Периоды юности и взрослости в развитии человека.

1. Психологические особенности периода юности, молодости и зрелости.

2. Центральные задачи периода юношества, молодости и зрелости.

3. Особенности развития познавательной сферы в периоды юности, молодости и зрелости.

4. Особенности развития личности в периоды юности и взрослости.

Литература для чтения:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. С. 161-172.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл. 21-23.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. М.; Воронеж, 2000. С. 229-286.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 81-87.

5. Щекин Г.В. Психология взрослого человека: три блока личности. Киев, 1989.

6. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учебное пособие. Л., 1981.

7. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М., 2002. Гл. 2,3.

8. Степанова Е.И. Психология взрослых– основа акмеологии. С.-Петерб.ГУ, 1995.

Литература для конспектирования:

1. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 15-49.

2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 275-283.

3. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его взрослости//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 283-295.

Тема для доклада:

1. Нормативные кризисы периодов юности, молодости и зрелости.

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести анализ смены центральных задач периодов юности, молодости и зрелости, соотнести особенности психического развития с достижениями предыдущих возрастов.

Семинар №10

Психология пожилого и старческого возраста.

1. Психологические особенности периода пожилого и старческого возраста.

2. Теории старения, типы старения.

3. Особенности психического развития и нормативные кризисы периода пожилого и старческого возраста.

4. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте.

5. Особенности развития познавательной сферы в периоды пожилого и старческого возраста.

Литература для чтения:

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл. 24, 25.

2. Ермолаева М.В. Психология развития. М.; Воронеж, 2000. С. 286-324.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 81-87.

4. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 49-73, 145-155, 169-175.

5. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М., 2002. Гл. 4.

6. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

7. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

8. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2003. Гл. 19, 20.

Литература для конспектирования:

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности.//Психологический журнал. 1996. №6. 60-71.

2. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости//Психологический журнал, 2001. №3. С. 34-41.

3. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости//Мир психологии. 1999. №2. С. 123-133.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить сводную таблицу типов старения и выделить пути преодоления негативных проявлений в каждом типе.

Темы рефератов

1. Проблема психического развития в пренатальный период.

2. История отечественной возрастной психологии.

3. История зарубежной возрастной психологии.

4. Факторы психического развития.

5. Отечественные теории психического развития.

6. Зарубежные теории психического развития.

7. Психологические особенности новорожденного.

8. Центральные задачи периода новорожденности в развитии человека.

9. Развитие познавательной сферы младенца.

10. Центральные задачи младенчества в развитии человека.

11. Развитие психических функций в раннем детстве.

12. Развитие речи в раннем детстве.

13. Особенности общения в раннем детстве.

14. Предметно-манипулятивная деятельность как фактор психического развития в раннем детстве.

15. Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте.

16. Развитие речи в дошкольном возрасте.

17. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

18. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.

19. Развитие личности в дошкольном возрасте.

20. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

21. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

22. Психологическая готовность к школе.

23. Школьная дезадаптация.

24. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

25. Развитие мышления младшего школьника.

26. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

27. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

28. Развитие общения в младшем школьном возрасте.

29. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности младшего школьника.

30. Подростковый возраст как критический и переходный этап в развитии человека.

31. Психологическая сущность подросткового возраста: проблемы и подходы.

32. Личность подростка.

33. Развитие психических процессов в подростковом возрасте.

34. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

35. Особенности общения в подростковом возрасте.

36. Взаимодействие подростка со взрослыми.

37. Взаимодействие подростка со сверстниками.

38. Проблема выбора профессии в юношеском возрасте.

39. Центральные задачи ранней юности в развитии человека.

40. Развитие самосознания в юношеском возрасте.

41. Проблема самоопределения в юношеском возрасте.

42. Взаимоотношения с противоположным полом в юношеском возрасте.

43. Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте.

44. Развитие мышления в юношеском возрасте.

45. Развитие личности в юношеском возрасте.

46. Особенности взаимоотношений с другими людьми в юношеском возрасте.

47. Проблемы кризиса во взрослых возрастах.

48. Центральные задачи взрослости в развитии человека.

49. Развитие личности во взрослых возрастах.

50. Развитие интеллектуальной сферы во взрослых возрастах.

51. Психологические особенности пожилого возраста.

52. Психологические особенности старческого возраста.

