Кинесические особенности невербальной коммуникации

Самое важное в общении – увидеть то,

что было сказано.

З. Граф

По внешнему виду не судят только

самые непроницательные люди.

О. Уайльд

К оптической системе невербальных коммуникаций относится кинесика (от англ. kinesics). Предметом изучения кинесики стал «язык» тела, вся совокупность коммуникативных движений. Создателем кинесики является американский антрополог R.L. Birdwhistell, а годом ее рождения можно считать 1952-й, когда в свет вышла его монография «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела», в которой ученый представил результаты многолетних исследований в этой области, причем не только свои собственные, но и своих коллег. Одной из задач, которую он поставил перед собой, было создать каталог отдельных простейших человеческих движений и статичных поз – кинетических атомов и молекул.

В нашей стране исследование кинесических средств общения было начато в 60-х годах в работах Б.А. Успенского, Т.М. Николаевой, позднее продолжено О.С. Ахмановой, И.Н. Гореловым, Е.В. Красильниковой, Л.А. Капнадзе, Г.А. Ковалевым, В.А. Лабунской и др.

Кинесика – зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика – интегральная дисциплина, основанная на данных таких наук, как физиология, анатомия, психология, физиогномика, информатика, лингвистика.

Кинесика – не только язык тела (жесты, мимика, позы), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике также относятся движения, связанные с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк и т.п. Это понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица.

Английский психолог М. Аргайл выделяет 3 группы функций, которые могут выполнять кинесические средства в коммуникативном акте (таблица 5.2.).

Таблица 5.2

Функции кинесических средств в коммуникативном акте

Группы функций Функции
Связанная с социальной ситуацией 1) выражение межличностных отношений; 2) выражение эмоциональных состояний; 3) самопрезентация коммуникаторов.
Связанная с поддержанием вербальной коммуникации 1) дополнения/опровержения значения высказывания; 2) регуляции обмена репликами; 3) поддержания обратной связи; 4) сигнализации о внимательном восприятии сообщения.
Связанная с замещением вербальной коммуникации 1) использование невербальных знаков в качестве знаковых систем; 2) сигнализация о состоянии нервной системы.

Мимика

Нам по музыке заданье: выражать переживанья.

Мы сидим, переживаем, все на лицах отражаем.

Л. Фадеева

Лицо – носитель богатейшего коммуникативного потенциала. Это инструмент передачи эмоциональных состояний; оно отражает межличностные отношения; оно обеспечивает невербальную обратную связь с действиями окружающих; некоторые ученые называют его главным после речи источником информации о человеке. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц.

Мимика обусловлена изменением тонуса (специфическим сокращением и расслаблением) многочисленных мышц лица вследствие электрофизиологических изменений в них во время эмоционального напряжения. Мимическим мышцам, в отличие от других поперечно-полосатых, свойственна одна особенность: один конец каждой мышцы прикрепляется к кости, а другой – свободно переходит в кожу или слизистую оболочку. Поэтому сокращение любой мышцы влияет на изменение рельефа лица[174].

Выдающийся отечественный врач-психиатр академик В.М. Бехтерев писал: «Развитие и совершенствование мимики идет вместе с совершенствованием и эволюцией психики, начиная с младенческого возраста... С ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя, однако, мимические черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица»[175].

Две половины мозга по-разному реагируют на факторы, вызывающие эмоции. Правое (немое) полушарие является «более искренним», соответственно, на левой половине лица можно увидеть «искреннее чувство», тогда как на правой отражается проконтролированное, приукрашенное, исправленное «мнение» левого полушария. «Этот факт, – пишет венгерский исследователь И. Хамори в книге «Долгий путь к мозгу», – проливает новый свет на известный в новой истории телевизионный диспут в 1960 году между кандидатами на пост президента США Дж.Ф. Кеннеди и Р. Никсоном – диспут, который, по общему мнению, повлиял на исход выборов в пользу Кеннеди. Хотя Кеннеди был лучшим оратором и вел дискуссию успешнее Никсона, все же важную роль сыграло расположение телевизионной камеры. Случилось так, что камеры показывали главным образом правую, более контролируемую сознанием часть лица Кеннеди, тогда как Никсон был виден зрителям со стороны более непосредственной, то есть менее выгодной левой половины лица. В настоящее время в США ораторы придают этому фактору большое значение: считается, что положение камеры не менее важно, чем содержание речи».

Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных движений мимических мышц. Обычно мимику анализируют:

1) по линии ее произвольных компонентов (подмигивание, гримасы, насмешливое выражение и т.д.) и непроизвольных, обусловленных эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз, вертикальные складки на лбу и т.д.);

2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда);

3) в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражения лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения.

Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах.

На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, В.А. Лабунской была составлена схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний выступает комплекс признаков мимики (таблица 5.3.).

Таблица 5.3.

Описания мимических признаков эмоциональных состояний[176]

Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или припущены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное

Трудности при изучении выражений лица связаны с несколькими факторами. Во-первых, мы способны контролировать выражение лица, а во-вторых, мы не всегда выражаем чистые или единичные эмоции, редко бывает так, чтобы все черты нашего лица однозначно отражали, например, гнев.

Контроль за выражением лицапозволяет нам усиливать, сдерживать, нейтрализовать, скрывать переживаемые эмоции.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной.

Женщина получает рождественский подарок, ей очень интересно, что это за подарок, она очень рада его получить, но оказывается, что в пакете совершенно заурядная вещь. Ее выражение лица и комментарии, однако, заставляют стоящего рядом дарителя поверить, что именно об этой вещи она мечтала всю жизнь.

Для сохранения хороших отношений часто бывает необходимо сдерживать лицевую экспрессию.

Двое друзей выступают на международной конференции. Один из них занимает первое место и получает приглашение продолжить учебу за границей. Счастливчик постарается сдерживать эмоции радости, и будет говорить о том, что жюри не совсем справедливо.

Студенту, уверенному в том, что он получит тройку, преподаватель говорит, что оценил его работу на «отлично». Его немедленная реакция – сильнейшее удивление (возможно сопровождаемое радостью), но как он реагирует? Его лицо отражает легкое удивление, и он говорит, что в течение курса он много и вдумчиво работал.

Решающим фактором нейтрализации эмоций оказываются культурные и другие традиции.

В соответствии с культурными нормами мужчина не должен публично проявлять страх или открыто плакать. Он нейтрализует отражение на лице данных запретных эмоций.

Игрок в покер вытаскивает четвертого туза за игру без лишних карт. Его лицо заставляет других игроков поверить, что ничего особенного не случилось.

Эмоции нередко приходится скрывать(маскировать), то есть демонстрировать противоположные.

Плач наследника древние называли «замаскированным смехом».

Жена молодого служащего вынуждена прийти на вечеринку, устраиваемую его боссом, к тому же ей сказали, что ее поведение окажет существенное влияние на продвижение ее мужа. Она нервничает и расстроена. По мнению тех, кто описывает эту вечеринку, миссис Новичок была душой вечеринки, счастливой, беззаботной и довольной.

Эти правила выражения усваиваются с опытом, но мы не всегда используем их на сознательном уровне

Экман и Фризен (1975) разработали систему классификации различных стилей лицевых экспрессий. Эти стили в значительной степени базируются на личностных правилах выражения и имеющихся отклонениях. Стиль может проявляться в менее экстремальной форме в отдельных ситуациях или в определенные моменты жизни, но для некоторых людей характерно постоянство стиля. Перечислим эти стили.

1. Скрывающий. Лицо сдерживает выражение реального эмоционального состояния. Очень мало движений лицевых мышц.

2. Открывающий. Этот стиль противоположен скрывающему. Взглянув на лицо человека, у вас не остается сомнений в том, что он чувствует, –и так происходит постоянно.

3. Нечаянно выражающий. Эта модель, как правило, относится к ограниченному числу экспрессии, которые, как человек сам думает, он скрывает: «Как ты узнал, что я рассердился?»

4. Бесстрастный. Человек убежден, что эмоция отражается на его лице, но окружающие видят лишь бесстрастную маску.

5. Заменитель. Выражение лица показывает не ту эмоцию, которую оно должно отражать по мнению самого человека.

6. Замороженный. Этот стиль характерен, по крайней мере, для половины эмоциональных выражений. Некоторые люди рождаются с такой формой лица, что в расслабленном, нейтральном состоянии уголки их рта печально опущены; другие переживают какое-то чувство постоянно, так что это эмоциональное выражение как бы выгравировывается у них на лице (это идея Дарвина).

