения занятий | Самостоятельная работа | ОК-1, ПК-14 |
9. | Проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические занятия, деловые игры, проверка контрольных работ) | Самостоятельная работа | ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ПК-13 |
10. | Научно-методический анализ проведенных занятий под руководством ответственного за педагогическую практику | Самостоятельная работа | ОК-1, ОК-3 |
11. | Подготовка отчёта под руководством ответственного за педагогическую практику | Самостоятельная работа | ОК-1, ПК-14 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Источники
Основные:
1. Конституция РФ. Принята 12.12.1993 г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 01.01.2009 г. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 01.09.2015 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика. Уровень магистратура М.: 2015
Литература
Основная
Виленский В.Я., Образцов П.И.,Уман А.И.Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе.: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластениниа. - М. Педагогическое общество России, 2005 – 192 с.
Герасимов A.M. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учеб, пособие /А,М. Герасимов, И,П. Логинов.- М.: АПК и ПРО, 2001 - 64 с.
Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: учебник для студентов [Текст] / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
Проблемы психологии ипедагогики высшего профессионального образования: Науч. тр., т. 19 / Под ред. П. В. Лебедчука. —Курск: Изд-во Курск.гос. с.-х. ак., 2008. —264 с.
Дополнительная
От модернизации высшего образования к модернизации российского общества: монография / под ред. проф. Г. К. Овчинникова. — М.: МГИУ, 2008. — 352 с.
Шереги Ф. Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов :Социол. анализ / - М. : Центр соц. прогнозирования, 2002. - 551 с.
Сангадиева И., Новолодская Г. (Восточно-сибирский государственный технологический университет). Методические указания по составлению «кейс-стади» по курсу экономики – Режим доступа: http://referat.cis2000.ru/books/book6/chl_11.shtml.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ
Отчет по педагогической практике должен содержать 15--20 страниц текста и иметь:
· - титульный лист
· - содержание
· - тематические разделы
· - приложения.
Оформление титульного листа приведено в приложении 1.
Содержание включает наименование тематических разделов с указанием номера их начальной страницы.
В тематических разделах даются
· методические разработки учебных занятий (планы и конспекты занятий);
· методический анализ одного из занятий, проведенного другим магистрантом или преподавателем;
· - тестовые задания для контроля знаний студентов;
· список основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями проведенных занятий;
· разработанный сценарий деловой игры и т.д.
В приложение к отчету может быть включена разработанная в соответствии с требованием ФГОС ВПО учебная программа.
- Работу оформляют на одной стороне листа бумаги формата А-4.
- Текст печатают шрифтом № 12 через 1,5 интервала, соблюдаю размеры полей:
- левое - не менее 30 мм,
- правое - не менее 10 мм,
- верхнее - не менее 15 мм,
- Названия разделов и подразделов отделяют пробелом в 2 интервала.
- Приложения в общий объем отчета не входят. В тексте отчета должны быть даны ссылки на приложения.
- Отчет должен быть подписан аспирантом и руководителем практики.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В ходе осуществления педагогической практики магистранту целесообразно обеспечить доступ к необходимой информации для ведения самостоятельной работы, сбора материала и составления отчета (учебная аудитория, компьютерный класс с доступом в Интернет)
Материально-техническое обеспечение учебной практики должно обеспечивать безопасный уровень условий труда.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО
№_____ от_________________ д.э.н., профессор
Нестеренко Ю.Н.
(подпись, ф.и.о.)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочей программе Учебной практике
по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»
магистерской программы «Современный банкинг»
на 2016/2017 учебный год
Сентябрь 2016 г.
1. Разработана рабочая программы Педагогической практики в соответствии с требованиями ФГОС 38.04.01 направления «Экономика»
Составители подпись д.э.н., профессор Нестеренко Ю.Н..
к.э.н., доцент Осиповская А.В..
Дата
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО
№_____ от_________________ д.э.н., профессор
Нестеренко Ю.Н.
(подпись, ф.и.о.)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочей программе Учебной практике
по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»
магистерской программы «Корпоративные финансы»
на 2016/2017 учебный год
Сентябрь 2016 г.
