Значение исследований невербальной коммуникации

Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психо­логической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поли­карпов, 1990], теория субъекта [Брушлин­ский, 1996], восприятие и понимание чело­века человеком [Бодалев, 1982, 1996], пси­хология личности, психология речи [Ру­бинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Ушакова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цука­нова, 1985], психология индивидуальности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представля­ется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневербальной комму­никации в процессе речевого общения слу­жит тот факт, что невербальная информа­ция может как значительно усилить семан­тическое значение слова, так и существен­но его ослабить, вплоть до полного отри­цания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значи­тельной степени непроизвольности и под­сознательности восприятия невербальной информации ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной сте­пени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.

В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представле­ние о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все боль­ше данных, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных ме­ханизмов психики в процессах мышления [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горе­лов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полу­шария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказыва­ния Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» [Фейербах, 1955, т. I, с. 238].

Проблема невербальной коммуника­ции имеет большое значение не только в системе общения «человек—человек»,

но и в системах «человек—машина» (т. е. в области инженерной психологии),в ча­стности в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологичес­кого контроля эмоциональных состоя­ний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].

Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным ас­пектом является изучение невербальной коммуникации как основы художественно­го творчества[Эйзенштейн, 1980; Михалко­вич, 1986], в частности в области музыкаль­ного искусства [Морозов, 1977,1988,1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная информация, до­минирующая в большинстве видов искус­ства, — к эмоционально-образной сфере человека и его подсознанию. На этой важ­ной психофизиологической закономерно­сти основана огромная убеждающая сила искусства, которое как специфическая форма невербальной коммуникации явля­ется могущественным средством не толь­ко эстетического воспитания, но и нрав­ственно-идеологического формирования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от наме­рений автора и исполнителей.

Таким образом, невербальная ком­муникация является междисциплинар­ной комплексной проблемой, охватыва­ющей многие области теоретических и прикладных наук.

Классификация видов невербальной коммуникации Существуют разные подходы к классифи­кации видов НК. На рис. 3.60 представлена наиболее полная классификация, постро­енная по принципу максимального при­ближения к природной сущности НК, т. е. учитывающая ее полисенсорную природу

Значение исследований невербальной коммуникации - student2.ru

Рис. 3.60. Классификация основных видов невербальной информации и примеры их раз­новидностей.

(разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невербальной ин­формации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизичес­кую, социально-типологическую, про­странственную, психологическую, меди­цинскую, о физических помехах), их разно­видности и общую иерархическую структу­ру НК в системе речевого общения.

Наши рекомендации