ТЕМА 15. Общая характеристика развития в период взрослости: ранняя и средняя взрослость

Количество часов аудиторной работы – 4 часа. Самостоятельная работа – 8 часов.

Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев). Понятие «акме».Теоретико-методологические положения в изучении психологии взрослого человека (К.А. Абульханова; Б.Г. Ананьтев; Л.И. Анцыферова и др.).

Возрастной и биографический подходы к изучению человека в различные периоды взрослости. События жизни и их виды. Периодизации психического развития взрослого человека. Модель кризиса и модель перехода. Возрастные кризисы на этапе взрослости.

Общая характеристика периода ранней взрослости. Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста. Задачи развития в период ранней взрослости (Э.Эриксон; Р.Пек, Д. Левинсон).

Социальный контекст развития: семья и друзья. События семейного цикла. Модели материнства и модели отцовства.

Когнитивное развитие в период ранней взрослости. Стадии развития мышления на этапе взрослости (К. Шайи). Изменение функций интеллекта.

Профессиональный путь взрослого человека (Д.Сьюпер, Р. Хейвигхерст).Кризисы профессионального развития.

Личностное развитие. Взрослый как субъект собственной жизни. Выбор жизненной стратегии и формирование «стиля проживания жизни» (Г.Шихи).

Модели развития человека в период средней взрослости. Задачи развития в средней взрослости (Э.Эриксон, Р. Пек).

Средний возраст как «мост» между двумя поколениями. Период «перемены ролей». Особенности периода «опустевшего гнезда».

Когнитивное развитие. Изменение функций интеллекта. Динамика общего, кристаллизованного и текучего интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.

Достижение профессиональной зрелости. Ролевой конфликт работающей женщины. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс. Проблема «профессионального выгорания».

Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности Я-концепции и ее динамика на этапе взрослости.

Основные психологические новообразования ранней и средней взрослости.

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа ВВсего часов Распределение самостоятельной работы
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию Выполнение индивидуальнойдомашней работы
15. Общая характеристика развития в период взрослости

Литература:

Базовый учебник:

Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:

Изд.дом ВШЭ, 2012. С.319-366.

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.

2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 648–739; 745–817.

4.Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 24–28.

5. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 369–400.

6. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 384–388.

7. Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

8. Эриксон Э.Г. Восемь возрастов человека // Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.

9. Whitbourn S.K. Midlife crisis theories and finding// Adult development and aging: Biopsychosocial perspectives. N.Y.: JohnWiley&Sons, inc., 2000. P. 242-247.

Дополнительная:

1. Абульханова- Славская К.А. Стратегия жизни // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 96–105.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 307–323.

3. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.

4. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.

5. Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.

6. Психология среднего возраста, старения, смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. С. 47–140; 142-212.

7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006. С. 232–270.

8. Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

9. Юнг К. Жизненный рубеж // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 357–365.

10. Diehl M., Chui H., Hay E.H., Lumley M.A., GrühnD., Labouvie-Vief G. Change in coping and defense mechanisms across adulthood: Longitudinal findings in a European American Sample//Developmental Psychology. 2014. Vol. 50. No. 2. 634–648.(Doi: 10.1037/a0033619).

11. Neimeyer R. A., Wittkowski J., Moser R.P. Psychological research on death attitudes: an overview and evaluation // Death Studies. 2004. Vol. 28. No 4, 309-340. (Doi: 10.1080/07481180490432324).

12. Salthouse T. A. correlates of cognitive change //Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol. 143, No. 3, 1026–1048. (Doi: 10.1037/a0034847).

13. Specht J., Luhmann M., Geiser C. On the consistency of personality types across adulthood: Latent profile analyses in two large-scale panel studies// Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 107. No. 3, 540–556. (http://dx.doi.org/10.1037/a0036863).

ТЕМА 16. Поздняя взрослость

Количество часов аудиторной работы – 2 часа. Самостоятельная работа – 6 часов.

Основные положения современной геронтологии. Геронтопсихология как особый раздел психологической науки. Проблема периодизации позднего возраста.

Негативные и позитивные стереотипы старости. Эйджизм. Психологическое старение как одновременное проявление сил и слабостей.Задачи пожилого возраста (Э.Эриксон, Р. Пек, Р. Хейвигхерст). Выход на пенсию как критический этап жизни человека.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья. Психический упадок в старости.

Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Прародительство. Одиночество в старости. Значение общения в позднем возрасте.

Когнитивные изменения в поздней взрослости. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы (П. Балтес, Н.К. Корсакова).Феномен мудрости. Факторы, уменьшающие риск когнитивного снижения в старости.

Проблема характерологических изменений и возрастной динамики личностных особенностей в поздней взрослости. Особые, возрастные личностные реакции пожилого человека (Н.Ф.Шахматов). Ретроспективная модальность жизни в старости. Типы личностного старения, приспособления личности к старости (Д.Бромлей, И.С.Кон и др.). Специфика Я-концепции стареющего человека.

Благополучная старость. Факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Компенсаторные и защитные механизмы в период старения.

Смерть и умирание: психологические проблемы. Стадии приспособления к умиранию(Э.Кюблер-Росс). Проблема эвтаназии. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

Основные психологические новообразования поздней взрослости

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа ВВсего часов Распределение самостоятельной работы
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию Выполнение индивидуальнойдомашней работы
16. Поздняя взрослость

Литература:

Базовый учебник:

Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:

Изд.дом ВШЭ, 2012. С.367-407.

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 826–921.

2. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. Психическая жизнь в старости // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 480–490.

3. Эриксон Э.Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 370–371.

4. Whitbourn S.K. Successful aging// Adult development and aging: Biopsychosocial perspectives. N.Y.: JohnWiley&Sons, inc., 2000. P. 427-445.

Дополнительная:

1. Александрова М.Д. О законах геронтогенеза // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 452–454.

2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности? // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 491–506.

3. Кемпер И. Что такое старение? // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 460–462.

4. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 37-63.

5. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. С. 214–295.

6. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006. С. 271–296.

7. Cicirelli Victor G. Fear of death in mid-old age // Journal of Gerontology: Psychological Sciences. 2006. Vol. 61B. No. 2, 75-81.

8. Depping M.K., Freund A.M. When choice matters: Task-dependent memory effects in

older adulthood//Psychology and Aging. 2013. Vol. 28. No. 4, 923–936. (Doi: 10.1037/a0034520).

9. Lennings C. J. Optimism, satisfaction and time perspective in the elderly//The International Journal of Aging and Human Development. 2000. Vol.51. №3. P. 167-181.

10. Wagner J., Gerstorf D., Hoppmann C., Luszcz M.A.The nature and correlates of self-esteem trajectories in late life //Journal of Personality and Social Psychology. 2013. Vol. 105. No. 1, 139–153. (Doi: 10.1037/a0032279).

11. Whitbourn S.K. Intelligence// Adult development and aging: Biopsychosocial perspectives. N.Y.: John Wiley & Sons, inc., 2000. P. 193-210.

12. Wieck C., Kunzmann U. Age differences in empathy: Multidirectional and context-dependent//Psychology and Aging. 2015. Vol. 30. No. 2, 407–419. (http://dx.doi.org/10.1037/a0039001).

Образовательныетехнологии

Даннаядисциплинасостоитизлекционныхисеминарскихзанятий. Врамкахсеминарскихзанятий используются следующие виды учебной работы: групповые обсуждения, элементы деловых и ролевых игр, разбор практических задач и кейсов, анализ и обсуждение результатов эмпирических исследований развития.

10 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Наши рекомендации