Определение невербальной коммуникации. Перечислите функции невербальной коммуникации

Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения. Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения:

1. Информационно-коммуникативная функция.

2. Регуляционно-коммуникативная функция.

3. Аффективно-коммуникативная функция.

Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.

Перечень этих функций можно расширить.

Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:

● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

● потребность в привязанностях;

● в значимости или самоутверждении;

● в социальных ориентирах и объекте подражания;

● в самосознании, в самооценке.

Значение общения. Общение играет важную роль в нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также формировании культурного и осознанного поведения. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта

Вербальное и невербальное общение

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло.

I ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ РЕЧЬ И ЯЗЫК

Речь – является самым универсальным средством коммуникации. В речи реализуются и через неё по средствам высказываний, выполняет свою коммуникативную функцию.

Функции языка: - коммуникативная, - конструктивная, - аппелятивная, - эмотивная, - фатическая , - метаязыковая.

Речь делится на внешнею и внутреннею.

Совершенствования навыков вербального общения: 1) наличие хорошей дикции; 2) наличие ясного осознования что хочешь сказать; 3) расширение словарного запаса; 4) умение удерживать внимания слушателя; 5)совершенствования навыков письменной речи.

определение невербальной коммуникации. Перечислите функции невербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

II НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Функции: 1) дополнение, дублирование и усиление вербального сообщения; 2) опровержение; 3) замещение; 4) регулирование разговора 35% слов, 65%невербальных.

К невербальной стороне относится:

- паралингвистическая подсистема (около речевая) – темп речи, тембр, ритм

- экстралингвистическая (вне речевая) – паузы, смех, покашливание

-оптокинетическая – внешние проявления человека чувств и эмоций.

Лицо делится на 3 части: *от волос до бровей (интеллект), **от бровей до крыльев носа (характер), ***от крыльев носа до подбородка (чувства).

Типы взглядов: *деловой взгляд, **светский взгляд (глаза и нос),*** интимный (глаза и ниже).

Жесты: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, аффекторы, эмблемы, рукопожатия.

Садится на против – дискуссия, рядом – готовность к совместной работе, на искасок – дружеская биседа. ПОЗА – открытая, закрытая

Выделяются следующие зоны дистанций в человеческом контакте: 1- интимная (до 15 см.), 2- личная (45-80 см.), 3-социальная зона (ближняя 1,5-2 м дальняя от 2 – 2,5 м), 4- публичная (ближняя 3-8 м и дальняя от 8 м), 5- открытая зона или зона принципиального возможного контакта.

Одежда. Одежда говорит о национальности, о профессии, о возрасте, об уровне материальной обеспеченности и о личных свойствах человека. Стили одежды: традиционный, модный, экстравагантный, классический, оригинальный, разнообразный, консервативный, сексуальный, эксклюзивный.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

Следует отметить, что именно три подсистемы имеют наибольшее значение, несут максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль коммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.1

Наши рекомендации