Занятие 10. Ранняя, средняя и поздняя взрослость

Общая характеристика периода ранней взрослости. Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста. Задачи развития в период ранней взрослости (Э.Эриксон; Р.Пек, Д. Левинсон).

Социальный контекст развития: семья и друзья. События семейного цикла: оставление родительской семьи, вступление в брак,переход к родительству. Родительские функции. Модели материнства и модели отцовства.

Когнитивное развитие в период ранней взрослости. Стадии развития мышления на этапе взрости (К. Шайи). Изменение функций интеллекта.

Профессиональный путь взрослого человека (Д.Сьюпер, Р. Хейвигхерст).Кризисы профессионального развития.

Личностное развитие. Взрослый как субъект собственной жизни. Выбор жизненной стратегии и формирование «стиля проживания жизни» (Г.Шихи). Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности Я-концепции и самооценки.

Основные психологические новообразования ранней взрослости.

Модели развития человека в период средней взрослости. Задачи развития в средней взрослости (Э.Эриксон, Р. Пек).

Социальный контекст развития: семья и друзья. Отношения с друзьями на этапе средней взрослости. Средний возраст как мост между двумя поколениями. Период «перемены ролей». Особенности периода «опустевшего гнезда».

Когнитивное развитие. Изменение функций интеллекта. Динамика общего, кристаллизованного и текучего интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.

Достижение профессиональной зрелости. Психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью Ролевой конфликт работающей женщины. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс. Проблема «профессионального выгорания».

Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности Я-концепции и ее динамика на этапе взрослости.

Основные психологические новообразования средней взрослости.

Основные положения современной геронтологии. Геронтопсихология как особый раздел психологической науки. Проблема периодизации позднего возраста.

Негативные и позитивные стереотипы старости. Эйджизм. Психологическое старения как одновременное проявление сил и слабостей.Задачи пожилого возраста (Э.Эриксон, Р. Пек, Р. Хейвигхерст). Выход на пенсию как критический этап жизни человека.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья. Психический упадок в старости.

Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Прародительство. Одиночество в старости. Поздняя взрослость как «возраст потерь». Значение общения в позднем возрасте.

Когнитивные изменения в поздней взрослости. Характеристика познавательных процессов в позднем возрасте. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы (П. Балтес, Н.К. Корсакова).Феномен мудрости. Факторы, уменьшающие риск когнитивного снижения в старости.

Проблема характерологических изменений и возрастной динамики личностных особенностей в поздней взрослости. Особые, возрастные личностные реакции пожилого человека (Н.Ф.Шахматов). Ретроспективная модальность жизни в старости. Типы личностного старения, приспособления личности к старости (Д.Бромлей ,И.С.Кон и др.). Специфика Я-концепции стареющего человека.

Благополучная старость. Факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Компенсаторные и защитные механизмы в период старения.

Смерть и умирание: психологические проблемы. Стадии приспособления к умиранию(Э.Кюблер-Росс). Проблема эвтаназии. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

Основные психологические новообразованияе поздней взрослости.

Литература:

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 648–739.

2. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 369–400.

3. Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

4. Эриксон Э.Г. Восемь возрастов человека // Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–368.

Дополнительная:

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 307–323.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. С. 8–40; 73–87; 94–96.

3. Психология среднего возраста, старения, смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. С. 47–140.

4. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006. С. 232–254.

Наши рекомендации