Обоснование структуры программы учебного предмета

Предметная область

ПО.02. Теория и история музыки

Программа

По учебному предмету ПО.02.УП.01. Сольфеджио

Г.

Разработчики программы — старший преподаватель теоретического отдела МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ» Травкина М. С. и заместитель директора МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ» Трофимова В. М.

Рецензенты — преподаватели теоретического отдела МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ» Лоцманов А. Б. и член Союза композиторов Российской Федерации, действительный член Петровской академии наук и искусств, председатель музыкального отделения Петровской академии наук и искусств, член Союза концертных деятелей Российской Федерации, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, член Российского межрегионального союза писателей, член Региональной общественной организации композиторов и музыковедов "МФ Санкт-Петербурга", Лауреат премии им. Г.В. Свиридова Поддубный С. Н.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

-Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках сольфеджио;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

работы;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебная литература,

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература.

Пояснительная записка.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано»,«Струнные инструменты», «Народные инструменты «Духовые и ударные инструменты»,

Предлагаемая программа предназначена для обучения по предмету «Сольфеджио» обучающихся в детской школе искусств.

Предмет «Сольфеджио» является обязательной учебной дисциплиной, ставящей своей целью развитие музыкального слуха, памяти, ритма, творческих навыков у обучающихся.

Уроки сольфеджио знакомят обучающихся с основами теории музыки, способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса. Предмет «Сольфеджио» включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись (диктант), а также сольфеджирование, т. е. пение нот с произнесением их названий (термин “сольфеджио” произошел от названий нот соль и фа). Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, развивают вокальную память.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте.

2. Срок реализации программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет — 8 лет.

Срок реализации программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет составляет 5 лет.

Срок реализации программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

«Сольфеджио»:

Таблица 1.

Нормативный срок обучения – 8 (9) лет.

Классы   8 лет обучения   9 лет обучения      
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 641,5      
Количество часов на аудиторные занятия 378, 5      
Количество часов на внеаудиторные занятия      
  Консультации    

Примечание: Консультации не включены в максимальную учебную нагрузку для учета часов по темам обучения.

Таблица 2.

Нормативный срок обучения – 5 (6) лет.

Классы   5 лет обучения   6 лет обучения      
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 412,5      
Количество часов на аудиторные занятия 247,5      
Количество часов на внеаудиторные занятия      
  Консультации    

Таблица 3.

Таблица аудиторных часов предмет Сольфеджио, 8 лет обучения

Предметная область 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл Всего
 
Обязательная часть 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 378,5
Самостоятельная работа
ИТОГО: 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 641,5
Консультации ( в год)  
Максимальная учебная нагрузка 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 661,5

Таблица 4.

Таблица аудиторных часов предмет Сольфеджио, 9 лет обучения

Предметная область 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл Всего
 
Обязательная часть 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
Самостоятельная работа
ИТОГО: 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Консультации  
Максимальная учебная нагрузка 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5

Таблица 5.

Таблица аудиторных часов предмет Сольфеджио, 5 лет обучения.

Предметная область 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл Всего
 
Обязательная часть 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 247,5
Самостоятельная работа 16,5
ИТОГО: 2,5 2,5 2,5 2,5 412,5
Консультации
Максимальная учебная нагрузка 2,5 2,5 2,5 2,5 428,5

Таблица 6.

Таблица аудиторных часов предмет Сольфеджио, 6 лет обучения.

Предметная область 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл 6 кл Всего
 
Обязательная часть 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
Самостоятельная работа
ИТОГО: 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Консультации
Максимальная учебная нагрузка 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий — мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), а также, в особых случаях — индивидуальная из вариативной части (предмет по выбору). Продолжительность урока — 40 минут. В первом классе недельная нагрузка аудиторных занятий — 1 час, начиная со 2-го класса недельная нагрузка аудиторных занятий — 1,5 часа.

5.Цели и задачи предмета Сольфеджио:

а) Цель программы — развитие музыкальных данных обучающихся, знакомство с теоретическими основами музыкального искусства, развитие творческих задатков, знакомство с музыкальными достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурными особенностями региона. Выявление одарённых детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

б) Задачи:

1.Формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, владение профессиональной музыкальной терминологией.

2. Формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом.

3. Формирование у наиболее одарённых детей мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в музыкальные образовательные учреждения.

Основные задачи программы:

Обучающая.
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Развивающая.
Интеллектуальное и духовное развитие личности, развитие художественного мышления, формирование музыкального кругозора, развитие музыкальных и творческих способностей, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, приобщение к общечеловеческим ценностям, укрепление психического и физического здоровья.

Воспитательная.
Воспитание творческой личности, раскрытие волевых качеств обучающихся: развитие мотивации к познанию и творчеству; развитие внимания, трудолюбия, дисциплинированности, активности, взаимодействие преподавателя с семьёй обучающегося, профилактика асоциального поведения.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".

Наши рекомендации