Различие между спонтанным и намеренным выражением эмоций на практике достаточно трудно провести,отчасти потому, что само понятие преднамеренности весьма неоднозначно. Часто наши действия, знания о нашем поведении и сознательные намерения переплетены настолько сложно, что это не позволяет нам объяснить роль преднамеренности достаточно просто.

Трудности при изучении выражений лица связаны еще и с тем, что мы не всегда выражаем чистые или единичные эмоции. Напротив, лицо выражает множество эмоций. Это называется смещением эмоций; оно может проявляться совершенно различными способами:

ü одна часть лица выражает одну эмоцию, а другая – другую, например, брови подняты, словно вы удивлены, а губы сжаты, словно вы злитесь;

ü одна часть лица выражает две разные эмоции, например, одна бровь удивленно приподнята, а другая опущена, словно вы злитесь;

ü выражение лица создается мускульной активностью, связанной с двумя эмоциями, при этом характерных для данных эмоций элементов на лице не отражается[177].

Экман, Фризен и Элсуорт (1982) провели тщательный анализ всех важнейших исследований лицевых экспрессий и пришли к следующему заключению: «Предшествующие обзоры литературы оставляют впечатление, что данные в изучаемой области противоречивы и непонятны; выполненный нами повторный анализ показал, что об эмоциях, отражаемых на лице, можно делать вполне точные суждения». Экман и его коллеги признают, что данный вывод относится, прежде всего, к искусственным экспрессиям; однако все больше исследований спонтанных экспрессий также указывают на возможность точного их восприятия. То, как мы измеряем реакции на выражение лица, является ключевым моментом для любого утверждения относительно точности распознавания таких экспрессий.

Изучите три лица на рисунке 5.4. Затем рассмотрите методы измерения реагирования, описанные ниже. Будут ли ваши реакции отличаться в зависимости от используемого метода? Окажется ли один метод проще другого? Способствует ли какой-нибудь из методов большей точности?

Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru   Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru   Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru
А   Б   В

Рисунок 5.4. Как интерпретировать эти выражения?

1. В пробелах напишите, какую эмоцию выражает каждое лицо.

А. _______ Б. _______ В. _______

2. Из имеющихся вариантов выберете одну из эмоций, которая точнее всего описывает лицо А, лицо Б и лицо В.

Лицо А: ярость, злость, гнев, возмущение, негодование.

Лицо Б: счастье, радость, наслаждение, развлечение, удовольствие.

Лицо В: грусть, отчаяние, торжественность, уныние, меланхолия.

3. Из данного списка эмоций выберите одну, которая точнее всего описывает лицо А, лицо Б и лицо В: радость, грусть, удивление, страх, гнев.

Этот пример иллюстрирует одну из многочисленных трудностей, возникающих при оценке точности идентификации выражений лица.

В условиях первого эксперимента мы получим полностью открытую, свободную реакцию «судей». Это даст широкий спектр ответов, при этом исследователю придется решать, насколько суждение наблюдателя соответствует их собственному термину для обозначения конкретной эмоции. Иногда «судьи» дают название, которое в экспериментальных условиях может восприниматься как смешение; например, выражение самодовольства может содержать элементы лицевого выражения счастья и злости. Экспериментаторы и наблюдатели могут давать разные названия и при этом реагировать на определенные эмоции в реальной жизни совершенно одинаково. Это также поднимает вопрос о «ножницах» между восприятием эмоциональных реакций и обозначением их так, чтобы это было понятно другим.

Во втором методе идентификационное задание чересчур усложнено: эмоции, данные в каждой категории, слишком похожи. В таких условиях можно предположить, что точность распознавания будет достаточно низкой. В некоторых случаях все названия будут касаться вариантов одной эмоции, а между тем наблюдатель может увидеть нечто абсолютно иное, но добавлять другие определения ему запрещено. Например, лицо «В» воспринимается исследователем как грустное, а «судья» может счесть его нейтральным.

Третий набор инструкций диаметрально противоположен второму: идентификационное задание достаточно простое. Поскольку эмоциональные категории дискретны, мы можем говорить о высокой точности результатов третьего эксперимента.

