Популяризация научно-изобретательской деятельности, поддержка и развитие детских проектов.

Цель научно-изобретательский и проектной деятельности – понимание и применение учащимися знаний, умений, формирование и развитие навыков, компетенций на интеграционной основе (при изучении различных предметов), что способствует созданию какого-либо проекта (продукта).

Деятельность РДШ в данном направлении подразумевает популяризацию научно-изобретательской деятельности, а также поддержку и развитие детских проектов. В рамках этого направления желательно использовать наработки и привлекать партнеров РДШ к совместной работе. Это даст возможность обучающимся не только приобрести знания и умения, но и, навыки и компетенции в различных видах деятельность. Так, например, один из партеров РДШ предлагает опыт использования электронных технологий в области организации деятельности «Электронной школьной республики», где обучающиеся приобретают опыт принятия решений в области архитектурных, строительных, экономических задач.

Музей «Экспериментариум» также предлагает более мотивированным обучающимся по направлениям биоинформатики, химии, астрофизики, нанотехнологий и др. проектную деятельность с проведением конкурсов лучших проектов. Так же возможно использовать опыт «Проекториума» г. Ярославля, который позволяет создавать дистантные проектные команды, деятельность которых подкрепляется оффлайн-событиями (форумами). Желательно, в рамках проектной деятельности рассмотреть возможность организации стажировок на предприятиях для старшеклассников, а также игровой вариант для обучающихся младшего возраста, применяя опыт проектов «Кидзания» и «Мастерславль».

Поскольку проектная деятельность подразумевает достаточно протяжённую работу по времени (от 1-2 недель до нескольких месяцев), то запускать её лучше вначале учебного года, а во второй половине учебного года проводить отчетные события по результатам реализации проектов.

Вся информация о партнёрских программах на сайте РДШ.рф.

Схематично структура проекта состоит из следующих элементов:

1. Название проекта, вид деятельности.

2. Авторы, соавторы. Общий состав участников проекта.

3. Анализ проблемы и её актуальность.

4. Цель и решаемые задачи в соответствие с поставленной целью.

5. Ожидаемые результаты деятельности в ходе выполнения проекта.

6. Сроки реализации.

7. Ресурсы необходимые для реализации проекта.

8. Критерии оценки ожидаемых результатов проекта.

В рамках школьной среды вожатый может предложить старшим обучающимсяпроект «Web-квест». Это – выполнение задания с некоторыми заданными свойствами, представляет собой поисково-исследовательскую деятельность. Поиском информации обучающиеся занимаются в интернет-сети.

Цель: в рамках «Популяризации профессией», целью «Web-квеста» является поиск, представленность, создание единого информационного контента для какой-то определенной профессии или группе профессий.

Возрастная аудитория: 13-15, 16-18 лет.

Время и материалы: от 1-2 недель до 2 месяцев, мультимедийное и компьютерное оборудование, доступ к сети Интернет.

Структура (процедура и этапы проведения):

Web-квесты посвящённые популяризации профессий, направлены на поиск информации о профессии, углублении знаний и уточнении особенностей деятельности, путей её приобретения, профессиональной карьере и т.п. – информации расположенной в Интернет среде. Результатом проекта «web-квеста» должен стать целостный материал различных источников и сайтов об исследуемой профессии. Квест может касаться одной профессии или группы профессий. Например, «нотариус» или юридические специальности.

Готовые результаты могут быть представлены в виде:

- базы данных по профессии или группе профессий;

- интерактивной истории, которая имеет гиперссылки и демонстрирует различные варианты продолжения профессиональной деятельности, в зависимости от выбора обучающегося;

- виртуального микромира, площадки для общения обучающихся, выбирающих схожие направления будущей профессиональной деятельности, включающей, например, офф-лайн интервью с представителями данных профессий.

Представление «Web-квеста» происходит по стандартной схеме:

1. Введение, включающее актуальность, цель и сроки.

2. Задача, которую планируется выполнить.

3. Перечень ссылок, ресурсов, тематических форумов и т.п.

4. Описание выполненной работы с указанием этапов деятельности и сроков.

