Программа производственно- педагогической практики
Цель практики:– становление специальной компетентности студентов в процессе решения профессионально-управленческих задач в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи профильной практики:
1. Ознакомить студентов с деятельностью руководителя ДОУ.
2. Развитие основных управленческих умений студентов: анализировать, планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность ДОУ.
3. Развитие умений проектировать варианты совершенствования системы управления ДОУ.
4. Совершенствование умений студентов взаимодействовать с субъектами управленческого процесса в условиях решения профессионально- управленческих задач.
Организация практики:
Срок прохождения 4 недели на базе ДОУ г.Уфы. Студенты распределяются в ДОУ по 2-4 человека. Допуском к работе является санитарная книжка с данными медицинского осмотра в соответствии с требованиями к специалисту, работающему в дошкольных учреждениях.
Работая в ДОУ, студенты подчиняются правилам его внутреннего распорядка м утвержденному графику работы( с учетом длительности рабочего дня: 6 часов).
Руководство практикой от базового образовательного учреждения осуществляется руководителем ДОУ, от кафедры ИП Института педагогики «БГПУ им.М.Акмуллы»- курсовым и групповым руководителем- преподавателем кафедры.
Содержание практики:
1часть практики
Первая часть практики длится 1 неделю.
1. Заведующая знакомит студентов с основными направлениями и видами деятельности руководителя:
- организация производства;
--финансово-хозяйственная деятельность;
-работа с кадрами;
-управление педагогическим процессом;
-работа с родителями;
-работа по связи ДОУ с другими учреждениями (школы, поликлиники, библиотеки, продовольственные и промышленные базы и др.)
2. Студенты изучают состояние управления ДОУ на основе программы с помощью комплекса методов:
-анализ документации;
-беседы с руководителями, сотрудниками и родителями;
-наблюдение за работой руководителя;
-анкетирование и тестирование заведующей и педагогических сотрудников.
Результатом ознакомительной части практики является отчет по выполнению программы изучения. В отчете по каждому разделу программы приводятся данные и выводы о состоянии рассмотренных вопросов, подводится общий итог. К отчету обязательно прилагаются результаты ресчетов показателей- «количество ставок педагогического и административно- обслуживающего персонала, приходящегося на одного ребенка» и «время индивидуального педагогического общения взрослого и ребенка», а также оценки управленческой компетентности заведующей ДОУ и методики изучения профессионально- педагогической ориентированности воспитателей.
2 часть практики
1. Студенты включаются в работу заведующей. Для этого совместно с заведующей студент разрабатывает примерный индивидуальный план участия в решении задач управления ДОУ(с учетом текущей деятельности руководителя и потребностей ДОУ) на протяжении всей практики. Индивидуальные планы согласуются с групповым руководителем практики. В плане указываются: вид управленческой деятельности, задачи или мероприятия ,содержание работы, сроки.
2. Студенты самостоятельно работают в качестве заведующей 5 дней. Заведующая помогает студенту составить план-график на день (время, содержание работы, ожидаемый результат), исходя из циклограммы своей деятельности. Каждый самостоятельный день анализируется заведующей, на основе этого студент делает самоанализ своей работы.
3. Студенты выполняют 5 исследовательских заданий: практическое, аналитическое, творческое, производственное и организационное. Содержание заданий разрабатывается преподавателем, руководящим практикой.
4. Студенты проводят исследовательскую работу по проблемам совершенствования управленческой деятельности конкретного ДОУ.
Отчеты о выполнении заданий сдаются руководителю практики, который предварительно ознакомился с качеством исполнения заданий на практике.
Подведение итогов практики:
1.Совещание в ДОУ.
2. Подведение итогов на занятиях по дисциплине «Управление ДОУ».
3. Итоговая конференция – представление и защита лучших отчетов о выполнении содержания практики.
Отчетная документация:
1. Отчет «Состояние управления ДОУ: анализ достижений и проблем».
2. Отчет студентов о выполнении исследовательских заданий.
3. Индивидуальный план участия в решении задач управления ДОУ с приложением отчета о выполнении плана.
4. Планы-графики самостоятельных дней с самоанализом.
5. Разработанный студентом годовой план работы ДОУ.
6. Разработанный студентом месячный план методической работы( старший воспитатель).
7. Анализ занятия воспитателя.
8. Конспект консультации с педагогом ДОУ.
9. Характеристика-отзыв, написанный заведующей с предполагаемой оценкой (роспись заведующей, печать ДОУ).
10. Отчет исследовательской работы по ВКР.