На точность влияют также предубеждения «судей». К примеру, дано задание с одинаковым числом грустных, радостных и злых лиц. Если «судья» все их определяет как «радостные» (берем крайний случай), он будет оценен как очень точный идентификатор выражения радости, и мы можем сделать вывод, что этот наблюдатель прекрасно определяет счастливое выражение лица. Но при этом он не обладает дифференциальной точностью, так как для всех вариантов у него был один ответ. По этой же причине низкая точность в отношении других эмоций является скорее показателем предубеждения, нежели реальным отражением низкой точности.

Исследователи, использующие тесты множественного выбора, к счастью, выработали специфические способы оценки суждений, принимающие в расчет предубеждение (Wagner, 1993). И, конечно, нужно помнить, что уровень точности будет зависеть и от вероятности случайного выбора; с четырьмя вариантами этот уровень составит 25%, с тремя – 33% и т.д. Следовательно, ни одному уровню точности нельзя дать абсолютную оценку; он должен определяться с учетом того, насколько высок или низок средний случайный результат[178].

На то, как мы считываем эмоции с лица, оказывает влияние множество факторов, но факт остается фактом – их можно читать, и читать с очень высокой точностью. Некоторые эмоции распознаются лучше, некоторые хуже, но шесть основных эмоций – радость, гнев, отвращение, грусть, удивление и страх – определяются единодушно во многих исследованиях. Рисунки 5.5. – 5.10. иллюстрируют эти шесть эмоций с описанием характерных лицевых движений (каждое из которых может быть описано с точки зрения задействованных единиц движений).

Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru       Рисунок 5.5. Удивление: брови приподняты, загнуты и высоко расположены. Кожа под бровями натянута. Горизонтальные морщинки рассекают лоб. Веки открыты; верхнее веко приподнято, а нижнее опущено; белок глаза – склера – приоткрывается над радужной оболочкой глаза, а зачастую и под ней. Челюсть опущена, так что зубы и губы разделены, но напряжения нет, рот не растянут.
     
Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru         Рисунок 5.6. Страх: брови приподняты и сдвинуты. Морщинки на лбу смещаются к центру, а не проходят через весь лоб. Верхнее веко приподнято, открывая склеру, нижнее веко напряжено и приподнято. Рот открыт, губы немного напряжены и опущены или вытянуты и опущены.
     
Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru       Рисунок 5.7. Отвращение: верхняя губа приподнята. Нижняя губа также приподнята и прижата к верхней или опущена и слегка выдается. Нос сморщен. Щеки приподняты. Морщинки под нижним веком, веко приподнято, но не напряжено. Брови опущены, опуская тем самым верхнее веко.
     
Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru         Рисунок 5.8. Гнев: брови опущены и сведены. Между бровями появляются вертикальные линии. Нижние веки напряжены и, возможно, приподняты. Верхние веки напряжены и, возможно, выпячены. Губы находятся в одной из двух основных позиций: плотно сжаты, с прямыми или опущенными уголками или открыты, напряжены и имеют форму квадрата, как при крике. Ноздри могут быть расширены, но для выражения злости это не принципиально, т.к. подобный эффект можно наблюдать и при выражении грусти.
     
Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru         Рисунок 5.9. Радость: уголки губ оттянуты и приподняты. Рот может быть открыт, приоткрывая при этом зубы. Морщинки (носовая складка) спускаются от носа к внешнему краю уголков губ. Щеки приподняты. Морщинки под нижним веком, само веко может быть приподнято, но не напряжено. Морщинки в уголках глаз направлены вовне из внешних уголков.
     
Кинесические особенности невербальной коммуникации - student2.ru         Рисунок 5.10. Грусть: внутренние уголки бровей приподняты. Кожа под бровями имеет форму треугольника, с приподнятыми внутренними уголками. Внутренний край верхнего века приподнят. Уголки губ опущены, губы подрагивают.

Помимо эмоциональных отражений, мимика отражает и психологические свойства человека. Известно, что сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимика в целом указывает на постоянство душевных процессов. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью. Монотонность и редкая смена форм указывают на слабую импульсивность партнера по общению. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях скуки, печали, равнодушии.

Лицо также участвует в облегчении и сдерживании реакций в процессе повседневного общения. Части лица используются для: открытия и закрытия каналов коммуникации; дополнения и изменения вербальных и невербальных реакций; замещения речи.

