Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса (методические рекомендации) VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
Урок в музыкальной школе – виды и принципы построения.
Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как
следствие, – повышение интеллекта. Этим целям подчинены задачи и методики преподавания, о которых пойдет речь в данной работе.
Целью работы - познакомить с разновидностями уроков и методиками их проведения.
Цели урока
Урок представляет собой ограниченную во времени (30 – 40 минут), организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия
учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.
Урок по специальности в музыкальной школе состоит из:
- анализа,
-редактирования,
-овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями,
-проработкой сложных мест изучаемого материала,
-овладением целостности изучаемого материала или его части,
-домашнего задания.
Урок по специальности с одной стороны, казалось бы, легче, чем групповые занятия, например, по сольфеджио или по хору, или в общеобразовательной школе. Но есть один очень важный отличительный момент – это то, что ученика надо именно научить играть на инструменте, пусть даже очень простые вещи, но правильно и грамотно. Ведь каждое движение, изучаемое на уроках по специальности – это «кирпичик» огромных знаний, умений, привычек, которыми ученик будет в дальнейшем пользоваться ежедневно, изучая новые произведения. И поэтому здесь, в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика, процесс обучения не может быть строго распланированным.
Что же такое цель, и какие цели урока ставит учитель? Общепринято, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень знаний и умений , развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не могут сводиться только к передаче учащимся готовых выводов.
Каждый урок специальности имеет свои цели, которые ведут к достижению одной, более глобальной – научить играть самостоятельно, играть правильно, осмысленно передавать характер исполняемого. Выполнение целей каждого урока в отдельности зависит от многих факторов: психические и физические особенности ученика, эмоциональное состояние на уроке, подготовленность ученика к уроку и др., в том числе и от правильного выбора вида и типа урока.
Виды уроков
В общеобразовательных и музыкальных школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.
Типы уроков
Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. От постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:
-Урок, посвященный изучение нового материала,
-урок – исправление ошибок,
-урок – закрепление пройденного,
-комбинированный урок.
Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.
В старших классах, особенно в выпускном или при подготовке к конкурсу, проигрывание всей программы может занимать довольно много времени. И в этом случае не остается времени на ее обсуждение, исправление ошибок, закрепление знаний и навыков. Именно поэтому рекомендуется делать уроки спаренными, чтобы можно было выполнить необходимые задачи.
Структура урока
Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.
Планирование урока учителем – последовательность деятельности на уроке делает урок целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время. Для этого учителю необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены, и чего он желает достигнуть с учеником не только на этом уроке, но и представлять конечный результат всей работы.
План урока может меняться по ходу. Это может быть связано с неготовностью ученика заниматься (нерабочее состояние), с неподготовленностью ученика к уроку, с плохим пониманием учеником требуемого от него, со сложностью овладения некоторыми приемами исполнения и др.
Типовая структура урока:
-проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),
-продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),
-освоение нового материала (если в этом есть необходимость),
-подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке),
-запись домашнего задания.
Методы преподавания
Методика проведения урока.Методика проведения урока целиком и полностью должна быть направлена на выполнение целей и задач урока и основных задач по воспитанию ученика, а значит, она неразрывно связана с видами, типами и структурой уроков. В зависимости от того или иного вида и типа и их комбинаций (сочетаний) будут зависеть и методы преподавания.
Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний:
-метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения,
-метод показа (исполняет сам педагог),
-метод устного объяснения,
-метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей,
-ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).
При работе над новым материалом обычно используются следующие методы:
-инструктаж (устное разъяснение),
-метод показа (исполняет сам педагог),
-тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).
Однообразие и монотонность образовательного процесса губительно на любом этапе обучения, особенно начальном. Если из урока в урок звучат одни и те же такты и фразы произведения, а к ним предъявляются одни и те же требования, рекомендации, слова и интонации, с которыми они были сказаны, восприятие учеником того, что говорит педагог, резко снижается. Если ученик долгое время не может выполнить задание педагога, то необходимо либо «забыть» на время об этой проблеме, либо подойти к ней с другой стороны. Не следует жёстко планировать и проводить урок. Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть готов к импровизации своих действий в зависимости от реакции, действий и внимания своего ученика. Живость, непосредственность общения учителя с учеником будет способствовать созданию творческой атмосферы на уроке.
Конкретная регламентация того, что предстоит сделать ученику, должна сочетаться с предоставлением ему возможности для собственного творчества. Любая работа, которую ученик может выполнить самостоятельно, должна делаться им самим:
-рисунок ,рассказ к изучаемому произведению,
-поиск альтернативных вариантов аппликатуры, приёмов игры,
-досочинение мелодии,
-вариации к мелодии,
-сочинение второго голоса,
-интерпретация музыки и т.д.
При подобном методе работы создаются предпосылки для реализации творческого потенциала ученика, развиваются мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазия, формируется находчивость, сообразительность, изобретательность.
Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна - ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, а значит, активно участвует в проведении урока.
Сложная работа, требующая больших усилий со стороны маленького ученика (обычно это освоение нового материала, технически сложные места), должна перемежаться с работой, которая ему хорошо знакома и с которой он легко может справиться (повторение ранее выученных пьес, исполнение легких упражнений). Такое чередование сложного и простого поможет избежать быстрого утомления ребёнка, поддержать его интерес к занятиям.