53. Психологические особенности подготовки к смерти.

54. Центральные задачи старческого возраста в развитии человека.

55. Отношения людей старческого возраста с другими людьми.

56. Развитие общения в детских возрастах.

57. Развитие общения во взрослых возрастах.

58. Развитие воображения в детских возрастах.

59. Развитие мышления в детских возрастах.

60. Развитие мышления во взрослых возрастах.

61. Развитие памяти в детских возрастах.

62. Развитие ощущений и восприятия в детских возрастах.

63. Развитие самосознания в детских возрастах.

64. Развитие самосознания во взрослых возрастах.

65. Развитие мотивационной сферы в детских возрастах.

66. Развитие мотивационной сферы во взрослых возрастах.

67. Развитие эмоционально-волевой сферы в детских возрастах.

68. Развитие эмоционально-волевой сферы во взрослых возрастах.

69. Развитие способностей в дошкольных возрастах.

70. Развитие способностей в школьных возрастах.

71. Сензитивность как предпосылка развития способностей в детских возрастах.

72. Гендерные различия в развитии способностей.

Вопросы к экзамену

1. Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

2. Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

4. Методы возрастной психологии и психологии развития.

5. Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А. Гезелл, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

6. Теории развития человека: теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теория социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л.С. Выготский).

7. Теории развития человека: психоаналитическая теория (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

8. Движущие силы и условия психического развития.

9. Роль врожденных, наследственных факторов и процесса созревания в психическом развитии человека.

10. Социальная среда как источник психического развития. Соотношение биологического и социального в развитии психики.

11. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.

12. Закономерности психического развития.

13. Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии.

14. Проблема кризиса психического развития. Основные характеристики и структура кризиса. Возрастные кризисы.

15. Возрастные периодизации психического развития (обзор зарубежных подходов: З. Фрейд, А. Валлон, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Колберг и др.).

16. Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.

17. Основные теоретические подходы и периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.

18. Периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др.

19. Пренатальное развитие.

20. Характеристика периода младенчества. Кризис 1 года.

21. Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка.

22. Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.

23. Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения.

24. Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи.

25. Психологическая характеристика личности и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.

26. Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба).

27. Готовность ребенка к школе.

28. Проблема школьной адаптации.

29. Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования.

30. Характеристика учебной деятельности младшего школьника.

31. Развитие познавательных процессов младших школьников.

32. Психологическая характеристика личности младшего школьника.

33. Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста.

34. Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста.

35. Чувство взрослости как центральное новообразование личности подростка.

36. Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками.

37. Учебная деятельность, психические процессы и умственное развитие подростка.

38. Личность и самосознание подростка.

39. Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования.

40. Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.

41. Личность и развитие самосознания в юношеском возрасте. Выбор профессии.

42. Учебная деятельность и развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте.

43. Предмет, основные проблемы акмеологии; периодизации взрослости.

44. Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы.

45. Историческая изменчивость социальной оценки старости и старения. Геронтопсихология. Периодизации и типы старения.

46. Особенности интеллектуальной сферы людей пожилого и старческого возраста. Основные пути поддержания интеллектуального долголетия.

47. Особенности личности людей пожилого и старческого возраста. Компенсаторные механизмы и активное долголетие.

48. Развитие личности в онтогенезе.

49. Развитие деятельности в онтогенезе.

50. Развитие познавательной сферы в онтогенезе

Требования к уровню подготовки

1. Понимание закономерностей и специфических особенностей онтогенетического развития человека.

2. Знание теоретических и экспериментальных исследований, которые осуществлялись в рамках психологии развития и возрастной психологии.

3. Навыки анализа возрастных характеристик развития человека.

4. Знание конкретных методов и методик психологического исследования возрастных особенностей развития человека.

5. Умение ориентироваться в научной литературе по данной проблематике.

Тестовые задания для самопроверки знаний

Разделы:

1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. (Задания 1-4)

2. Детерминанты, закономерности и периодизации психического развития. (Задания 5-10)

3. Психологическая характеристика младенческого и раннего возрастов. (Задания 11-15)

4. Психологическое развитие дошкольника и младшего школьника. (Задания 16-20)

5. Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов. (Задания 20-25)

6. Психологическая характеристика взрослости, старости и старения. (Задания 26-30)

Тестовые задания по психологии развития и возрастной психологии

Вариант 1

I. Возрастная психология - это наука, которая изучает:

А. Особенности развития психики в онтогенезе.

В. Психологические закономерности обучения и воспитания.

С. Особенности жизнедеятельности организма.

2. Глубокие преобразования в психике, происходящие за относительно короткий отрезок времени, определяются как:

А. Ситуационные.

В. Эволюционные.

С. Революционные.

3. Лонгитюд - это:

А. Психотерапевтический метод, используемый при лечении неврозов.

В. Исследование одной и той же группы людей (или одного человека) на протяжении длительного времени.

С. Один из методов развивающего обучения.

4. Акселерация - это:

А. Способность к ускоренному усвоению сложного учебного материала.

В. Замедление темпов физического и психического развития.

С. Ускорение темпов физического и психического развития.

5. Автором теории «культурно-исторического развития психики» является:

А. В.М. Бехтерев.

В. Л.С. Выготский.

С. С.Л. Рубинштейн.

6. Оральная стадия психосексуалыюго развития (по 3. Фрейду) соответствует возрасту:

А. От рождения до 1 года;

В. От года до трех лет.

С. От трех до пяти лет.

7. «Зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) - это:

А. Все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться под руководством взрослого или в сотрудничестве с ним.

В. Все то, что ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи взрослого.

С. Все то, что ребенок должен усвоить в ближайшем будущем, например, к моменту окончания школы.

8. Пубертатный период - это:

А. Период, обеспечивающий максимальный отклик на определенное воздействие (воспитательное, обучающее), выражающийся в быстром росте соответствующей функции (речи, восприятия).

В. Период, связанный с активным усвоением норм и правил социальной жизни.

С. Период интенсивного полового созревания.

9. Автор теории психосоциального развития личности:

А. Ш. Бюллер.

В. Э. Эриксон.

С. Ж. Пиаже.

10. Теория С. Холла, распространившая биогенетический закон на психическое развитие детей («онтогенез есть краткое повторение филогенеза»):

А. Теория рекапитуляции.

В. Теория конвергенции.

С. Теория научения.

11. Специфическая для каждого возраста система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях; характеристика взаимодействия мира и ребенка:

А. Сензитивность.

В. Рефлексия.

С. Социальная ситуация развития.

12. Совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар):

А. Невоспитанность.

В. Госпитализм.

С. Задержка психического развития.

13. В каком возрасте у ребенка появляется «комплекс оживления»:

А. 1-2 месяца.

В. 6 месяцев.

С. К концу первого года жизни.

14. Какие сюжеты преобладают в играх детей 2-3 лет:

А. Сказочные.

В. Бытовые.

С. Учебные.

15. По Л.С. Выготскому социальная ситуация «мы» (целостное восприятие себя и взрослого) соответствует:

А. Младенческому возрасту.

В. Раннему возрасту.

С. Дошкольному возрасту.

16. Каков сензитивный период развития речи:

А. От 0 до 1 года.

В. С 1,5 лег до 5 лет.

С. С 5 до 11 лет.

17. Основным видом мышления дошкольника является:

А. Наглядно-действенное.

В. Наглядно-образное.

С. Словесно-логическое.

18. Кризис «утраты непосредственности» - это кризис:

А. Трех лет.

В. Семи лет.

С. Подросткового возраста.

19. Школьная дезадаптация - это:

А. Характеристика низкого уровня преподавания.

В. Негативный микроклимат в классном или школьном коллективе.

С. Несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.

20. К какому возрасту относится следующая характеристика познавательной сферы: «При грандиозных возможностях памяти и еще более грандиозных возможностях восприятия, интеллект - карликовый, но именно он является центральной функцией, совершающей скачок в развитии, определяющей развитие других функций» (Л.С. Выготский):

А. Дошкольный.

В. Младший школьный.

С. Подростковый.

21. Ведущий вид деятельности подростка (по Д.Б. Эльконину):

А. Учебная.

В. Учебно-профессиональная.

С. Интимно-личностное общение.

22. Переход в подростковый возраст характеризуется:

А. Появлением «чувства взрослости»;

В. Переходом в средние классы школы;

С. Началом полового созревания.

23. Для юношеского возраста характерно осознание:

А. «Я сам».

В. «Я не ребенок».

С. «Я уникален».

24. К какому возрасту можно с уверенностью отнести следующее высказывание И.С. Кона: «Вся психология ... пронизана сексуальностью»:

А. Подростковый возраст.

В. Юношеский возраст.

С. Взрослостъ.

25. Для самооценки подростка характерно:

А. Устойчивость, адекватность, критическое отношение к оценке окружающих.

В. Самооценка нереалистическая, завышенная в норме.

С. Сверхобобщенность, неустойчивость, присвоение оценки окружающих.

26. Период онтогенеза, характеризующийся наивысшим расцветом физических и духов­ных сил:

А. Детство.

В. Юность.

С. Зрелость.

27. Изучение факторов, препятствующих геронтогенезу, является одной из задач:

А. Общей психологии.

В. Социальной психологии.

С. Геронтопсихологии.

28. Акмеология - это наука, изучающая:

А. Кризисы возрастного развития.

В. Пожилой и старческий возраст.

С. Взрослых людей.

29. Нормативный кризис «середины жизни» (кризис 35 лет) характеризуется:

А. Переживанием проблем семейной жизни.

В. Профессиональным ростом.

С. Подведением предварительных итогов, с идентификацией «Я» и пересмотром образа жизни.

30. С позиции современной геронтопсихологии пожилой и старческий возраст - это:

А. Возраст мудрости и активного долголетия.

В. «Осень» жизни, физическое «доживание».

С. Возраст болезней, потерь и одиночества.

Вариант 2

1. Глубокие преобразования в психике, происходящие за относительно длительный отрезок времени, определяются как:

А. Ситуационные.

В. Эволюционные.

С. Революционные.

2. Ретардация - это:

А. Способность к ускоренному усвоению сложного учебного материала.

В. Замедление темпов физического и психического развития.

С. Ускорение темпов физического и психического развития.

3. Понятие «социальная ситуация развития» введено в отечественную психологию:

А. Д.Б. Элькониным.

В. Л.С. Выготским.

С. В.В. Давыдовым.

4. Процессы «обратного развития» принято обозначать термином:

А. Эволюция.

В. Инфантилизм.

С. Инволюция.

5. Понятия «приспособление» и «присвоение» введены при характеристике развития:

А. Л.Н. Леонтьевым.

В. В. С. Мерлиным.

С. С.Л. Рубинштейном.

6. Сензитивный период - это:

А. Период, обеспечивающий максимальный отклик на определенное воздействие (воспитательное, обучающее), выражающийся в быстром росте соответствующей функции (речи, восприятия).

В. Период, связанный с активным усвоением норм и правил социальной жизни.

С. Период интенсивного полового созревания.

7. Конвергенция наследственности и среды лежит в основе развития психики согласно теории:

А. П.Ф. Лесгафта.

В. Э. Дюркгейма.

С. В. Штерна.

8. Автор теории интенциональности:

А. Ш. Бюллер.

В. Э. Эриксон.

С. Ж.Пиаже.

9. Вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований:

А. Игровая деятельность.

В. Ведущая деятельность.

С. Целенаправленная деятельность.

10. Качественно своеобразный период физического, психического, поведенческого развития с присущими только ему особенностями - это:

А. Возраст.

В. Дошкольное детство.

С. Пубертатный период.

11. В каком возрасте ребенок начинает делать первые шаги:

А. 1-2 месяца.

В. 6 месяцев.

С. К концу первого года жизни.

12. По К. Левину «фетишизация предметов» соответствует:

А. Младенческому возрасту.

В. Раннему возрасту.

С. Дошкольному возрасту.

13. К «тупиковым» действиям относится:

А. Хватание предметов.

В. Манипулирование.

С. Сосание пальцев.

14. «Кризисом отношений», периодом «негативизма» Л.С. Выготский назвал кризис:

А. Новорожденности.

В. Трех лет.

С. Семи лет.

15. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте:

А. Игровая.

В. Общение.

С. Предметно-манипулятивная.

16. О каком возрасте идет речь: «Доминирующая функция - память, основное новообразование - воображение; сензитивность к развитию образных форм познания: восприятия, воображения, наглядно-образного мышления»:

А. Ранний возраст.

В. Дошкольный возраст.

С. Младший школьный возраст.

17. Ведущий вид деятельности дошкольника:

А. Самообслуживание.

