Периоды взрослости (ранняя, средняя, поздняя).

  1. Особенности профессионального становления.
  2. Семейная жизнь во взрослом периоде онтогенеза.

Литература основная.

  1. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : [учебное пособие для студентов психол. фак. пед. ин-тов и ун-тов]/ И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Трикста: Акад.Проект, 2011.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2006.

Литература дополнительная.

1. Мухина В.С. Возрастная психология : Феноменология развития: учеб. для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика"/ В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.

2. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: Полный курс психологии развития /Под ред. А.А. Реана . - СПб., М.: прайм-ЕВРОЗНАК, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Задание 1. Прочитайте ситуацию, ответьте на вопросы.

Молодой архитектор Лариса занимается в семье зарабатыванием денег, и у

нее совершенно не остается времени на домашние хлопоты, поэтому воспитанием двухлетнего сына занимается муж Виктор. Его характер - неконфликтный, он предпочитает отмолчаться в случае ссоры. Ларису в последнее время стало беспокоить две проблемы: 1. Она совершенно не может контролировать поведение сына, когда остается с ним наедине - он ее просто не слушается 2. Виктор постоянно выкладывает фотографии с сыном в социальные сети, но ни на одной из них нет Ларисы, он как будто изображает из себя отца-одиночку. Попытки поговорить с мужем не увенчались успехом.

Вопросы.

1. Каковы мотивы поведения Виктора и насколько оправдано волнение Ларисы?

2. Что может произойти в будущем, если не уделять ситуации достаточно

внимания?

3. Что стоит предпринять супругам, чтобы предотвратить развитие ситуации по неблагоприятному сценарию?

Практическое занятие № 25. Кризисы в психическом развитии (взрослый период).

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие кризиса в психологии.
  2. Кризис «середины жизни»: способы выхода.
  3. Другие варианты кризисов во взрослом возрасте.

Литература основная.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010.

2. Мухина В.С. Возрастная психология : Феноменология развития: учеб. для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика"/ В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.

Литература дополнительная.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина; Академия пед. наук СССР .- М. : Педагогика. Т.3 : Проблемы развития психики .- 1983 .- 368 с.
  2. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека : (Метод. пособие) /Акад. психологии, предпринимательства и менеджмента. - СПб., 1997 . - 62 с.
  3. Erikson E. The Life Cycle Completed: A review. – New-York – London, 1982.

Задание 1. Обсудите с родителями, со знакомыми старше 35-40 лет проблему возрастных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предварительно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их тактичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окружающих.

Практическое занятие №26,27 .«Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие».

1. Положения для обсуждения:

  1. Процесс старения и возрастные изменения в организме.
  2. Психологические изменения в личности старого человека.
  3. Профилактика старения.
  4. Когнитивные изменения в пожилом возрасте.

Литература:

    1. Абрамова, Галина Сергеевна Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов по спец.: "Психология", "Дошк. педагогика и психология", Педагогика и психология". - 5-е изд.. - М.: Академический проект: Альма матер, 2005. - 704 с.. - (Gaudeamus; Учебное пособие для вузов).

2. Абрамова, Галина Сергеевна Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.

Практическая часть.

Темы докладов:

  1. Основные теории старения.
  2. Различные аспекты понимания мудрости.
  3. Сравнительный анализ процессов старению у мужчин и женщин.

Заполнить таблицу «Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения».

Типы психологического старения Характеристика Примеры
     
     
     

Таблица. «Типы приспособления личности к старости»



Тип приспособления Характеристика Примеры
     

Таблица. «Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте».

Симптом (Пример) Способ компенсации
   

Литература:

  1. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения / Психология старости и старения. М., 2003.
  2. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения. М., 2003.
  3. Александрова М.Д.Проблемы социальной и психологической геронтологии. СПб., 2004.
  4. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения. М., 2003.
  5. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал, 1994. Т.15. №3. С.99-105.
  6. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности.// Психологический журнал, 1996. Т.17. №6. С.60-71.
  7. Галкин Р.А., Котельников Г.П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №2.
  8. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения. М., 2003. № 5.
  9. Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: Обзор: //Вестник дерматологии и венерологии. 2001 №5. с.15 — 22
  10. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. // Психология зрелости и старения №4(12). 2000. с.5 — 31

Наши рекомендации