Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования и методических рекомендаций по преподаванию предмета «Физика» в

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования и методических рекомендаций по преподаванию предмета «Физика» в 2016–2017 учебном году, разработанных НМЦРО ЛНР http://www.twirpx.com/file/638470/, с учетом учебного плана школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 11, М.: Просвещение, 2016 г

Программа в 11 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира , постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели обучения физике:

Изучение физики в образовательных учреждений среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение знанийо методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

· овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

· применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

· воспитаниедуха сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники,обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники;

· использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Задачи обучения физике:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

· овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

· приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

· владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основное содержание (68 часов)

п/п Cодержание Количество часов Количество к/р
Магнитное поле -
Электромагнитное поле
Механические колебания -
Механические и электромагнитные волны -
Световые волны
Элементы теории относительности -
Излучение и спектры -
Световые кванты
Атомная физика
Физика Атомного ядра. Элементарные частицы
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил Строение и эволюция Вселенной -
  Всего

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Глава1. Магнитное поле

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Глава 2. Электромагнитное поле.

Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Глава3 Механические колебания

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Энергия колебательного движения

Вынужденные колебания. Резонанс.

Глава 4. Электромагнитные колебания. Производство, передача и потребление электрической энергии

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре.Период свободных электрических колебаний (формула Томсона).Переменный электрический ток. Активное, емкостное, и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока. Электрический резонанс. Генератор на транзисторе. Автоколебания.

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Производство, передача и использование электрической энергии.

Глава 5 Механические и электромагнитные волны

Механические волны. Свойства волн и основные характеристики

Уравнение бегущей волны. Волны в среде. Звуковые волны. Звук.Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование Простейший детекторный радиоприемник

Распространение радиоволн. Радиолокация. Развитие средств связи.

Глава 6. Световые волны

Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Явление полного отражения света. Волоконная оптика

Линза. Формула тонкой линзы. Построение изображений, даваемых линзами.

Решение задач по геометрической оптике. Глаз. Оптические приборы. Дисперсия света.

Интерференция механических и световых волн. Некоторые применения интерференции.

Дифракция механических и световых волн. Дифракционная решетка. Поляризация света.

Глава 7 . Элементы теории относительности

Законы электродинамики и принцип относительности.

Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.

Зависимость массы тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

Связь между массой и энергией.

Глава 8. Излучение и спектры

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

Шкала электромагнитных излучений.

Глава 9 Световые кванты

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Теория фотоэффекта.Фотоны. Гипотеза де Бройля. Применение фотоэффекта. Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

Глава 10 Атомная физика

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Испускание и поглощение света атомами. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Вынужденное излучение света. Лазеры.