Общая характеристика учебного предмета. Изучение истории в средней (полной) школе строится на знании полученных учащимися в рамках учебного предмета «История

Изучение истории в средней (полной) школе строится на знании полученных учащимися в рамках учебного предмета «История. История России» в 6—9 классах основной школы. Предполагается, что учащиеся имеют определенный багаж знаний в этой области, поэтому цели данного курса:

- углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет более глубокого освещения актуальных проблем содержания курса, раскрытия многомерности исторического процесса;

- способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

- помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых компетенций.

Задачами изучения курса истории в средней (полной) школе являются:

- воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к своему Отечеству как обществу и государству, обладающих неповторимой многонациональной историей и культурой;

- формирование умений анализировать текст учебника, исторического источника, сопоставлять данные из разных источников (включая электронные ресурсы и Интернет), решать проблемные задания, использовать исторические термины и понятия, знание важнейших дат исторических событий для углубления, расширения и обобщения знаний, определять место и роль России в мире;

- развитие способностей синхронизировать события мировой и российской истории, рассматривать историю как многофакторный процесс, уважать общечеловеческие ценности (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т. д.);

- формирование этических и эстетических потребностей (видеть красоту в культуре, архитектуре), гражданской позиции, общекультурной эрудиции, толерантного отношения к культурным традициям и представителям различных народов России и мира.

При изучении курса «История»в средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах учебников и в поурочно-тематическом планировании курса. Прежде всего следует опираться на знания учащихся по обществознанию, литературе, географии, искусству (мхк) и др.

Содержание учебников, отражая сложность человеческих отношений и состояние постоянного выбора, в котором оказывается человек и общество, может служить основой для разнообразных по форме занятий. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей — это прежде всего исследовательская и проектная деятельность.

Предусмотрена также коллективная деятельность на уроке, проведение дискуссий, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать свое мнение, приводить примеры. Параграфы учебников содержат рубрики: «Вопросы и задания», «Работаем с документами (10—11 кл.)», «Над чем подумать и что обсудить» (10 кл.), «Исследовательская деятельность», «Творческая деятельность» и др. (11 кл.). В конце учебников помещены «Хронология» и словарь терминов (10 кл.).

Таким образом, методический аппарат учебника позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Предусмотрены также разноуровневые задания. Выполнение некоторых заданий требует использования дополнительных источников информации: словарей, справочников, специальной литературы, а также интернет-ресурсов.

Требования к результатам обучения и освоения курса «История»

Личностные результаты:

- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об.исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей их достижения в различные исторические эпохи;

На основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать причину и следствие исторических событий явлений;

- выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятии;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

– способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Поурочное тематическое планирование по курсу «Истории России». 11 класс.

№ п/п № урока Даты проведения уроков Тема раздела и урока Содержание темы (урока) Домашнее задание
Раздел I. Россия во второй половине XIX века (5 часов)
3.09.15 Россия в годы правления Александра II. Начало правления Александра II. Осмысление поражения в Крымской войне (1853-1856). Подготовка к проведению крестьянской реформы. Отмена крепостного права (1861 г.) Великие реформы 60-70-х гг. XIX века. § 19 – 21, стр. 186 – 209.
10.09.15 Россия в годы правления Александра III. Политика контрреформ Александра III. Особенности внешней политики царя. § 24, стр. 227 – 234.
17.09.15 Общественные движения в России в 50-90-е гг. XIX века. Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX века. Противостояние власти и революционеров в 1870-х – начале 1880-х годов. § 22, § 23, стр. 210 – 224.
24.09.15 Внешняя политика России во второй половине XIX века. - основные направления внешней политики Александра II и Александра III; - создание «Союза трёх императоров»; - создание «Тройственного союза» и «Антанты». § 25, стр. 235 – 242.
1.10.15 Русская культура второй половины XIX века. Просвещение. Печать, библиотеки, лицеи. Особенности русской литературы второй половины XIX в. Реализм, критический реализм. Архитектура: неорусский стиль, модерн, эклектика. Живопись: «передвижники». § 26, стр. 243 – 255.
Раздел II. Россия в начале XX века (5 часов) + 1 контрольный урок
8.10.15 Российская империя в начале XX века.   § 1-3
15.10.15 В годы первой революции. Первая российская революция (1905-1907 гг.) Реформы политической системы. § 4-5
22.10.15 Социально-экономическое, политическое развитие России. Внешняя политика. Экономические реформы, аграрные реформы П.А. Столыпина. Переселенческая политика. Новый избирательный закон. Нарастание революционных настроений. Начало Первой мировой войны. § 6, § 7
29.10.15 Репетиционная сессия. Резервный урок (1)  
12.11.15 Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне. Хроника событий. Начало боевых действий (1914). Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв. § 8
19.11.15 Культура России в начале XX века. Русская культура «серебряного века»: символизм, акмеизм, футуризм. Модерн и эклектика в архитектуре. Абстракционизм, кубизм, супрематизм в живописи. § 9
26.11. 15 Контрольный урок по теме «Россия во второй половине XIX — начале XX в.» Сочетание тестовых заданий (с закрытым и открытым типом вопросов) + одно задание аналитического характера.  
Раздел III. Великая Российская революция. Советская эпоха (15 часов)
3.12.15 По пути демократии.   § 10
10.12.15 От демократии к диктатуре.   § 11
17.12.15 Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков.   § 12
24.12.15 Гражданская война и интервенция.   § 13-15
14.01.16 Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь в годы НЭПа.   § 16, 17
21.01.16 Национально-государственное строительство, внешняя политика, культура в годы НЭПа.   § 18, 19
28.01.16 Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 1920х - 1939).   § 20 – 23
04.02.16 Советская страна. Накануне Великой Отечественной войны.   § 24 – 25
11.02.16 Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах.   § 25 - 26
18.02.16 Советский тыл, СССР и союзники в годы войны.   § 27-28
25.02.16 Итоги и уроки Великой Отечественной войны.   § 27-28
03.03.16 Последние годы Сталинского правления. Преобразования в экономике, политике и культуре.   § 29-31, § 32-35  
10.03.16 СССР и внешний мир. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Период перестройки. Внешняя политика 1985 – 1991 гг.   § 36, 37, 38
17.03.16 Контрольный урок по теме «Советская страна в 1917-1991 гг.»    
24.03.16 Репетиционная сессия. Резервный урок (1)  
Раздел IV. Российская Федерация (4 часа)
14.04.16 Начало кардинальных переломов в стране.   §40-42
21.04.16 Россия на рубеже веков.   §40-42
28.04.16 Внешняя политика.   § 43-44
05.05.16 Россия в новом тысячелетии — XXI век.   § 43-44
Раздел V. Итоговое обобщение (2 часа)
12.05.16 Контрольный урок по теме «Российская империя — СССР — Россия в XX-начале XXI века».    
19.05.16 Итоговое обобщение    

Итого – 34 часа, из них резервных уроков – 2 - 29.10.15, 24.03.16 – репетиционные экзамены.

Наши рекомендации