5. Необходимые примечания, пояснения и т.п.

6. Заключение с рекомендациями по применению и использованию.

Например, при создании «Web-портрета профессии» можно разработать определенный перечень элементов, раскрывающих его: презентация профессии (тип, класс); содержание деятельности; пути получения профессии; условия деятельности; требования к знаниям, умениям, профессионально-важные качества, компетенции; качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности; перспективы карьерного роста и др.

Для старшеклассников можно предложить конкурс на создание лучшего Web-квеста о профессии, пригласив для конкурсной оценки специалистов центров занятости, высших учетных заведений, профессионалов в свой деятельности и др.

Разработанные Web-квесты можно в дальнейшем применять в качестве информационного материала для популяризации профессий.

Видео-ряд – представления (формирование стереотипов) о профессиях в фильмах и средствах массовой коммуникации (СМК)

Цель: анализ обучающимися представленности (частоты упоминания) и формирования отношения к представителям разных профессиях в фильмах и СМК.

Возрастная аудитория: 12-15, 16-18 лет.

Время и материалы: С точки зрения времени возможны два варианта работы: первый, проведение анализа построить по типу проектной деятельности, выделив на самостоятельную подготовку материала от одной недели до месяца; второй вариант, работа непосредственно в аудитории – от 20 до 40 минут на анализ СМК.

Материалами для анализа выступают средства массовой коммуникации – интернет, телевидение, газеты, журналы, даже афишные программы и т.п.

Структура (процедура и этапы проведения):

Обучающимся дается время на проведение анализа СМК, с целью выявления наиболее часто упоминающихся профессий, или наоборот, редко, но встречающихся. Содержательный аспект этой информации и т.п.

Обсуждение желательно строить на констатировании фактов и размышлений: почему? Какой образ или стереотип профессии создается? О каких профессиях можно чаще получить информацию?

3. Организация профильных событий – фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов.

Целью организации профильных событий является эффективный способ продвижения направления «Популяризации профессий» и взаимодействие обучающихся с аудиторией, способствующие личностному развитию и общественному признанию обучающихся. И, конечно, соревновательный момент некоторых событийных мероприятий дает возможность развития общеуниверсальных компетенций.

Рассмотрим сходства и особенности предлагаемых мероприятий. Так фестиваль чаще рассматривается как широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром каких-либо достижений. В рамках РДШ по направлению личностного развития это может быть «Фестиваль профессий», где обучающиеся имеют возможность продемонстрировать полученные ранее знания о профессиональном мире – это может быть в форме выступлений, презентаций, стендовых докладов. Хорошо проводить фестивали посвященные проектной деятельности обучающихся, где у них появляется возможность представить свои научно-исследовательские, практико-ориентированные проекты, связанные с определенными профессиональными сферами. Конкурс – отличается от фестиваля тем, что основная задача – участие, которое подразумевает соревновательный момент, когда главной целью является выделение наиболее выдающихся конкурсантов-претендентов на победу. Олимпиада, в свою очередь, это состязание в мастерстве. Такое мероприятие больше подходит для подведения итогов какой-либо научно-изобретательской деятельности или проектов, а также выявления наиболее успешных обучающихся в какой-либо деятельности, способствующей успешности его в будущей профессии. Например, можно (совместно с партнерами, администрацией школы и/или региональных отделений) провести олимпиаду по экономике, выявляющую кто из обучающихся лучше разбирается в мировой экономике.