2. Разработана рабочая программы Педагогической практики в соответствии с требованиями ФГОС 38.04.01 направления «Экономика»
Составители подпись д.э.н., профессор Нестеренко Ю.Н..
к.э.н., доцент Осиповская А.В..
Дата
Приложение 1
Образец оформления титульного листа отчета
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
Отчет
по педагогической практике
в _______________________________________________________
(наименование предприятия, учреждения, организации)
Студента 2 курса магистратуры экономического факультета ИЭУП РГГУ ___________________________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель: _____________________ (Фамилия, имя, отчество)
Москва 2016
[1] для ОП Современный банкинг
[2] для ОП Корпоративные финансы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра финансов и кредита
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
(педагогическая)
Рабочая программа
для магистратуры по направлению 38.04.01 – Экономика
Программы:
Корпоративные финансы,
Современный банкинг,
Москва 2016
Программа педагогической практики
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО
Финансов и кредита Экономика
№_____ от_____ ___________________
__________Ю.Н. Нестеренко
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой подпись Нестеренко Ю.Н.
дата
Составители подпись Нестеренко Ю.Н.
Осиповская А.В.
дата
Директор Научной библиотеки подпись Батова Л.Л.
дата
© Российский государственный гуманитарный университет, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………………….. 4
Рабочая программа практики….…….……………………………………………………… 7
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 7
1.1 Цель и задачи педагогической практики………. ……………………………………………… 7
1.2.Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по практике (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате……………………………………………………………………………………………………..8
1.3. Место практики в структуре основной образовательной программы…….………...10
2. Структура практики……….………………………………………………………….... 10
3. Содержание практики……………………………………………………………………12
4. Информационные и образовательные технологии…………………………………... 13
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам практики…………………. …………………………………...…14
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе практики……….………………………………………………………………………………………..…14
5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности……………………………………………………………….16
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания…………………………………………………………17
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики……………...........18
7. Учебно-методическое обеспечения практики…………………………………..............21
8. Материально-техническое обеспечение практики………..……………………….......22
Лист изменений в программе педагогической практики ………….. ………………....23
Приложение…………………………………………………………………………………....24
АННОТАЦИЯ
Педагогическая практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является частью блока «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» (вариативная часть) и является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 38.04.01 «Экономика» профили: «Корпоративные финансы», «Современный банкинг».
Педагогическая практика представляет элемент образовательной программы, направленный на практико-ориентированную подготовку магистров.
Педагогическая практика реализуется кафедрой финансов и кредита экономического факультета ИЭУП РГГУ.
Целью педагогической практики является обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом и практического опыта внедрения этих знаний в учебный процесс. Научно-педагогическая практика имеет целью овладения основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской деятельности.
Задачи практики:
· закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
· овладение навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности;
· овладение навыками преподавания экономических дисциплин;
· овладение методами разработки учебно-методических материалов;
· получение навыков самообразования и самосовершенствования, их применение в решении конкретных педагогических задач;
· изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;
· изучение методики подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий;
· развитие у магистрантов личных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в основной образовательной программе.
Педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций выпускника
- общекультурных:
способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- общепрофессиональных:
готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- профессиональных:
способности применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях высшего образования, дополнительного образования (ПК -13);
способности разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного образования ( ПК -14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
· современные образовательные информационные технологии и использовать их в учебном процессе (ПК-13);
· методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);
· основы педагогического общения (ОК-2).
Уметь:
· совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, творческий потенциал (ОК-3);
· разрабатывать и применять современные образовательные технологии для преподавания экономических дисциплин в высших образовательных учреждениях (ПК-13);
· формулировать и решать различные научно-педагогические задачи (ОК-1; ПК-13);
· разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин (ПК-14).
Владеть
· навыками публичной и научной речи для проведения разнообразных форм учебных занятий (ОПК-1);
· навыками отбора материала и построения учебных занятий с учетом закономерностей и современных требований диалектики научного познания (ОК-1);
· навыками научно-педагогической деятельности (ПК-13).
Программой предусмотрен промежуточный контроль в форме зачета, который выставляется по результатам защиты отчета по результатам учебной практики.
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА