Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью
Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает особенностями, принципиально отличающими ее от вербальной лингвистической коммуникации. Это:
1) полисенсорная природа НК, т. е. реализация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);
2) эволюционно-историческаядревность по сравнению с вербальной речью;
3) независимость от семантики речи (слова могут говорить одно, а информация голоса — другое);
4) значительная непроизвольность и подсознательность;
5) независимость от языковых барьеров;
6) особенности акустических средств кодирования;
7) особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).
Полисенсорная природа невербальной коммуникации
Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хе-морецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла—холода).
В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие
речь особенности кинесики [Birdwhistell, 1970], т. е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего.
Кожно-тактилыюе чувство (осязание) имеет большое значение при дефиците зрительного восприятия: ориентации в темноте и особенно при отсутствии зрения у слепых. В последнем случае возможна информационная связь со слепым с помощью дактилографии — восприятие буквенных и других знаков, выполненных в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами [Ярмоленко, 1961]. К кожной рецепции принадлежит и тепловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное значение терморецепции состоит, в частности, в том, что она предупреждает организм о разрушительных для него воздействиях жары или холода.
Хеморецепция, представленная такими анализаторами, как обоняние и вкус, также весьма значительный канал НК. Помимо обыденных запахов, распространяемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., существуют запахи, создаваемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами. В обонятельной системе человека обнаружен парный рецеп-торный феромоназальный орган (ФНО), реагирующий на ничтожные концентрации феромонов. Феромоны, выраженные у людей в различные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем подсознательное) влияние на формирование симпатий и антипатий противоположного пола (т. е. половой привлекательности) и, следовательно, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воздействия. На этом основании некоторые ученые причисляют ФНО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения [Шустер, 1996].
Таким образом, полисенсорная природа Н К обеспечивает возможность восприятия человеком практически всех биологически и социально значимых видов ин-
формации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредственного речевого общения происходит взаимодействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а также с собственно речевой вербальной информацией. Этим обеспечивается высокая надежность адекватного восприятия и взаимопонимания людей в процессе общения.
Эволюционно-историческая древность НК
Многие теории происхождения языка рассматривают невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи [Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989]. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) также является свидетельством эволюционной древности НК: в онтогенезе НК предшествует вербальной коммуникации. Ребенок рождается с уже готовыми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-годовалому возрасту. Наконец, нарушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, наркоз), приводят, прежде всего, к потере вербальной речи, а затем к нарушению невербальной коммуникации как базирующейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям.
Независимость НКот семантики речи
Канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т. п.); б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном). Физиологической основой независимости
14*
невербальной функции речи от вербальной является функциональная асимметрия
головного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатыееще в 1861 г. французским антропологом П. Брока, а также в 1874 г. К. Вернике, блестяще продолженные в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации (см. обзоры: [Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969]).
Существуют разные методы, подтверждающие реальность функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским показаниям, например снятие болей) анестезирующего вещества, что приводит к торможению функций соответствующего полушария (проба Вада); б) электрофизиологический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (по медицинским показаниям, например как способ лечения психических заболеваний); в) клинический метод наблюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга; г) психоакустические методы — сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихотическом восприятии [Морозов и др., 1988]. В последнем случае показано, что вербальная информация по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной интонации лучше воспринимается левым ухом (так как в этом случае адресуется к правому полушарию мозга).
Значительная непроизвольность и подсознательность НК
Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность НК восприятия и формирования экстралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприятием смысла слов. Интонационно-тембровый «аккомпанемент» звуковой речи остается как бы на втором плане нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют наиболее древнее эволюционное происхождение и более глубоко расположенные области мозгового представительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии коры головного мозга мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истинные намерения и мнения говорящего, противоречащие его словам.
Независимость НКот языковых барьеров
Всеобщая, не зависящая от языковых барьеров понятность, т.е. универсальность невербального экстралингвистического кода, позволяет людям объясняться и понимать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приводит чешский писатель К. Чапек в рассказе «Дирижер Калина». Человек оказывается по воле судьбы в чужой стране и, не зная языка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух людей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что Контрабас склонял Кларнет к чему-то преступному. Я знал, что Кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел Контрабас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что готовится преступление, и
даже знал какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается особая способность именно музыканта и дирижера Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это несомненно так, но предметно-образным эмоциональным слухом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музыканты, но и все люди, правда, в существенно разной степени.
Научные психологические исследования подтверждают межъязыковую универсальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха представителям разных языковых культур и просили их определить характер этих эмоций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные различия между языковыми культурами опрошенных [Блум и др., 1988].
Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются: а) тембр голоса,физическим эквивалентом которого является спектр звука, т. е. графическое отображение частотного (обертонового) состава голоса; б) мелодика речи(изменение высоты голоса во времени); в) энергетические характеристики(сила голоса и ее изменение); г) темпоритмическиеособенности речи; д) атипичные индивидуальные особенностипроизношения (смех, покашливание, заикание и т. п.).
Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее — динамика фор-мантной структуры спектра во времени Фант, 1964|. При этом для речи высота голоса, т. е. частота основного тона, прак-
тически не имеет значения , поскольку всякую речевую информацию можно передать голосом любой частоты в пределах звуковысотного диапазона говорящего. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона). Указанная особенность невербальной, в частности эмоциональной, информации позволяет моделировать ее средствами инструментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-модулированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории — минор и мажор — следствие этой закономерности.
Высота голоса и ее измерения во времени — носитель не только эмоциональной, но и других видов невербальной информации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной . Биофизической основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и мощности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми. Указанные закономерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высотой голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой.
Наряду с этим установлено, что важнейшим средством психоакустического кодирования невербальной информации яв-
" Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняя реализуется также с участием ударения и темпоритмических характеристк речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик высказывания (вопрос, утверждение, завершенность, незавершенность) [Зиндер, 1979].
ляется спектр звука, определяющий тембр голоса. Интегральный спектр голоса и речи с разным эмоциональным содержанием существенно различается особенно в высокочастотных областях спектра. Так, для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличению звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». Радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область, в результате чего человек говорит как бы «на улыбке».
При распознавании знакомых и незнакомых людей по звуку их голоса (индивидуально-личностная невербальная информация) испытуемые указывают, что они ориентируются на свойственное разным людям различие в тембрах (т. е. в спектрах) голосов наряду с интонационными и другими особенностями их речи [Пашина, Морозов, 1990]. Сила голоса, в особенности динамика ее изменений во времени, — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т. п.
Наконец, существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпоритмическим характеристикам речи. Одна и та же фраза {«Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей народным артистом СССР О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокальной речи.
При исследовании людей разных возрастных групп (биофизическая информация) оказалось, что их средние статистические характеристики темпа речи существенно различаются: в группе молодых людей (17—25 лет) — 3,52 слога в секунду, в группе среднего возраста (38-45 лет) — 3,44, в группе старшего возраста (50-64 года) — 2,85, в группе старческого возраста (75-82 года) — 2,25 слога в секунду. Это
вызвано тем, что с возрастом замедляется активность артикуляционного процесса.
Иллюстрацией важности ритмической организации речи и передаче эстетической информации может служить ритм стиха. Стихотворный ритм, как известно, отличается от ритма прозы своей упорядоченностью, т. е. равномерным чередованием ударных или безударных слогов (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и др.), а также одинаковым числом слогов в строке. Таким образом, помимо поэтического изящества мысли (метафоричность, лиричность и др.), что достигается вербальными средствами, стихотворный жанр характеризуется и невербальными особенностями — упорядоченной ритмической организацией и рифмой, что достигается фонетическими средствами, т. е. известным подбором благозвучных (сходных по звучанию) фонемных окончаний последних слов в стихотворных строках.
Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств.Иными словами, любой вид невербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т. е. спектра) голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических показателях речевой фразы (рис. 3.61).
Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.
Таким образом, различные психофизические характеристики человека (пол, возраст, рост, вес, эмоциональное состо-
Рис. 3.61. Осциллограммы голоса (графическое изображение динамики звука во времени) показывают, что каждая эмоциональная интонация выражается особыми, характерными для нее акустическими средствами.
яние и др.), его психологические свойства закономерно отражаются в акустических особенностях речи и голоса, а это, в свою очередь, является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем.
Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации
В предыдущем разделе показано, что акустические свойства (носители) вербальной и невербальной информации существенно различны. Значительно
различаются и психофизиологические механизмы мозга, обеспечивающие декодирование (т. е. выделение из акустического сигнала) вербальной и невербальной информации речи.
Сложность проблемы состоит в том, что такая важнейшая акустическая характеристика речи, как спектр, является носителем одновременно как вербальной (фонетической), так и невербальной (тембр голоса) информации. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипотеза, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки речевой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полушарию мозга [Галунов и др., 1985; Морозов и др., 1988]. Первый механизм характеризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучающийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойственно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттернов), например слов, и сравнении их с хранящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмических и других характеристик речи (правополушарный принцип обработки речевой информации).
Эту гипотезу подтверждают проведенные разными авторами исследования, в частности опыты по восприятию человеком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной экстралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во времени звучания.