В. Сюжетно-ролевая игра.

С. Интимно-личностное общение.

18. Впервые потребность в «детском обществе» в норме появляется у ребенка:

А. 1 - 2 лет.

В. 4 - 6 лет.

С. 7-10 лет.

19. Основными негативными проявлениями кризиса семи лет являются:

А. Негативизм, упрямство, строптивость.

В. Манерничанье, кривляние, паясничание.

С. Грубость, недисциплинированность, протест.

20. Развитию самосознания в младшем школьном возрасте соответствует:

А. Осознание своей тождественности.

В. Осознание отдельных психологических свойств и качеств.

С. Формирование системы социально-нравственных самооценок.

21. В подростковом возрасте на первый план выходит:

А. Учебная деятельность.

В. Общение со взрослыми.

С. Общение со сверстниками.

22. Анатомо-физиологическое развитие характеризуется интенсивностью и неравномерностью в развитии всех систем организма:

А. В подростковом периоде.

В. В юношеском возрасте.

С. В старческом возрасте.

23. Основными характеристиками этого периода является становление мировоззрения, устремленность в будущее, выбор профессии:

А. Взрослость.

В. Детство.

С. Юность.

24. Согласно периодизации А.В. Петровского, для юношеского возраста характерно доминирование процесса:

А. Индивидуализации.

В. Интеграции.

С. Адаптации.

25. Для подросткового возраста характерно осознание:

А. «Я сам».

В. «Я не ребенок».

С. «Я уникален».

26. Психологию взрослых людей изучает:

А. Акмеология.

В. Геронтология.

С. Логика.

27. Б.Г. Ананьев экспериментально доказал, что для взрослости характерно:

А. Прекращение процесса развития, когда вслед за юностью наступает консервация, остановка в развитии.

В. Постепенное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов.

С. Природа развития разнородна и противоречива: повышение функционального уровня одних процессов соседствует со стабилизацией других и инволюцией третьих.

28. Возраст 75 - 90 лет называется:

А. Пожилым.

В. Старческим.

С. Возрастом долгожителей.

29. Биографические кризисы: кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности (но Р.А. Ахмерову):

А. Привязаны к возрастным кризисам и дополняют их.

В. Связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.

С. Проявляются только в пожилом и старческом возрасте.

30. Геронтопсихология — это наука, изучающая:

А. Психологические характеристики мужчин и женщин.

В. Психическое развитие людей пожилого и старческого возраста.

С. Переход от юности к зрелости.

Бланк ответов

А В С А В С А В С
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

Ключ (вариант 1)

А В С А В С А В С
X                 X         X
        X     X     X        
    X     X                 X
        X     X         X    
    X     X                 X
X             X             X
X             X             X
        X     X             X
    X             X         X
X             X     X        

Ключ (вариант 2)

А В С А В С А В С
    X             X         X
    X         X     X        
    X             X         X
        X     X         X    
X                 X     X    
X             X     X        
        X     X             X
X             X         X    
    X         X         X    
X             X         X    

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………..
Учебно-тематический план курса «Психология развития и возрастная психология» ……………………………………………………………………  
Программа курса ………………………………………………………………
Раздел I. Теоретические вопросы психологии развития и возрастной психологии …………………………………………………………………………  
Раздел II. Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития ………………………………………………………………………...  
Список литературы по курсу …………………………………………………
Планы практических и лабораторных занятий и задания для самостоятельной работы ………………………………………………………………...  
Темы рефератов ………………………………………………………………..
Вопросы к экзамену …………………………………………………………...
Требования к уровню подготовки ……………………………………………
Тестовые задания для самопроверки знаний ………………………………...

Методическое издание

Психология развития и возрастная психология

Учебно-методический комплекс

Специальность 020400 – «Психология»

Составители:

Татьяна Михайловна Хрусталева

Юлия Сергеевна Шведчикова

Редактор Е.В. Абрамова

Технический редактор Е.Е. Покровская

Компьютерный набор Ю.С. Шведчикова

Изд. лиц. ИД №03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 08.10.2003. Формат 60х90 1/16.

Бумага ксероксная. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 2,6. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета.

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (3422) 306-112

Отпечатано на ризографе ПГПУ

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24,
корп. 1, оф. 11,

Наши рекомендации