Лицевые сигналы могут выполнять ряд функций одновременно. Например, зевок может заменить речевое послание «Я устал» и в то же время послужить способом закрытия канала коммуникации.

Взгляд (контакт глаз)

Взгляд может угрожать, как заряженный пистолет,

нацеленный вам прямо в сердце, или может обидеть,

как шиканье и топот в зрительном зале, или в другой раз,

излучая доброту, он заставит сердце танцевать от радости.

Р.У. Эмерсон

Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего «Я» личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движениями, выражением глаз – взглядом человека.

Под взглядом подразумевается то, как человек смотрит или не смотрит на другого человека; обмен взглядами происходит в ситуации, когда двое при общении смотрят друг на друга – обычно друг другу в лицо.

Выделяют следующие параметры взгляда:

ü качественные (выражение глаз);

ü динамические (направленность взгляда, время фиксации взгляда, темп).

О важности взгляда как средства коммуникации говорит то обстоятельство, что взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые несет в себе речь[179]. А именно:

1) служить источником информации;

2) регулировать межличностное взаимодействие;

3) служить показателем социальной близости, выражать симпатию/антипатию, приязнь/неприязнь;

4) служить индикатором социального статуса (или стремления к доминированию);

5) способствовать выполнению совместных задач.

Кендон определяет четыре функции взгляда[180]:

1) регулирующая – взгляд вызывает или подавляет реакцию;

2) мониторинг – люди смотрят на партнера, чтобы сделать выводы о том, что он думает, и проверить его внимательность и реакцию;

3) когнитивная функция – люди, как правило, отворачиваются, когда им трудно что-то понять или принять решение;

4) экспрессивная функция – когда человек смотрит на другого, то в его взгляде выражается увлеченность и возбуждение беседой.

Для детального рассмотрения функций взгляда мы обратимся к классификации, предложенной М. Нэпп и Д. Холл[181].

1. Регулировка процесса коммуникации

Мы вступаем в визуальный контакт, показывая глазами, что готовы к нему. В некоторых случаях взгляд человека просто обязывает нас что-то сказать или сделать.

Бросая взгляд на официанта в ресторане, вы, в сущности, сообщаете, что хотите что-то ему заказать. Помните, что происходило, когда учитель в школе задавал вопрос классу, а вы не были уверены, что знаете ответ? Тогда вы изо всех сил старались не смотреть учителю в глаза: вы не хотели подавать сигнал, что ваши коммуникации открыты. Мы ведем себя также, когда видим, что к нам направляется кто-то, с кем мы не желаем разговаривать. Избежав контакта глазами, нам гораздо легче не общаться с человеком, если мы этого не хотим.

Глаза не только открывают и закрывают каналы коммуникации, но и регулируют ее поток, предоставляя сигналы смены очереди. Говорящие обычно бросают на собеседника меньше взглядов, чем слушатели, и делают это чаще всего во время грамматических пауз, завершая мысль или логический период, или в конце фразы. Хотя взгляды в этот момент могут указывать на передачу реплики партнеру, посредством таких взглядов можно и получить обратную связь, проследить за тем, какое впечатление произвели произнесенные слова, и выяснить, предоставляет ли вам собеседник возможность говорить дальше. Паттерн взглядов между слушателем и говорящим, как правило, выглядит следующим образом: закончив мысль или высказывание, говорящий смотрит на собеседника, ожидая, что тот начнет говорить, и не отводит взгляда, пока реплика не будет закончена. Когда мы смотрим на собеседника после того, как он закончил говорить, это сигнализирует о том, что мы сами собираемся вступить в разговор.

2. Проверка обратной связи

Когда человек хочет удостовериться в реакции окружающих, он на них смотрит. Если другой человек смотрит на вас, когда вы говорите, то вы воспринимаете это как признак внимания к вашим высказываниям. Выражение лица слушателей и взгляд на говорящего в упор не только показывает внимание к собеседнику, но и говорит о том, интересно или нет слушателю то, о чем говорят («хорошо, продолжай»). Чувствовать на себе взгляд – форма социального признания, которое может быть нам приятно или неприятно в зависимости от обстоятельств.

