Виды невербальной информации и особенности их восприятия

В системе речевого общения можно вы­делить до девяти видов невербальной ин­формации (НИ), передаваемой особенно-

стями звукопроизношения, т. е. средства­ми фонации: 1) эмоциональную, 2) эстети­ческую, 3) индивидуально-личностную, 4) биофизическую, 5) социально-группо­вую, 6) психологическую, 7) простран­ственную, 8) медицинскую, 9) информа­цию о физических помехах, сопровождаю­щих процесс речевого общения. Эти виды НИ могут быть переданы и средствами ки-несики с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из пе­речисленных девяти видов НИ можно ус­ловно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчи­тать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответ­ствующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звуко­произношения, т. е. средствами фонации.

Эмоциональная информация

С.Л. Рубинштейн писал: «Для подлинно­го понимания не только текста речи, но

и говорящего, не только абстрактного «словарного» значения его слов, но и того смысла, который они приобретают в речи данного человека в данной ситуа­ции, очень существенно понимание эмо­ционально-выразительного подтекста, а не только текста» [Рубинштейн, 1976].

Следует различать направленностьэмоциональной экспрессивности говоря­щего: а) на партнера (партнеров) по об­щению; б) на предмет разговора; в) на са­мого себя, что предполагает совершенно различный психологический характер воздействия выражаемой эмоции на ком­муниканта и его реакцию. Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность адекватного восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоцией радости. С эволюционно-исто-рической точки зрения это можно объяс­нить больше и социально-биологической значимостью эмоций гнева и страха (как сигналов угрозы и опасности) по сравне­нию с эмоцией радости (как сигнала ком­форта и удовольствия). С акустической точки зрения эмоции гнева и страха зако­дированы более выразительными и на­дежными средствами, чем эмоция радос­ти [Морозов, 1977]. Существенно различ­ны индивидуальные способности людей к восприятию эмоциональной информации.

Эмоциональный слух

Для характеристики эмоциональной имп-рессивности, т. е. способности человека к адекватному восприятию эмоциональной информации, предложено понятие эмоци­ональный слух [Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994]. Если фонетический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое со­держание речи, эмоциональный слух (ЭС) — это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусст­ве ЭС — это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо­циональных оттенков музыкальных звуков.

В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специали­зированная к адекватной оценке эмоцио­нальной информации в звуковой форме.

В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (зона Вернике), центр эмоци­онального слуха находится в правой ви­сочной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте) приводит к не­способности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмо­циональную интонацию речи.

Тест на эмоциональныйслух. Для оцен­ки индивидуальных и типологических раз­личий людей по степени развитости ЭС разработаны специальные психоакусти­ческие тесты, представляющие собой на­боры эмоционально окрашенных фраг­ментов звуковой речи, пения, музыки, по­лученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов [Морозов 1977,1985,1993,1994]. Процедура исследо­вания позволяет с достаточно высокой сте­пенью объективности выявить способ­ность любого человека к адекватному вос­приятию эмоциональной интонации (ре­чи, пения, музыки) и количественно оце­нить ее в баллах, точнее — в процентах правильной идентификации всех прослу­шанных индивидом эмоционально окра­шенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подобных невербальных тестов над вербальными тестами-опросни­ками, доминирующими в психологической науке, состоит в том, что с их помощью можно получить более адекватные оцен­ки способностей и свойств обследуемых людей, в частности эмоционально-эстети­ческого восприятия.

Среднестатистический нормальный индивид обладает эмоциональным слу­хом в 60—70 баллов (так подобраны тес­ты). Но встречаются люди с эмоциональ­ным слухом всего лишь на 10—20 баллов, что можно характеризовать как «эмоци­ональную тугоухость» или даже «глухо­ту», обнаруженную, в частности, у детей, воспитывающихся без родителей в дет­ском доме [Пашина, 1991], у лиц, стра-

дающих алкоголизмом и наркоманией [Серебрякова, 1995]. Встречаются обла­датели сверхвысокого эмоционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкан­тов, дирижеров хоров, вокалистов, веду­щих артистов балета [Фетисова, 1991]. Дети l-2-ro классов общеобразователь­ной школы имеют эмоциональный слух от 26 до 73%, в среднем 45-60 баллов.

Исследования показали статистичес­ки надежную корреляцию ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия (тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тестирования аналогичных возрастных и профессиональных групп людей, что свидетельствует о валиднос-ти и прогностичности теста на ЭС.

Эстетическая информация

Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценоч­ный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — гру­бый, чистый — хриплый и т. п. Важней­шие особенности эстетической информа­ции — образность и метафоричность; эс­тетические характеристики голоса как акустического явления не ограничивают­ся чисто акустическими определениями (звонкий — глухой, высокий — низкий), но заимствуются из области других сенсор­ных ощущений, например зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый — холодный) или мышечных (лег­кий — тяжелый) и даже вкусовых (голос бывает сладкий, сочный, кислый, с горе­чью) и т. п., а также дают представление о физиологических особенностях образо­вания звука в голосовом аппарате челове­ка (грудной, горловой, носовой, напря­женный, свободный, вялый), состоянии здоровья (болезненный), утомлении (ус­талый) и т. п. К тому же слушатели спо­собны наделить голос даже нравственны­ми категориями, например назвать звук «благородным». Это относится, скорее, к человеку — обладателю голоса, но такая категория — «благородный» звук — быту-

ет и у инструменталистов, например скри­пачей, пианистов, трубачей и др.

Эстетическая информация принадле­жит к числу наименее исследованных, но несомненно значимых психологических характеристик человека. С лингвистичес­кой точки зрения не важно, каким темб­ром голоса произнесена та или иная фра­за. Однако ее психологическое воздействие существенно зависит от эстетических ха­рактеристик голоса. Это определяется сформированными у людей стереотипами психологического восприятия говорящего: слушатели склонны приписывать наиболь­шие достоинства людям с эстетически со­вершенной по звучанию речью (приятный тембр, интонации и т. п.) по сравнению с эстетически несовершенной речью. Специ­ально проведенные сравнительные экспе­риментальные исследования магнитофон­ных записей речи группы драматических артистов, обладающих эстетически совер­шенными речевыми качествами, и группы бизнесменов, речь которых была оценена эстетически более низкими баллами, пока­зали, что слушатели статистически досто­верно приписывают обладателям красивой речи не только более интеллектуально-эс­тетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, обра­зованность, доброжелательность, велико­душие, чувство собственного достоинства), но и наиболее высокие деловые и партнер­ские качества (компетентность, надеж­ность, инициативность, энергичность, уве­ренность, заинтересованность), лучшее состояние здоровья [Морозов, 1995].

Приведенные результаты находят подтверждение в исследованиях амери­канских и немецких психологов, показав­ших, что люди склонны наделять досто­инствами внешне наиболее красивых и симпатичных людей по сравнению с ме­нее красивыми [Красота и успех, 1995].

Наши рекомендации