Конкурс агитбригад на межшкольном и/или региональном уровне
(совместно с партнёрами РСО)
Творческая работа в произвольной форме, которая включает в себя защиту одной из самых востребованных рабочих профессий.
Задачи команды: раскрыть важность профессии, описать ее специфику, рассказать о путях её получения,показать своё представление об условиях профессиональной деятельности, личностно-профессиональных качествах, способствующих эффективности в трудовой жизни. Выступление агитбригады — это многожанровое действие, со своим сценарием и режиссёрской постановкой, определяется продолжительность выступления, которая жестко регламентируется штрафными баллами.
Критерии оценки выступления агитбригады:
- соответствие жанру (агитационный уровень сценария, его актуальность и пропаганда рабочих профессий);
- информативность (соответствие формы и содержания выступления заданной теме);
- сценическое мастерство участников (использование поэтического и музыкального материала, танцевальных элементов, наглядной агитации и др.);
- художественное оформление (звук, видео–сопровождение и др.)
- наличие единой формы участников агитбригады или стиля.
Творческая презентация в формате агитбригад (РСО)
1. Провести самостоятельное исследование типа профессий, выбранной в результате жеребьёвки. Для этого можно воспользоваться книгами, брошюрами, методическими материалами, видеопрофессиограммами, которые находятся у организаторов.
2. При поддержке своего вожатого подготовить:
творческую презентацию типа профессий, в которой необходимо рассказать о подтипах, представить профессии, которые к ним относятся: раскрыть их важность, описать специфику, требования к индивидуальным особенностям специалистов данных профессий, медицинские противопоказания, родственные профессии, рассказать о путях получения профессии. Презентация может представлять собой многожанровое действие (песни, стихи, пословицы, демонстрация спецодежды, танцы, сценки и т.д.), объединенное оригинальным сценарием и единым режиссёрским решением, продолжительностью 5-10 мин.
3. Представить рекламный слоган типа профессии (рекламный девиз, лаконичная, легко запоминающаяся фраза)
4. Выступить с творческой презентацией и одержать победу в конкурсе
Критерии оценки:
- информативность (соответствие формы и содержания выступления заданной теме);
- сценическое мастерство участников;
- музыкальное и художественное оформление;
- соответствие временному регламенту.
Мероприятия, проводимые РДШ в рамках «Популяризации профессий» будут иметь более логичный, непрерывный и качественный характер, если согласовывать эту деятельность с уже имеющимися наработками в области профориентационной деятельности педагогов-психологов в школах, а также привлекать к сотрудничеству организации-партнеры, внесенные в перечень региональных организаций, взаимодействующих с пилотной школой в субъектах РФ.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Годовой график мероприятий по направлению деятельности Российского движения школьников «Популяризация профессий» учитывает рекомендуемые мероприятия направления, проводимые учредителями; годовая сетка единых действий; основные мероприятия, организуемые РДШ в первичном объединении.
Месяц проведения мероприятия | Проводимые Мероприятие | Возрастная группа (лет) | ||
8-12 | 13-15 | 16-18 | ||
Сентябрь | Мероприятия по привлечению и мотивированию обучающихся | 1. Встречи-беседы вожатых с обучающимися 2. Информационное обеспечение | ||
Октябрь | 15-25.10 Ежегодный осенний всероссийский слет школьных отрядов* (организация профильных событий) | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ | + | + | + | |
Ноябрь | Проведение установочных встреч по проектной деятельности. Проектная деятельность. | + | + | + |
Декабрь | 9.12. –День героев Отечества России* | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ (возможная тематика: Герои и ветераны труда) | + | + | + | |
Январь | 17.01 – День детских изобретений. Всероссийский детский научный форум* | |||
Организация профильных событий | + | + | + | |
Февраль | 20-23.02 – День защитника отечества* | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ (возможная тематика: «Есть такая профессия – Родину защищать») | + | + | + | |
Март | Единый день профориентации* | |||
Организация профильных событий | + | + | + | |
Апрель | 12.04 – День космонавтики* | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ | + | + | + | |
Май | 1-10.05 – Ежегодный весенний/летний слет школьных отрядов* | |||
Организация профильных событий | + | + | + |
* рекомендуемые мероприятия направления, проводимые учредителями; годовая сетка единых действий;
** основные мероприятия, организуемые РДШ в первичном объединении.
При составлении плана мероприятий желательно учитывать возможности проведения образовательных программ по повышению квалификации вожатых и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
В предложенной сетке годовых мероприятий заложено достаточное количество предлагаемых мероприятий. Однако, желательно в первичной организации проводить не менее 3-х мероприятий, для каждой возрастной группы (это минимальное количество мероприятий). В каждом учебном заведении, учитывая регион или город, могут быть свои мероприятия и их количество. В таблице заложены направления деятельности, и оставлена вариативность выбора конкретного мероприятия из данного направления. При планировании «Образовательных мероприятий и программ» предлагается самостоятельно решать состав мероприятий, которые будут проведены. Например, в октябре старшеклассникам можно предложить интерактивную игру «Суд», учащимся средней школы интерактивную игру «Что? Где? Когда?», обучающимся младшего возраста - встречу с интересными людьми. Запланированное в ноябре мероприятие «Проведение установочных встреч по проектной деятельности. Проектная деятельность» связано с тем, что некоторые виды научно-изобретательской или другой проектной деятельности могут быть разной длительности (от одного до нескольких месяцев), чаще всего такие программы должны проводиться совместно с партнёрами РДШ. Поскольку результатом успешной проектной деятельности является какой-либо продукт, то рекомендуется завершать данную работу проведением «Профильных событий», где у обучающихся будет возможность продемонстрировать свои наработки.
Целевая аудитория предложенных методических рекомендаций – старший вожатый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешная реализация деятельности по направлению «Популяризации профессией» Российского движения школьников будет способствовать расширению информированности обучающихся в многообразии профессии, как рабочих, так и высокотехнологичных, и наукоёмких, как в особенностях регионального рынка, так и с учетом современных интеграционных и миграционных процессов, это позволит сориентироваться и сделать осознанный выбор профессии, своего будущего, будущего своей страны. Весь спектр деятельности Российской организации РДШ направлен на воспитание и развитие современных обучающихся, на содействие формированию личностного потенциала Гражданина России, живущего и действующего в соответствии с российской системой ценностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008. – 336с.
2. Мастерская вожатого: руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
3. Профориентационная работа в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы/Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М: Центр «Школьная книга», 2010.
4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие – М.: Академия, 2014. – 304 с.
5. Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Самостоятельная работа студента в компетентностном формате: учебно-методическое пособие. – М.: Спутник + , 2013. – 50 с.
6. Этнопсихология: вопросы теории и практики/ред. О.Е.Хухлаев. – М.:МГППУ, 2006.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
3. Леванова Е.А., Абраменко О.А., Волошина А.Г., Волошин А.Г., Вдовина О.В., Плешаков В.А., Попова О.И., Телегина И.О., Улитин И.И. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих. – М.: Изд-во Омега-Л, 2002. – 96 с.
4. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – 3-е изд. – СПб.: «Питер», 2012. – 208 с.
5. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – СПб.: Питер, 2012. – 368с.
6. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Издательство Юрайт, 2016. — 405 с.
7. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический Проект; Триста, 2009. – 128с.
[1] Сайт РДШ.рф (дата доступа 03.07.2016)
[2] См. список рекомендуемой литературы
[3] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[4] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[5] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[6] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[7] Модификация игры «Суд» Хухлаева О,Е.
[8] Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
[9] Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.