Для ребенка оценка и наблюдение родителей имеет очень большое значение. Это очевидно, например, в ситуации, когда ребенок играет на детской площадке и требует, чтобы родители смотрели, как он карабкается по лесенке. Когда за ребенком наблюдают, он не только чувствует себя в безопасности, но и ощущает, что его действия наполнены смыслом. Без свидетелей собственные действия кажутся ребенку бессмысленными и даже нереальными.

3. Отражение когнитивной активности

И слушатели, и говорящие зачастую стремятся не смотреть на других, когда стараются выразить или воспринять трудные для понимания мысли. Человек в таких случаях отводит взгляд (или, например, прикрывает глаза), так как старается сосредоточиться не на внешних впечатлениях, а на себе и пытается не реагировать на внешние стимулы. Люди чаще не смотрят собеседнику в глаза, когда отвечают на вопросы, требующие размышления, а не на вопросы о фактах, и когда испытывают затруднения с ответом (с точки зрения фактического его содержания или из-за давности события, которое требуется вспомнить, – сравните, например, такие вопросы: «Кто вам сейчас читает лекции?» и «Кто читал вам лекции в позапрошлом семестре?») (Glenberg, Schroeder & Robertson, 1998). Кроме того, когда испытуемых просили ответить на простые вопросы с закрытыми глазами или, глядя прямо на экспериментатора, они отвечали точнее, когда закрывали глаза (Glenberg, et al., 1998). Таким образом, ученые доказали, что, занимаясь сложной когнитивной деятельностью, полезно исключать воздействие внешних стимулов.

4. Выражение эмоций

Идея о том, что глаза – зеркало души, пронизывает все трактаты о внешности человека. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции. Практически невозможно скрыть качество взгляда, особенно тогда когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость – это выше его сил. Она … сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на поприще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (С. Есин, 1985).

М. Булгаков утверждает, что «язык может скрыть истину, а глаза – никогда!», Р. Соммер пишет: «Глаза никогда не обманывают, даже стараясь обмануть». К.С. Станиславский говорит, что взгляд – «это прямо, непосредственное общение в чистом виде, из души в душу…» (1985). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоуэллу), основное внимание должно быть направлено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах».

Противоречит всем им только В.В. Вересаев. Он придерживается другого мнения: «Глаза – зеркало души. Какой вздор. Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы … Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются в людях. Губы не обманут»[182]. Где же истина?

Порой, глядя в глаза собеседнику, можно получить много информации о том, какую эмоцию он переживает. Так, заметив слезы, мы, конечно, сделаем вывод о том, что человек эмоционально возбужден. При этом, не увидев никаких других сигналов, не всегда можно понять, выражают ли эти слезы печаль, физическую боль, радость, гнев или сложную смесь эмоций. Некоторые выражения могут быть неоднозначными, если не видеть лица человека полностью.

Крайне редко наблюдателям удается точно определить эмоции только на основе информации о глазах, не учитывая общее выражение лица. В самых первых научных работах психологи в качестве стимула использовали 51 фотографию лиц (Ekman, Friesen & Тоmkins, 1971). Глаза точнее, чем брови и лоб или нижняя часть лица, указывали на страх, но неточно указывали на гнев и отвращение. Совсем недавно психологи Барон-Коэн, Уилрайт и Джолифф (1997) протестировали, насколько точно студенты определяли 16 эмоций и состояний, представленных актрисой. Актриса выражала эмоции глазами, ртом и всем лицом. Авторы включили в описание «базовые» эмоции (гнев, страх и радость), а также «маргинальные эмоциональные состояния» (например, восхищение, кокетство, надменность и задумчивость). Испытуемые хуже определяли базовые эмоции по глазам, чем по выражению лица в целом, но маргинальные состояния распознавали безошибочно.

Однако испытуемые быстрее и точнее судили об эмоциях человека на основании информации о глазах и лице, чем на основании данных о губах. В соответствии с работой Экмана и его коллег (Ekman et al., 1971) испытуемые одинаково точно оценивали по губам и глазам отвращение и гнев и гораздо хуже распознавали выражение страха.

