Особенности невербальной коммуникации

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать.

За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы (т.е. невербальными средствами коммуникации) важно увидеть настроение, желание, помыслы партнера по общению, чтобы на основе полученной информации постичь характер человека и установить взаимосвязь черт его личности.

Иными словами, совокупность средств невербальной коммуникации призвана выполнять следующие функции:

-дополнения речи;

- замещения речи;

- репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу;

- определение настроения человека, его желаний, устремлений и помыслов и т.п.

Что же невербальные средства вносят в общение? Они:

1) акцентируют ту или иную часть вербального сообщения;

2) предвосхищают то, что будет передано вербально;

3) выражают значение, противоречащее содержанию высказывания;

4) сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи;

5) заменяют отдельное слово или фразу;

6) с опозданием дублируют содержание вербального сообщения.

7) заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить свое высказывание, на поиск слова и т.д.

Владея невербальными средствами, человек может:

- использовать их в целях регуляции и оценки работы;

- создавать положительный тонус общения, устанавливать и сохранять контакт;

- влиять на речевую активность;

- способствовать запоминанию материала.

Остановимся более подробно на каждом виде невербального общения.

Кинесика –это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения, по замечанию С.Л. Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. «Этот язык, - писал С.Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение».

Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей». (Пример значения жестов см. в Приложение 7 «Виды коммуникации».

Паралингвистическая (или акустическая) и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком, например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.

Проксемика - это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций.

Так, размещение партнеров по общению лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Ряд исследователей (Э. Холл, Дж. Трейджер и др.) занимаются изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопов». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданный эффект воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик»).

Э. Холл в своих работах отмечает, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделятьсобеседников.

Экспериментальным путем были выделены четыре межличностных расстояний, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы.

1. Интимное расстояние (0 - 45 см). На таком расстоянии общаются в основном близкие или хорошо знакомые люди. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными при этом являются негромкий голос, доверительный разговор. В профессиональной деятельности такое расстояние между партнерами по общению чаще всего является неприемлемым, так как интервьюируемый, либо собеседник будет чувствовать себя неуютно и скованно.

2. Персональная дистанция (45 - 120 см). Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса при этом средняя. Такая дистанция в профессиональной деятельности используется при интервьюировании человека, в процессе беседы за «круглым» столом (например, беседа О. Пушкиной - в «Женском взгляде» (НТВ), И. Зайцевой в передаче «Герой дня без галстука» (НТВ), А. Пиманова в программе «Человек и закон» (ОРТ) и др.)

3. Социальная дистанция(120 - 400 см). На этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. Именно такая дистанция приемлема во встречах с несколькими участниками. Такая дистанция во многом способствует и раскованности участников коммуникативного процесса и их свободе в высказываниях.

4.Публичная дистанция(400 - 750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Именно такая дистанция приемлема при встречах с достаточно большим количеством участников (например, программы В. Познера и др.), так как она удобна для больших аудиторий, где каждый обращается и непосредственно к каждому участнику встречи и ко всем в целом и никому не мешает.

Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением.

Для специалиста, работающего в системе субъект-субъектных отношений, знание особенностей контакта глазами важно, ибо от этого зависит установление взаимодействия с людьми. Именно поэтому специалист должен помнить следующие правила:

- контакт глазами в полном смысле возможен только тогда, когда глаза находятся «на одной линии», иначе вслед за физическим возникает и психологическое неудобство;

- вообще взгляд не должен быть слишком пристальным (прямо в зрачки). Контакт глаз в большом количестве становится нежелательным, причиняет неудобства обоим партнерам по общению;

- мы стараемся меньше смотреть на человека, который нас смущает бестактными вопросами, нескромными замечаниями;

- чем ближе люди находятся друг к другу, тем меньше они смотрят в глаза как бы в знак взаимного уважения.

Тактильные средства невербальной коммуникации – это прикосновения, которые делятся на приятные и неприятные, вынужденные и специальные. В профессиональной деятельности важным тактильным средством является рукопожатие, осуществляемое при приветствии людей.

Ольфакторные средства - это запахи. Они бывают искусственные и естественные. Здесь имеет место использование средств гигиены с целью обеспечения приятных запахов.

Чтобы постичь характер человека, нужно обладать и некоторыми методическими приемами изучения личности в процессе коммуникации, которые строятся на невербальном восприятии внешнего облика человека.

Первым таким приемом является изучение внешнего облика незнакомого человека при встрече с ним лицом к лицу. Будет ли это попутчик в поезде, рабочий (служащий) на приеме по личным вопросам у руководителя, пациент на приеме у врача, устраивающийся на работу человек в отделе кадров. См. подробнее в Приложении 8 «По одежде встречаем…».

Наши рекомендации