Кейс «Психолого-педагогическая поддержка взросления подростков в работе по фильму «Спасите наши души»

Фильм «SOS- Спасите наши души» режиссера И. Авраменко – зеркало атрибутов взросления личности молодых людей. Сколько раз нужно обжечься человеку, чтобы повзрослеть? Главные действующие лица фильма – 13-летние подростки Зина и Миша, живущие в небольшом провинциальном городке. Сложности, с которыми они сталкиваются дома, однажды их толкают их на воровство. Что такое нравственный закон в жизни? Что в современном мире значат деньги? Правда ли, что «чем больше взрослею, тем больше имею»? Просмотр фильма.

Вопросы по кейсу

1. К кому обращено название фильма «SOS- Спасите наши души» ? Чьи души нужно спасать?

2. Что побуждает Зину украсть деньги из дома в первый раз, ведь она это делает не для себя?

3. Почему Зине нравится Миша, а не другие сверстники? Можно ли заключить, что мотоцикл, который имеет Миша – это атрибут взрослости?? И почему Зине легко совершить кражу денег для ремонта Мишиного мотоцикла как сохранении атрибута взрослости?

4. Что позволяет подросткам совершать дальнейшие кражи барсеток из стоящих машин?

5. Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? И справедливо ли утверждение Зины о том, что «дети должны заботиться о своем будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях, а родители-взрослые должны заботиться о себе сами»?

6. Что побуждает их отдать деньги на операцию больной девочке-соседке?

7. Почему при таком нравственном отношении к близкому больному, они шантажируют больного мальчика, сидящего в машине с барсеткой своего отца?

8. Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачивается нравственное отношение?

9. Можно ли сказать, что работал закон социальной справедливости, и подростки превратились из воров в обкрадываемых отцом испуганного ими мальчика?

Задания по кейсу

1. Выделите основные направления развития личностной сферы подростка.

2. Охарактеризуйте основные стратегии взросления подростков в современных условиях.

3. Определите на какие атрибуты взрослости ориентируются современные подростки.

4. Проанализируйте ситуации- как изменялись лично ваши атрибуты взросления с возрастом (на дистанции 10, 12, 14 лет).

5. Подготовьте презентацию по представлению личностного развития и взросления современного подростка. Выступите с презентацией.

Методические рекомендации по решению кейса

1. Ознакомьтесь с разделом «Личностная сфера подростка» в учебной литературе по курсу

2. Проанализируйте понятия «Взросление», «созревание», «зрелость» в психолого-педагогической науке; оформите их в виде психологического словаря.

3. Ознакомьтесь с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов.

4. Проведите подробный анализ проблем подростка, описанных в работах Д.И. Фельдштейна, О.А. Фиофановой.

5. Ознакомьтесь с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов.

Практическое занятие № 21,22,23. Юношество как составная часть онтогенеза психического.

Вопросы для обсуждения.

Ранняя, средняя, поздняя юность.

  1. Особенности самоопределения в юношестве. Типы самоопределения по Т.А. Снегиревой.
  2. Сексуальное развитие в юношестве.
  3. Развитие мышления и рефлексии.

Литература основная.

  1. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : [учебное пособие для студентов психол. фак. пед. ин-тов и ун-тов]/ И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Трикста: Акад.Проект, 2011.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология : Феноменология развития: учеб. для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика"/ В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2006.

Литература дополнительная.

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

2. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: Полный курс психологии развития /Под ред. А.А. Реана . - СПб., М.: прайм-ЕВРОЗНАК, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Задание 1.

Определите разницу между понятиями «самоопределение» и «готовность к самоопределению». Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы.

Практическое занятие №24. Психологические особенности взрослости.

Вопросы для обсуждения.

Наши рекомендации