5. Выражение характера межличностных отношений

Взгляды и контакт глаз при общении часто отражают характер отношений между собеседниками. Паттерны взглядов могут выражать отношения людей с различным статусом. Как показал Хирн (Неаrn, 1957), люди с очень высоким статусом смотрят друг на друга редко. Люди часто смотрят на того, чей статус намного выше их собственного, и редко смотрят на человека со статусом гораздо ниже своего. Вероятно, если человек с высоким статусом не смотрит на вас, то это можно объяснить потребностями людей с разным статусом. Человеку с высоким статусом, вероятно, не нужно пристально наблюдать за вашим поведением, а вам, наоборот, очень важно знать, что он думает или говорит.

Выражение «строить глазки» часто используется, когда говорят об ухаживании. Вероятнее всего, что если люди долго смотрят друг на друга, то это первый признак того, что они хотят остаться наедине. Вероятно, люди смотрят друг на друга чаще и откровеннее по мере того, как их отношения становятся более интимными, но при этом, вполне возможно, верно и то, что после нескольких лет близких отношений партнеры переходят к менее интенсивным взглядам, чем раньше.

Когда между партнерами складываются отношения с негативными установками, то собеседники чаще всего, но не всегда, смотрят друг на друга мало. Одно исследование показало, что удовлетворенные семейными отношениями супруги смотрят друг на друга реже, чем неудовлетворенные, и особенно ярко это наблюдается, когда партнеры обмениваются негативными посланиями (Noller, 1980). Если человек начинает смотреть на другого чаще, это может означать конфронтацию в отношениях.

Враждебность и агрессия в человеке ведет к тому, что он более пристально смотрит на окружающих и вызывает ответную агрессию. Если человек смотрит на другого дольше 10 секунд, то, скорее всего, такой взгляд вызовет раздражение (или ощущение дискомфорта). Некоторые исследования подтверждают, что взгляд друг на друга психологически возбуждает. Можно выразить враждебность по отношению к другому, не смотря на него и не разговаривая с ним, если он знает, что это делается нарочно. Можно оскорбить человека, если смотреть на него слишком часто. В этом случае нарушается неписаное правило анонимности в обществе: иногда нам не хочется, чтобы нас видели. Иногда мы провоцируем агрессию со стороны другого человека только потому, что слишком пристально смотрим на то, что он делает.

Итак, обобщая смысл взглядов и говоря о выражении позитивных и негативных чувств, можно сделать следующий вывод: люди чаще всего смотрят на тех, с кем они состоят в определенных межличностных отношениях. Неважно, чем мотивированы взгляды человека – враждебностью или увлеченностью, – и то, и другое подразумевает заинтересованность участников разговора, а также означает, что они состоят в каких-то межличностных отношениях. Чтобы сделать вывод о том, как человек на нас смотрит – негативно или позитивно, – надо учесть контекст ситуации, а также вербальные и невербальные сигналы.

Факторы, влияющие на продолжительность и количество взглядов при общении. К числу таких факторов М. Нэпп и Д. Холл относят факторы дистанции, физических и личностных характеристик, темы и цели разговора и культурного контекста. На основании проведенного детального обзора экспериментальных исследований данных факторов авторы делают прогноз, что вы будете чаще и пристальнее смотреть на другого человека в следующих случаях:

ü ваш собеседник – мужчина и физически удален от вас;

ü вы разговариваете на приятные и не требующие раздумий темы;

ü вам больше не на кого смотреть, кроме как на собеседника;

ü вас интересует реакция вашего партнера, потому что вы состоите с ним в определенных отношениях;

ü вам нравится ваш партнер или вы его любите;

ü вы принадлежите к культуре, в которой придается большое значение визуальному контакту;

ü вы экстраверт и не застенчивы;

ü у вас есть большая потребность в аффилиации и чувстве присоединения;

ü вы зависите от вашего партнера (а партнер на вас не реагирует);

ü вы слушаете, а не говорите;

ü вы – женщина.

Точно так же можно предсказать, что вы будете стараться реже смотреть на собеседника в следующих ситуациях:

ü вы находитесь слишком близко к вашему партнеру;

ü вы говорите на трудную для обсуждения тему;

ü у вас есть возможность смотреть на другие предметы или людей;

ü вас не интересует реакция вашего партнера;

ü вы говорите, а не слушаете;

ü вам не нравится ваш партнер;

ü в вашей культуре запрещается смотреть на человека во время разговора;

ü вы интроверт или застенчивый человек;

ü вы почти не испытываете потребности в чувстве аффилиации и присоединения;

Наши рекомендации