Так же событийные мероприятия могут быть представлены различными акциями и флешмобами. Акция, в рамках данного подхода, можно рассматривать как определенное действие, совершаемое обучающимися или вожатым совместно с обучающимися для достижения какой-либо цели. Например, можно предложить и спланировать акцию, направленную на привлечение внимания обучающихся к особенностям регионального рынка труда или акция, посвященная популяризации определенной профессии. Классический вариант флешмоба, как событийного мероприятия в рамках направления «Популяризации профессии», также можно модифицировать в кратковременную акцию с целью привлечения внимания. Например, во время фестивалей профессий или других мероприятий, имитировать действия каких-либо профессиональных коллективов (Клиниг-агенств (специалистов по уборке помещений, территорий и т.п.), команды Пит-стопа (специалистов, осуществляющих технические работы, замену покрышек во время остановки гоночной машины), рабочих конвейерного производства и т.п.). Суть состоит в том, чтобы заранее договориться о выполнении продуманного сценария действий, и в установленном месте и в установленное время – сделать ЭТО действо ВМЕСТЕ! Внезапно собраться, сделать действие – например, как говорилось ранее, имитировать работу команды Пит-стопа, и разойтись. Если это происходит в рамках каких-либо крупных событийных мероприятиях, то можно заранее обговорить с различными школьными командами проведение нескольких таких флешмобов на разные темы, а потом (спустя какое-то время) опросить «случайных» участников, зрителей о том какой флешмоб больше всего понравился, какие профессиональные действия были показаны и т.п.

Организация профильных событий может быть на уровне школы. Это могут быть «Фестивали профессией», где группы обучающихся «презентуют» профессии, это могут быть общешкольные конкурсы знатоков профессий по типу «Что? Где? Когда?», одноразовые акции, посвящённые календарному дню профессии (профессиональные праздники), можно объявить конкурс на лучший Web-квест и т.п.

Как уже говорилось ранее, профильные события можно организовывать совместно с партнерами, или участвовать в событийных мероприятиях, предлагаемых партнёрами РДШ. Например, программа «Конкурс агитбригад» представленная партнерами РДШМолодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» (РСО) (более подробная информация на сайте РДШ.рф)

Конкурс агитбригад

Агитбригадный жанр может выступать средством воспитания социально активной личности. Это доступный жанр, удобная и мобильная форма для любых участников, организаций и условий.

Цель конкурса: популяризация профессий среди учащихся средних и старших классов.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о разнообразии профессий, рынке труда.

2. Сформировать позитивное отношение к труду.

3. Пробудить интерес подростков к поиску информации о профессиях и выбору профессии.

4. Популяризировать рабочие профессии среди подрастающего поколения.

5. Организовать познавательный, активный и содержательный досуг обучающихся.

Адресаты проекта: Участниками конкурса являются учащиеся 6-9 классов.

Результаты:

1. Расширение знаний и представлений о доступных профессиях среди обучающихся.

2. Актуализированная потребность у обучающихся в выборе профессии, согласно своим способностям и потребностям общества.

3. Реализация творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Порядок проведения:

1. Распределение и выбор группой обучающихся профессии и группы профессий. Профессии могут распределяться организаторами между классами и участниками, или выбирать профессии, которые они в дальнейшем будут представлять, делать это можно самостоятельно и коллективно, на своё усмотрение.

2. Подготовка творческого выступления.

Принципы агитбригадного жанра: принцип творчества, нравственности, злободневности, целостности. Выступление агитбригады – это творческая работа в произвольной форме, которая включает в себя защиту одной и группы самых востребованных рабочих профессий. Задачи участников: раскрыть важность профессии, её преимущества, описать ее специфику, рассказать о путях её получения, показать своё представление об условиях профессиональной деятельности, личностно-профессиональных качествах, способствующих эффективности в трудовой жизни. Выступление агитбригады — это многожанровое действие, со своим сценарием и режиссёрской постановкой, продолжительностью до 5 минут.

3. Конкурс агитбригад на школьном уровне. Выступление творческих агитационных команд обучающихся. Для оценки приглашаются специалисты молодёжных центров занятости, психологи, социальные работники, представители крупных компаний города, региона.

Критерии оценки:

- соответствие жанру (агитационный уровень сценария, его актуальность и пропаганда рабочих профессий);

- информативность и соответствие формы и содержания выступления заданной теме;

- сценическое мастерство участников (использование поэтического и музыкального материала, танцевальных элементов, наглядной агитации и др.);

- художественное оформление (звук, видео–сопровождение и др.)

- наличие единой формы участников агитбригады или стиля.

4. Гастроли победителей конкурса, выездные показательные выступления перед обучающимися региона.

Наши рекомендации