Тема 20. Работа социального педагога с одаренными детьми

Что такое одаренный ребенок. Особенности детской одаренно-сти: лидерская, художественная, психомоторная, академическая, интеллектуальная, творческая.

Общие качества личности для всех одаренных детей, скрытая, одаренность. Талантливый ребенок в семье. Отношения родителей к одаренному ребенку, отношения воспитателя и талантливого ребенка.

Статья В.П.Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников».

Вопросы и задания

1. Что такое одаренный ребенок. Типы одаренности.

2. Одаренный ребенок в семье.

3. В.П.Кащенко о «даровитых детях».

Литература к теме

Одаренные дети. - М., 1991.

Как подготовить вашего ребенка к жизни. - М., 1991.

Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973.

Семейное воспитание/Краткий словарь. - М., 1990.

Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология педагогической мысли России. Второй пол. XIX-начало XX в. - М., 1990.

Хромова Т. Одаренные дети//Воспитание школьника. - 1997. - № 4.

Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.

Освальд В. Великие люди. - СПб., 1910.

Фримен Джоан. Ваш умный ребенок. - М., 1996.

Эфроимстор Б.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности ВИНИТИ. - М., 1982.

Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.

Тема 21. Опыт социального воспитания в странах Европы и США

Опыт работы социального педагога в Англии излагает Джил Горелл Барис в книге «Социальная работа с семьями в Англии»,

в которой анализируются особенности подхода к детям из раз-личных семей, а также к детям-сиротам. Рассказывается об осо-бенностях работы с подростками-сиротами, ставшими рано са-мостоятельными .

О социальной работе с детьми, о традициях социальной помо-щи семье и детям в США пишет в своей книге С.И.Чорбинский «Социальная работа и социальные программы в США». Он рас-сказывает об опыте программ «Хелп» и «Хедстарт», о работе со-циального педагога в приютах, с детьми-инвалидами и умствен-но отсталыми детьми, а также о работе в исправительных воспитательных учреждениях. Анализируются задачи учебно-вос-питательных учреждений, социальная политика Федерального правительства, практика существующих реабилитационных цент-ров, а также социальная политика в отношении многодетных и малообеспеченных семей.

Вопросы и задания

1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Ан-глии.

2. Опыт социальной защиты детей в США.

3. Особенности работы со взрослыми в европейских странах.

4. Работа с родителями.

Литература к теме

Джил Торелл Барис. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.

Чорбинский С.И. Социальная работа и социальная программа в США. — М., 1992.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1996.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов дневного отделения, курс на 40 лекционных ча-сов, самостоятельная работа предполагает подготовку студентом рефератов и их защиту на экзаменах или зачете.

№ п/п

Тема

Количе-ство часов

I

1 Социальная педагогика, предмет, задачи, функции

2 Социальная педагогика как часть социальной фило-софии

3 Личность ребенка, развитие, формирование, зави-симость от среды

4 Социальный педагог, его профессионализм

5 Современная система образования, ее социальные функции

II




6 Защита детства и социальная педагогика в истории
образования России с древнейших времен до конца

XVIII в.

7 Государственная политика защиты детей-сирот в

XIX - начале XX в.

8 Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в.

9 Православие и социальное воспитание в истории России

10 Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент сво-бодного воспитания

11 Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т.Шацкого

12 Государственная политика защиты детей в годы со-ветской власти

13 Опыт воспитания социальной личности в коллективе

14 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-но-ваторов 80- 90-х гг.

III

15 Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

16 Детство. Защита детей в современных условиях

17 Работа социального педагога с семьей

18 Социальный педагог в школе и микрорайоне

19 Социальная проблема - трудные подростки

20 Работа социального педагога с одаренными детьми

21 Работа социального педагога со взрослыми

2 2 2 2 2 2




Всего 40 часов

Учебно-тематический план для заочного отделения рассчитан на 18—20 лекционных часов, при самостоятельной работе студен-та над рефератом с его защитой на экзамене или зачете.

Наши рекомендации